Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:10, контрольная работа
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) -- основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этой деятельности ее участниками, и прежде всего учителем. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, СВ. Иванов, Е.С. Ильинская, И.В. Карпов, Ю.Л. Львова, Л.Т. Охитина, Е.И. Пассов и др.). Исследователи подчеркивают многообъектность анализа урока, важность учета учителем (преподавателем) всех сторон педагогического взаимодействия, особенностей его субъектов и их деятельности. Рассмотрим урок с позиции учителя (преподавателя), с п
Содержание 1. Психологический анализ урока (теоретическая часть)……3 1.1 Психологический анализ урока в деятельности педагога…3 1.1.1 Общая характеристика психологического анализа урока…4 1.1.2 Форма психологического анализа урока…………………...4 1.1.3 Три плана психологического анализа урока……………….7 1.1.4 Объекты психологического анализа урока…………………8 1.2 Уровни (этапы) психологического анализа урока…………9 1.2.1 Предваряющий психологический анализ…………………9 1.2.2 Текущий психологический анализ ………………………11 1.2.3 Ретроспективный психологический анализ……………………..12 1.3 Схема психологического анализа урока…………………………...13 1.3.1 Объекты анализа и схема их рассмотрения……………………..13 1.3.2 Общая схема рассмотрения урока……………………………….17 1.3.3 Задачи учителя при психологическом анализе урока…………..17
2. Психологический анализ урока (практическая часть)……………..18
Литература………………………………………………………………20
ЧОУ ВПО Институт Экономики, Управления и Права г. Казань
Психологический факультет
Кафедра
«Педагогика и
психология»
Контрольная
работа на тему: «Психологический анализ
урока» По дисциплине: «Педагогическая
психология».
Альметьевск 2011
Содержание 1.
Психологический анализ урока (теоретическая
часть)……3 1.1 Психологический анализ урока
в деятельности педагога…3 1.1.1 Общая характеристика
психологического анализа урока…4 1.1.2
Форма психологического анализа урока…………………...4 1.1.3
Три плана психологического анализа урока……………….7 1.1.4
Объекты психологического анализа урока…………………8
1.2 Уровни (этапы) психологического анализа
урока…………9 1.2.1 Предваряющий психологический
анализ…………………9 1.2.2 Текущий
психологический анализ ………………………11
1.2.3 Ретроспективный психологический
анализ……………………..12
2. Психологический
анализ урока (практическая
Литература……………………………………………………
1.Психологический
анализ урока
Педагогическая
деятельность, как известно, может осуществляться
в разных формах, среди которых особое
место занимает урок (занятие) -- основная
организационная единица процесса обучения,
где проходит совместная деятельность
учителя и учащихся. Анализ урока является
одним из важных способов осознания, объективации
этой деятельности ее участниками, и прежде
всего учителем. Анализу урока посвящено
достаточно много собственно психологических,
педагогических и методических работ
(Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, СВ. Иванов,
Е.С. Ильинская, И.В. Карпов, Ю.Л. Львова,
Л.Т. Охитина, Е.И. Пассов и др.). Исследователи
подчеркивают многообъектность анализа
урока, важность учета учителем (преподавателем)
всех сторон педагогического взаимодействия,
особенностей его субъектов и их деятельности. Рассмотрим
урок с позиции учителя (преподавателя),
с позиции того, что дает психологический
анализ урока ему самому, как влияет проведение
такого анализа на повышение эффективности
преподавательской деятельности, как
при этом проявляются проективные и рефлексивные
умения учителя, преподавателя. Исходным
является положение, что анализ любого
урока представляет собой комплексное
рассмотрение, в котором психологический,
педагогический, методический и предметный
аспекты тесно связаны друг с другом. Выделение
одного из этих аспектов, например психологического,
носит условный характер и необходимо
только в аналитическом (теоретическом)
плане. 1.1.
Анализ
урока, способствуя улучшению
1.1.1.Общая
характеристика
Предмет
психологического анализа урока
многогранен: это психологические
особенности учителя (его личности,
его деятельности на данном конкретном
уроке), закономерности процесса обучения;
психологические особенности и
закономерности личности учащегося, всего
класса (деятельности по усвоению определенных
знаний, формированию умений и навыков).
