Культура как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:20, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3

1 Сущность культуры как совокупности средств и способов
человеческой деятельности…………………………………………5

2 Соотношение культуры и цивилизации…………………………....7

3 Культура как многофункциональная система: как традиция и
социальная память человечества, как способ реализации
творческих возможностей человека……………………………….9

4 Диалогичность культуры………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………...12

Список литературы………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

                                      по дисциплине: Культурология

по теме: Культура как социальное явление

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Специальность: Экономическая безопасность

Группа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………….3                                                                                                                                                                                                                                                 

 

1 Сущность культуры  как совокупности средств и  способов 

   человеческой  деятельности…………………………………………5                                                                              

 

2 Соотношение культуры  и цивилизации…………………………....7 

 

3 Культура как многофункциональная система: как традиция и

   социальная память  человечества, как способ реализации

   творческих возможностей  человека……………………………….9                                                                

 

4 Диалогичность культуры………………………………………….11                                                                                  

 

Заключение…………………………………………………………...12                                                                                                         

 

Список литературы………………………………………………….14                                                                                                          

 

Введение

 

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.

Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

Однако, несмотря на это  раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность  естественному состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный  переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.

Значительное внимание проблеме культуры уделял идеолог немецкого  Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал  внимание на "гуманный дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение достоинства каждого народа, сплачивает людей, используя для этого законы и воспитание, традиции и символы.

Выдающийся немецкий философ И. Кант культурой называл  только то, что служит благу человека. Поэтому все созданное человеком можно отнести к культуре. Цель культуры, по Канту, состоит в развитии природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения к поколению знаний и опыта, в завоевании свободы от природных сил, в моральном совершенствовании человека, в преодолении в нем "грубости и животности".

В настоящее время  существует около 300 вариантов определения  культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем  материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.

 

1 Сущность культуры как  совокупности средств и способов человеческой деятельности.

 

 

Культура, очевидно, выступает  как качественная сторона любой  деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как  материальные, так и духовные. В  реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.

Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей и т.п.

Однако, представляется, что содержание указанной категории  не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или  духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и т. п.).

Специфика культуры состоит  в том, что она, представляя собой  известные ценности, в то же время  характеризует различные явления  общественной жизни.

Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

Современная культура - это  сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов.

Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура - это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

В культуре фиксируются:

общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических  форм жизни;

качественное своеобразие  форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох, стран, классовых, национальных, демографических общностей людей;

особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Соотношение культуры и цивилизации

В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».

В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

Однако в культурологии имеется  и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации.

Проблема отношения  «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.

 

3 Культура как многофункциональная  система: как традиция и социальная  память человечества, как способ  реализации творческих возможностей  человека

 

Культура  представляет  собой  многофункциональную  систему. Главная функция феномена  культуры  человеко-творческая,  или  гуманистическая. Она  облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Функцию  трансляции  социального  опыта  нередко  называют   функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву  считают социальной  памятью  человечества.  Она  опредмечена  в  знаковых  системах: устных  преданиях,  памятниках  литературы  и  искусства,  «языках»   науки, философии,  религии  и  других.  Однако  это  не  просто  «склад»   запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших  ее образцов. Отсюда  всякое  нарушение данной  функции чревато для общества серьезными,  подчас  катастрофическими последствиями.   Разрыв   культурной преемственности приводит  к анемии,  обрекает  новые поколения  на  потерю социальной памяти.

Человек по-разному может  реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого  самовыражения достигается через  сознание и использование различных  культурных форм. Каждая форма обладает смысловой и символической системой.

Первая форма культуры – миф. Сущность мифа в том, что  он представляет собой бессознательное  смысловое породнение человека с  силами бытия, будь то бытие природы  или общества. Если миф выступает  единичной формой, то это приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую систему от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ – демонов и богов.

Вторая форма культуры – религия, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека, дух с его свободой и творчеством. Развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил или страстей.

Третья форма культуры – искусство. Искусство есть выражение  потребностей человека в образно-символическом  выражении и переживании значимых моментов нашей жизни. Искусство  создает для человека «вторую реальность» – мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Диалогичность культуры

Диалог – это не только вопросно-ответная форма мышления, не только авторский прием, но и само реальное бытие культуры, ее имманентная  сущность, способ реализации ее функций. Идея диалога как бытия культур  появилась в ХХ веке. Она принадлежит М.М. Бахтину (1895-1975), русскому философу, теоретику культуры, литературоведу. Он исходит из представления о культурах как «личностях», которые ведут между собой нескончаемый, длящийся в веках «диалог».

Человечество создает  различные культуры, и само является продуктом взаимодействия различных культур, в диалоге и посредством диалога творящих себя, и, одновременно, создающих единую и многообразную общечеловеческую культуру. Каждая культура, вовлеченная в диалог, раскрывает заключенные в ней многообразные смыслы, становится культурой, западной или восточной, античной или средневековой и т.д. Диалогичность, таким образом, является, во-первых, неотъемлемым свойством самой культуры, сущностной характеристикой бытия культуры. И, во-вторых, диалогичность – это возникшее в конкретном историческом пространстве и времени отношение культур, обусловленное развитием связей этих культур.

Информация о работе Культура как социальное явление