Формирование цены с учетом спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:01, контрольная работа

Краткое описание

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………...…………3
1. Взаимодействие цены и спроса…………………....………4
2. Взаимосвязь цены и предложения…………………...……9
Заключение…………………………...………………………………19
Список используемой литературы…………………...….....20

Файлы: 1 файл

КР_Цены и ценообразование.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

       Кривая предложения SS характеризует предложение товара прямо пропорциональной зависимостью между Р и Q. Эта специфическая связь называется законом предложения. Нельзя не отметить, что такая закономерность не безусловна. Некоторые экономисты высказывают мнение о том, что общего закона предложения (подобно закону спроса, который действует практически без исключений) не существует, так как встречаются случаи, когда нет прямой зависимости между изменениями цены товара и объемом его предложения. 

     Фирма-производитель  через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в ее продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, это служит самым верным признаком целесообразности производства и его соответствия спросу.

     Функция предложения показывает взаимозависимость между предложением товара и определяющими его факторами; эта зависимость может быть выражена следующим образом:

                          QSx=f(Px,Py,…,Pz, K,L,N,q),                                          (2)

     где QSx объем предложения товара Х в единицу времени;

     Рx цена предложения товара X;

     Рy , ..., Рz цены на товары-конкуренты и товары, производимые совместно с данным товаром;

     К – уровень технологии производства;

     L – налоги и дотации;

     N – плата за производственные ресурсы;

     q – количество продавцов.

     Объем предложения это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях. Объем предложения меняется только при изменении цены. Графически изменение объема предложения выражается в движении по кривой предложения SS (см. рис. 1). В случае изменения других факторов, влияющих на предложение, смещается сама кривая предложения (S1S1).

     Здесь очень важно снова обратить внимание на различие между «изменением в  предложении» и «изменением объема предложения».

     Изменение объема предложения означает передвижение по кривой предложения с одной точки на другую вследствие изменения цен на данный товар.

     Изменение в предложении выражается смещением  всей кривой предложения вправо или  влево при изменении одного или нескольких неценовых факторов.

     К неценовым факторам, воздействующим на изменение  предложения, относят следующие факторы:

     1. Плата за производственные  ресурсы. Изменение платы за производственные ресурсы оказывает влияние на издержки производства, а следовательно, и на объем выпускаемой продукции. Изменение стоимости любого из ресурсов, используемых в производстве, будь то стоимость труда, сырья, транспорта или энергии, сдвинет кривую предложения. При снижении платы за ресурсы и снижении издержек производства происходит увеличение предложения товара и сдвиг кривой предложения вправо (см. рис. 1) и наоборот.

     2. Уровень технологии  производства. Совершенствование технологии создает возможности для снижения издержек производства и сбыта данного товара и приводит к увеличению объема его предложения при любой цене; кривая предложения сдвигается вправо.

     3. Цены на другие  товары. Изменение цен на товары-конкуренты и товары, производимые «совместно» с данным товаром, вызывает смещения кривой предложения. Так, конкурентом пшеницы является кукуруза и снижение цен на пшеницу побуждает к выращиванию кукурузы в большем объеме и предложению ее на рынке. С ростом цен на пшеницу сокращается производство и предложение кукурузы. Таким образом, изменение предложения одного из товаров-конкурентов находится в обратной зависимости от изменения цены другого товара, а товары, производимые «совместно» (автомобильные и велосипедные шины; футбольные и баскетбольные мячи и др.), – в прямой зависимости.

     4. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают налоги как предпринимательские издержки. Поэтому проводимая государством политика в области налогов оказывает непосредственное влияние на предложение. С ростом налогов увеличиваются издержки производства и сокращается предложение. Снижение налога на данный товар (НДС, акциз), как и предоставление государственной дотации, уменьшает издержки производителя, увеличивая предложение товара.

