Харизма, как социально-психологическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Проблема харизмы является междисциплинарной. Харизма - мощная, порой страшная, сила, до сих пор не до конца исследованная, - на сегодняшний день существует более 60 её научных определений. Использование именно этого термина обусловлено тем, что в русском языке ему нет точного аналога, - наиболее близко по значению слово "обаяние" (очарование, притягательная сила). Помимо магнетического "притяжения" харизмат (человек, имеющий харизму) обладает еще и собственным "излучением", он в состоянии оказывать на окружающих мощное влияние, почти гипнотическое, "наводить чары", вызывая в своих последователях неосознанное стремление подражать, следовать, подчиняться воле харизматического господина.

Оглавление

1. Введение 3
2. Понятие харизмы в социальной психологии и смежных дисциплинах 4
3. Теория «харизматического лидерства» 8
4. Этика и харизма 9
5. Ключевые черты харизматического лидера 11
6. Практическая часть 13
7. Заключение 15
8. Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Социальная психология - Курсовая.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство  по образованию РФ

    Тульский Государственный  Университет

    Кафедра «Психологии» 
 
 
 
 

Дисциплина  «Социальная психология»

Контрольно-курсовая работа

    Тема: «Харизма, как социально-психологическое явление»

 
 
 

Выполнил: Бугримов А.Н. 

Проверила: Брагина Т.А.

                                                                                                                                                
     
     
     

    Тула 2009 г. 
     
     
     
     

Содержание 

    1. Введение                                                                                           3
    2. Понятие харизмы в социальной психологии и смежных дисциплинах                                                                                     4
    3. Теория «харизматического лидерства»                                         8
    4. Этика и харизма                                                                               9
    5. Ключевые черты харизматического лидера                                11
    6. Практическая часть                                                                     13
    7. Заключение                                                                                      15
    8. Список литературы                                                                         16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       Харизма. В общем смысле под этим термином понимают некое, как правило данное свыше, свойство личности, выражающееся в умении притягивать людей и вести их за собой.

       В наше время исследование харизмы  с точки зрения психологии особенно актуально. Данные исследования могут найти широкое практическое применение в сфере бизнеса, менеджмента и политики. Харизматичный человек более эффективно справляется с управлением группами людей и направлением их деятельности на достижение четко сформулированных целей, что несомненно порождает огромный соблазн исследовать данное явление и возможно искусственно развить его у себя.

       Первым  попытавшимся исследовать харизму  стал М.Вебер. Именно он и дал ее классическое определение, принятое в современном  психологическом сообществе. В религиозном аспекте харизму изучали К. Фридрих, Д. Эммет. , считавшие ее теологическим явлением. Э. Вилнер же, изучая это вопрос утверждал, что фундаментальные изменения осуществляют люди, способные прочесть «знаки времени» и найти «чувствительные струнки» масс, благодаря которым возможна их мобилизация на создание нового порядка.

       Несмотря  на достаточно долгое время изучения этого вопроса, тем не менее так  и не был четко сформулирован  тот набор качеств, которыми должен обладать харизматичный лидер. Возможность искусственного «синтеза» харизмы у отдельно взятой личности также остается весьма призрачной. Несмотря на огромное количество тренингов и методик развития этой черты, создается впечатление, что все они сводятся к обобщенным поверхностным рекомендациям и не в состоянии объяснить истинную глубинную природу данного явления.

       Тем не менее мы предполагаем, что возможно выделить наиболее общие черты, присущие харизматичным лидерам. В первую очередь нам необходимо наиболее полно охарактеризовать такое явление, как харизма. Рассмотреть точки преломления данного вопроса с категорией лидерства. После чего нам необходим провести исследование и выяснить наиболее часто встречающиеся составляющие харизмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие харизмы в социальной психологии и смежных  дисциплинах 
     

       Проблема  харизмы является междисциплинарной. Харизма - мощная, порой страшная, сила, до сих пор не до конца исследованная, - на сегодняшний день существует более 60 её научных определений. Использование именно этого термина обусловлено тем, что в русском языке ему нет точного аналога, - наиболее близко по значению слово "обаяние" (очарование, притягательная сила). Помимо магнетического "притяжения" харизмат (человек, имеющий харизму) обладает еще и собственным "излучением", он в состоянии оказывать на окружающих мощное влияние, почти гипнотическое, "наводить чары", вызывая в своих последователях неосознанное стремление подражать, следовать, подчиняться воле харизматического господина.

