Харизма, как социально-психологическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Проблема харизмы является междисциплинарной. Харизма - мощная, порой страшная, сила, до сих пор не до конца исследованная, - на сегодняшний день существует более 60 её научных определений. Использование именно этого термина обусловлено тем, что в русском языке ему нет точного аналога, - наиболее близко по значению слово "обаяние" (очарование, притягательная сила). Помимо магнетического "притяжения" харизмат (человек, имеющий харизму) обладает еще и собственным "излучением", он в состоянии оказывать на окружающих мощное влияние, почти гипнотическое, "наводить чары", вызывая в своих последователях неосознанное стремление подражать, следовать, подчиняться воле харизматического господина.

Оглавление

1. Введение 3
2. Понятие харизмы в социальной психологии и смежных дисциплинах 4
3. Теория «харизматического лидерства» 8
4. Этика и харизма 9
5. Ключевые черты харизматического лидера 11
6. Практическая часть 13
7. Заключение 15
8. Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Социальная психология - Курсовая.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

       Согласно плюралистической концепции, харизму порождает не популярность лидера в массах или его невротическая помешанность (как это постулируется в психологических концепциях харизмы и отчасти в ряде версий концепции псевдохаризмы), а вовлечение в жизненно важные локусы, нахождение вблизи центра событий. Харизма появляется из магии самой власти, внутренне присущей священности суверенной власти: важность «большой» политики и торжественность богослужения берут начало в сходных импульсах. Хотя наличие общих качеств у правителей и богов было замечено давно (например, Э. Канторовичем, К. Шмиттом), плюралистический подход ценен в том отношении, что указывает на общие корни обширной универсальности полномочий правителя и богов церемонии (обряды, ритуалы) и представления, через которые они оказывают принуждение.

       В плюралистическом подходе важной выступает проблема распространения харизмы, ее воплощение в институциональной структуре общества, ценностях, высокостатусных группах и пр. Основной аргумент критики этого подхода харизма становится общим и диффузным понятием. Она предстает качеством, порождающим «трепет и благоговение», где бы ни появилась, а следовательно, это свободно текущий атрибут, который может прикрепить себя к чему угодно, включая индивидов. В плюралистических концепциях харизма предстает компонентом любого добровольного послушания установленному господству, а следовательно, она уравнивается с центральной властью и легитимностью. [2] 

       Концепция харизматического лидерства 

      Парадоксально, но имеются две противоположные  позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.

      Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

      Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту усиливает эту потребность. Желание у такого человека быть деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей (фокус на простые и драматического характера цели), упор на большие ожидания, проявление доверительности и инспирирование у последователей импульса к действиям.

      Исследования  свидетельствуют, что у харизмы  есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная — связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин, и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к. внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

      Модели  харизматического лидерства различаются  количеством стадий развития самой  харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

      Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации (публикации, речь, жесты, позы и т.п.) последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятие на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

       Исследование  практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменении в связи с критичностью ситуации. [3] 
 

                  Этика и харизма 

      Концепция харизматического лидерства рассматривает как позитивные, так и негативные черты данного типа лидерства. Все они сведены в таблицу ниже [5]: 

Неэтический харизматический лидер Этический харизматический  лидер
Использует  власть только в личных интересах Использует  власть в интересах других
Продвигает только свое личное видение Строит свое видение в соответствии с нуждами  и стремлениями последователей
Пресекает критику в свой адрес Считается с  критикой и извлекает из нее уроки
Требует беспрекословного выполнения своих решений Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам
Коммуницирует только в одном направлении, от себя вниз Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию
Нечувствителен  к потребностям и нуждам последователей Научает, развивает  и поддерживает последователей, делит свою славу с другими
Полагается  на удобные внешние моральные  стандарты для удовлетворения своих  интересов Полагается  на внутренние моральные стандарты для удовлетворения организационных и общественных интересов
 

       Как мы можем видеть, эффективность лидера во много определяется его этическими принципами. Мы можем сделать вывод, что их развитость может резко в положительную сторону повлиять на успешность деятельности группы, руководимой харизматичным человеком.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Ключевые  черты харизматического лидера 

       Многие  исследователи пытались выделить ключевые черты, свойственные харизматическим лидерам. Несмотря на довольно большой разброс полученных черт, в качестве основных были выделены следующие: 

       Прийти  со стороны 

       Очень трудно оказывать влияние на людей, среди которых ты вырос. Поэтому  одна из наиболее важных черт харизматической  личности — чуждость своему окружению. Человеку, который пришел со стороны, намного легче управлять другими  людьми. Примеры — корсиканец Наполеон, француз (чужак в Женеве) Кальвин, грузин Сталин. Понятно, что стороннее происхождение в прямом смысле слова вовсе не обязательно. Достаточно хотя бы признаков иного происхождения, чтобы иметь возможность двигаться по харизматическому пути. 