Это и психологические
1.1.3 Три плана психологического анализа урока. Говоря о психологическом анализе урока как явлении в целом, можно четко разграничить три его плана. Первый план -это психологический анализ, относящийся к воспитанию, развитию личности учащегося, формированию его научного мировоззрения, нравственности в процессе обучения. Этот план входит частью в общепедагогический разбор урока, где в целом рассматривается его соответствие общеобразовательным и воспитательным целям современного образования. Очевидно, что в общем контексте реформирования образовательного процесса необходимо усилить именно воспитательную сторону обучения, включив в психологический анализ урока более широкий круг вопросов о воспитании ученика как личности и осуществляя более детальное их рассмотрение. Актуальным становится психологический анализ самого убеждающего воздействия учителя на формирование позитивных социальных установок, активной социальной позиции ученика, его готовности отстаивать и защищать свои убеждения. Важным является здесь и психологический анализ процесса воспитания у обучающихся чувства ответственности, готовности к сотрудничеству; условий формирования нравственно здоровых, объединенных социально значимой целью учебных коллективов как групп высшего типа. Второй план тесно соотносится с методическим разбором урока: обоснованием его целей, содержания, организации и т.д. В ходе анализа рассматривается, насколько урок соответствует уровню подготовки учащихся и их интеллектуальному развитию. Анализируются психологическая природа усвоения учебного материала, развития интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, соответствие приемов и способов работы возрастным и индивидуально-психологическим особенностям учащихся и т.д. Третий план анализа урока имеет двух адресатов: первый -- это ученик, его познавательно-коммуникативная потребность, условия ее формирования и развития особенности его речемыслительной деятельности, его коммуникативные способности, индивидуально-психологические особенности и т.д., т.е. ученик как субъект учебной деятельности, педагогического общения с другими учениками, с учителем. В то же время психологический анализ урока -это инструмент, средство совершенствования собственной педагогической деятельности учителя, что особенно важно в условиях современной школы. Поэтому вторым адресатом является сам учитель. В этом случае психологического анализа урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, направленности личности, уровня притязаний, протекания собственной деятельности, ее успеха т.д.). Существенно отметить, что «педагогическая рефлексия» соотносится с профессиональным самосознанием учителя как субъекта педагогической деятельности, личности, социально ответственной за воспитание и обучение других людей.
1.1.4
Объекты психологического
анализа урока. Объектами педагогической
рефлексии в процессе психологического
анализа урока, прежде всего, являются
мотивы собственной педагогической деятельности.
Исследования показывают, что наряду с
позитивными социально-значимыми мотивами
(желание работать с молодежью, детьми,
понимание общественной значимости своего
труда и др.) учителя руководствуются и
мотивами, связанными с влиянием внешних
обстоятельств (возможность заниматься
любимым предметом, например математикой,
иностранным языком, интерес к профессии
умственного труда и др.), а не с самой педагогической
деятельностью. Соответственно, ответ
на поставленный самому себе вопрос «ради
чего я выполняю эту деятельность» может
положительно повлиять на характер ее
выполнения, повышение ее эффективности.
Наряду с этим важно осознание учителем
характера самого педагогического процесса,
т.е. функций, отраженных в профессиограмме
учителя-предметника. К ним, как было отмечено,
прежде всего, относится группа операционально-структурных
функций (конструктивно-планирующая, организаторская,
коммуникативно-обучающая, исследовательская). Не
менее важна и собственная эмоциональная
реакция учителя на процесс и результат
своей деятельности в классе как объект
психологического анализа. Другими словами,
учитель может осознавать в этом процессе
то эмоциональное состояние, которое возникает
у него в ответ на управляемую им деятельность
учащихся. Как известно, положительные
эмоциональные реакции укрепляют эту
деятельность, отрицательные деструктурируют,
парализуют ее. Когда объектом рефлексии
в ходе психологического анализа выступают
результаты педагогической деятельности,
то, прежде всего, имеется в виду осознание
учителем сильных и слабых сторон собственной
деятельности. При этом, как отмечается,
«чаще и тщательнее учителя анализируют
свои неудачные уроки: 98 из 100. Только два
учителя фиксируют причины удач, и то они
пришли к этому после 15-летнего опыта работы,
когда поставили перед собой задачу найти
закономерности удачного урока» (Львова
Ю.Л.). Говоря об анализе собственной деятельности
учителя, необходимо подчеркнуть, что
в плане совершенствования педагогического
мастерства учителю особенно важно анализировать
урок как бы в разных временных планах,
на разных уровнях подготовки к нему и
его проведения. 1.2
Уровни (этапы) психологического
анализа урока. Планы и объекты анализа
могут быть соотнесены с различными формами
деятельности учителя: подготовкой к уроку,
проведением урока, его аналитическим
разбором, оценкой самим учителем проведенного
урока. Соответственно выделены три уровня
психологического анализа урока: предваряющий,
текущий и ретроспективный (И.А. Зимняя,
Е.С. Ильинская). 1.2.1
Предваряющий психологический
анализ. Предваряющий психологический
анализ урока осуществляется на этапе
подготовки учителя к уроку. На этом этапе
у учителя первоначально возникает «образ-замысел»
(в терминах В.А. Артемова) будущего урока,
пока еще мысленного, «безликого», без
временных и пространственных границ.
Затем в деятельности учителя наступает
важный этап всестороннего и тщательного
анализа всего, что связано с будущим уроком:
учебного материала, предусмотренного
программой, выдвигаемых целей и задач,
избираемых методов, приемов и способов
обучения, а также условий, в которых планируется
проведение занятия (определенная группа
учащихся, время, место и т.п.). В процессе
такого анализа учитель готовит план или
конспект уже вполне конкретного урока,
того «образа-исполнения» (в терминах
В.А. Артемова), которому и надлежит быть
реализованным.