       Само  слово "харизма" пришло к нам  из Древней Греции, где единственным его значением было "подарок". Первые христиане использовали его в расширенном значении: "искра, дар Божий". "...Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, иному вера, иному дары исцелений… Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо" (1Кор.12.1-11.)

       Со  временем слова изнашиваются, меняют своё значение, забываются… В двадцатом  веке появляется человек, давший слову "харизма" второе рождение и новый  смысл. Немецкий политолог, социальный психолог, страстно стремящийся в  политику, но не реализовавшийся как государственный деятель, известный ученый Макс Вебер, посвятивший свою жизнь исследованию феномена власти, вводит в политический обиход новый термин и новое определение: "Харизма, - незаурядное качество личности, благодаря которому она воспринимается как сверхъестественная, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других и признаваемая достойной роли "Вождя". [1]

       Большая часть объяснительных моделей феномена харизмы так или иначе основывается на подходе М. Вебера. В его трактовке понятие харизмы тесно соотносится с проблемой создания новых социальных образований, а также проблемой свободы, творчества, человеческой ответственности. Эта тема обсуждается им во многих работах, поэтому в зависимости от контекста несколько различаются и трактовки феномена харизмы. В одной из работ дано следующее определение: данное понятие «применяется к определенному качеству личности индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей». Здесь же Вебер поясняет, что «эти качества не свойственны обычному человеку, они приписываются божественному происхождению или воспринимаются как образцовые, благодаря чему индивид считается вождем» . При этом абсолютно неважно, по Веберу, являются ли квалифицируемые харизматические качества действительными, мнимыми или предположительными . Следуя принципу свободы от ценностных суждений, Вебер безразличен и к ценностям, вносимым в мир харизматической личностью. Харизматиком для него является всякий, кто способен воздействовать на массу с большой эмоциональной силой. Однако в концепции Вебера харизма фундаментально социальна и не отождествляется с историко-психологической традицией «Великого человека».

       В «религиозном» подходе к харизме (К. Фридрих, Д. Эммет) критикуется, с  одной стороны, расширение, выведение  изначально теологического понятия  за пределы сферы религии, с другой безразличие к вопросам духовности и моральности лидерства. В итоге либо аргументируется тезис об абсолютной несовместимости сфер религии и политики и, соответственно, утверждается невозможность политической харизмы, либо использование категории харизмы при анализе политических процессов допускается лишь к ограниченному кругу «духовных» политиков (например, М. Ганди). В последнем случае подлинные харизматики в сфере политики также рассматриваются в высшей степени моральными и религиозными. Харизматический политик предстает обладающим особой «вдохновляющей» способностью и благодаря своим духовным качествам мобилизует людей на экстраординарные усилия. Далее, побудительным мотивом харизматического политика выступает стремление «разбудить» мораль других людей, а не желание стать объектом слепого послушания и преданности. Таким образом, в религиозном подходе стремятся придерживаться узкого значения понятия «харизма».

       Принимая  основные положения веберовской  концепции харизмы, ряд исследователей обращает внимание на необходимость  ее модификации в связи с принципиальными изменениями современного политического пространства и современного мира в целом. Так, К. Лёвенштейн полагает, что харизматическое лидерство зависит от широко распространенной веры в экстраординарные и сверхъестественные способности, тогда как в современном рациональном обществе подобные верования практически исчезли, отсюда харизма возможна лишь в «ранние эпохи», а также в обществах, продолжающих оставаться несовременными в указанном смысле слова. Исходя из того, что Вебер не мог знать о революции массового общества, массовой политики и т.п., делают вывод, что его концепция мало применима для анализа современной политики, которая качественно отлична от описываемого им «века площадей и митингов». Другими словами, место истинных харизматических политиков заняли псевдохаризматики, манипуляторы современных массовых коммуникаций.