       Отличаться от других 

       У человека, претендующего на харизматическую  карьеру, должны быть некие признаки, или стигматы (отметины), выделяющие его из окружающей массы. Таким признаком  может быть даже болезнь или увечье. Хорошо известно, как в традиционных культурах относились к горбунам, юродивым и т. д. Их почитали и побаивались, ведь считалось, что такие люди связаны с потусторонними силами. Бросающаяся в глаза ущербность как бы переводит ее обладателя в особое измерение, поражая воображение окружающих. Примерами могут служить «карлик» Наполеон или одноглазый Моше Даян.

       Лидер непременно должен быть носителем знаков, по которым его всегда узнают и  вспомнят. Сигара Черчилля, трубка Сталина, кепка Лужкова — примеры, которые  первыми приходят в голову. В формировании харизматического имиджа важно все до мелочей: походка, одежда, интонации, осанка. Все это должно сделать человека узнаваемым и запоминающимся. 

       Пережить  озарение 

       Созревший для своей миссии герой получает свыше приглашение к общественной деятельности или некий знак, указывающий на его предназначение. Призвание в религиозной сфере, разумеется, осуществляется посланцем высших сил или знамением, от них исходящим (Моисей перед неопалимой купиной, Будда под деревом Бодхи). К героической деятельности в светской области чело век может быть призван другими незаурядными событиями, которые вызывают неожиданное озарение (Владимир Ульянов после казни брата Александра, произносящий знаменитое: «Мы пойдем другим путем»). 

       Удивить сторонников 

       Новизна — неотъемлемая часть харизмы. Невозможно представить себе, чтобы экстраординарные способности проявлялись общепринятым образом. Например, даже если в основе программы харизматического лидера лежит реваншистская идеология, на фоне общей духовной ситуации эпохи она должна казаться чем-то новым.

       Огромное  значение имеет новизна самого политика. Его внезапное появление должно ошеломить избирателя. В условиях демократической власти действие харизмы  зачастую непродолжительно и заканчивается  вскоре после избрания. Очень важно  не растерять своей привлекательности к моменту выборного соревнования. Задача разумного политика и его команды — рассчитать, чтобы пик восприятия его как харизматической личности пришелся как раз на момент выборов. 

       Придумать ритуал 

       Харизматическое поведение зачастую предполагает некую театральность. С этим связано широкое использование гербов, эмблем, гимнов, знамен и различных обрядов.

       Разумеется, важно заботиться о соответствии содержательной части идеологии  внешнему оформлению. Хотя строить  воздействие на людей можно на чем угодно, даже на теме борьбы против грызунов, харизма политического деятеля, претендующего на общенациональное влияние, должна отвечать на важнейшие вызовы времени. 

       Победить  врагов 

       Личность, претендующая на особое влияние, всегда находится в состоянии борьбы. Харизматический лидер, собственно, живет для того, чтобы в любой момент перегрызть глотку тому, кто покушается на интересы его группы.

       При этом лидер никогда не будет так  же рьяно отстаивать свои собственные, корыстные интересы. Вождь-политик тщательно скрывает собственные амбиции, выставляя себя «слугой народа», против своей воли и как бы нехотя берущего на себя бремя власти.  
 
 
 
 
 

       Практическая  часть 

       В данной части работы мы, на основе выделенных выше качеств харизматического лидера, исследуем, насколько их присутствие важно при определении харизматичности. Для этого мы пронаблюдаем их наличие у нескольких признанных харизматичных политиков. 

       1. Фидель Кастро Рус 

       Чуждость. Сын испанского иммигранта, до сих пор говорит с испанским акцентом. Известность приобрел сначала в Доминиканской республике и Колумбии. На Кубу вернулся уже признанным борцом-революционером.

Информация о работе Харизма, как социально-психологическое явление