       Существует  и другая линия рассуждения, в  которой краеугольным камнем аргументации выступает несовместимость «истинной» харизмы с сущностью современного общества. При этом акцентируются три черты харизмы: ее иррациональность, революционность и личностная природа. Предполагается, что изменения в социальных и политических структурах обусловили минимальные шансы или даже практическую невозможность появления истинной формы харизмы в современном обществе (рациональном, безличном, бюрократическом, массовом и т.п.). Преобладающей тенденцией становится создание бюрократическими структурами харизматического лидера, изначально лишенного качеств харизматика. Р. Глассман пишет о «сфабрикованной харизме», а Й. Бенсман и М. Гайвант предлагают ввести понятие «псевдохаризма» . На развитие проблематики псевдохаризмы в связи с реалиями массового общества значительное влияние оказали работы представителей франкфуртской школы неомарксизма. В частности, интерес представляет обсуждение темы «позднего капитализма», для которого характерна тотальная формализация всех сфер жизнедеятельности, подвергающая постоянному давлению истинную харизму (иррациональную, радикальную, личностную). Всемогуществу бюрократических структур невыгодно появление или усиление неподконтрольных им личностей и процессов, а значит, и подлинного (революционного) харизматического лидера. Однако харизма, говорят те же авторы, необходима для функционирования политики, а следовательно, выражена потребность в ее «управляемой», искусственной замене псевдохаризме. Иными словами, социальный кризис, как показывает практика, можно создать и при этом единственным выходом из него изобразить избрание того или иного политического деятеля, представляемого фигурой с экстраординарными качествами. Согласно подобным критическим теориям, харизма выступает ширмой для затемнения других, скрытых идеологических или материальных целей определенных заинтересованных групп. Отсюда выдвигается вопрос о рассмотрении природы интересов, скрытого содержания псевдохаризматического послания.

       Распространение концепций авторитарной личности способствовало психологизации феномена харизмы (садизм/мазохизм лидера и его последователей). В  этой связи оправдание получил анализ психологических и патологических характеристик личности вождя, его биографии, а причины появления политической харизмы находили объяснение в невротических склонностях масс, формировании массовых психозов, комплексов и страхов.

       Широкое распространение получила «функциональная» трактовка харизмы, которая по своим аксиоматическим посылкам принципиально отлична от радикальной и критической направленности концепций «псевдохаризмы». Известный в социологической теории феномен «парсонизации Вебера» способствовал возникновению ряда клише, в частности, применительно к понятию харизмы. Тезис Парсонса, что харизма не есть метафизическая сущность, но строго эмпирически наблюдаемое качество, а также акцентирование им взаимосвязи харизмы и легитимности (как институционального приложения или воплощения харизмы) стимулировали проведение эмпирических исследований по соответствующей проблематике, поиск четких теоретических и операциональных определений понятия. Многообразные концепции, базирующиеся на эмпирических исследованиях, объединяет стремление изучать данный феномен через поиск и анализ функций, которые выполняет харизма в жизни общества (как правило, это такие позитивные функции, как интеграция общества, поддержание стабильности социальной системы и пр.). Сторонники функционального подхода чаще всего используют понятие харизмы при изучении революций, процессов широких социетальных изменений (в частности, процессов модернизации в странах «третьего мира») и вообще тех ситуаций, когда в обществе особенно остро стоит проблема обеспечения солидарности и стабильности.

       Различные «героико-мессианские» теории харизматического лидерства весьма популярны в  российской социологии. Не в последнюю  очередь этому способствуют процессы модернизации, происходящие на постсоветском  пространстве. В российском научном дискуссе (а более всего в публицистике) распространено представление о возможности «истинных» харизматиков в современной политике. Истинных и в плане их действительного, реального (а не созданного и видимого) обладания особым даром, истинных и в том смысле, что они «духовны», «непатологичны», что их функция «придать новый импульс дальнейшему развитию общества», «стать общенациональным символом веры людей в свои возможности» (А. Кочетков). Сторонники подобных взглядов выражают вполне конкретные надежды на приход настоящего харизматического лидера, способного «одним махом» решить извечные российские проблемы, построить сильное национальное государство, выразить национальную идею и пр.

Информация о работе Харизма, как социально-психологическое явление