     5. Количество продавцов товара. Увеличение на рынке числа продавцов при данном объеме производства каждого предприятия приводит к повышению рыночного предложения (при этом кривая предложения смещается вправо) и наоборот. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется рыночной (равновесной) ценой (рис. 2), именно по этой цене товары на рынке будут обмениваться на деньги.

     

     Рис. 2. Рыночная (равновесная) цена спроса и  предложения

     Особенностью  свободного рынка является то, что  при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию. Предположим, что фирма предлагает товар по цене, которая находится выше точки равновесия E (на графике точка Р2). Покупатели считают такую цену слишком высокой, и поэтому какое-то количество продукции (Q2 – Q1) не находит покупателя. В данном случае образуется избыток товара – превышение предложения над спросом. Рынок перенасыщается товаром, и производитель вынужден снизить цену, чтобы устранить излишки нереализованной продукции. Одновременно сокращается выпуск товара, его производство при снизившейся цене (P1) невыгодно, но цене Р1 уже соответствует больший, чем раньше, спрос Q2, который значительно превышает объем предложения Q1; на рынке складывается дефицит товара (Q2- Q1). Цена предложения растет и перемещается по кривой спроса вверх. Этот процесс продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не уравновешиваются в точке Е. График равновесия цены спроса и предложения (рис. 2) наглядно иллюстрирует зоны, характеризующие избыток и дефицит товара.

     Из  тактических соображений фирма  может временно переключаться на преимущественное производство других, обеспечивающих большую прибыль товаров из своего ассортимента, что снизит предложение первого товара.

     Маркетинговая служба фирмы призвана анализировать и ожидания прибылей. Если результаты исследования рынка показывают, что в недалеком будущем ожидается повышение спроса на тот или иной товар (услугу), то производитель имеет все основания увеличить выпуск продукции в расчете на последующее увеличение прибылей. Таким образом, рыночная цена, или равновесная цена товара, устанавливается при равновесии спроса и предложения в точке P0 (рис. 2).

     Равновесие  отражает компромисс между покупателем  и продавцом, проявляющийся во взаимном согласии совершить сделку купли-продажи. Единственной уравновешенной ценой, которая может сохраняться до тех пор, пока она удовлетворяет интересы покупателей и продавцов, является цена, при которой объем предлагаемого товара равен объему спрашиваемого товара (QS =QD). Конкурентное равновесие всегда находится в точке пересечения кривой спроса (DD) и кривой предложения (SS) и соответствует точке равновесия Е.

     Однако  состояние равновесия спроса и предложения  никогда не бывает статичным из-за большого количества влияющих на эти процессы факторов. Следствием этого влияния является постоянное смещение кривых спроса и предложения (вправо или влево, вверх или вниз), в результате которого происходит нарушение равновесия. Новое равновесие устанавливается в другой точке, например, в точке E1, которой будет соответствовать новая рыночная цена Р1 (рис. 3). Практика знает много случаев, когда «инициатором» нарушения равновесия выступает как спрос, так и предложение.

     При анализе спроса и предложения  наибольший интерес, как правило, представляет не их абсолютное значение, а изменение спроса и предложения в ответ на изменение цены товара или какого-либо другого параметра, определяющего величины спроса и предложения. В самом деле предпринимателю необходима информация о том, насколько изменится спрос под воздействием ряда факторов (доходов, цен на другие товары и т.п.). Количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению факторов, их определяющих, позволяет эластичность.

     

     Рис. 3. Равновесие спроса и предложения

     Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой величины. Иными словами, эластичность есть число, которое показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на 1%.

     Особую  важность представляет эластичность спроса от цен, или ценовая эластичность, которая показывает реакцию величины спроса в ответ на изменение цены и определяет, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. Ценовая эластичность определяет чувствительность покупателей к изменению цен, с точки зрения количества товаров, которые они приобретают.

     Степень ценовой эластичности определяют с  помощью коэффициента эластичности Еd по формуле:

                                                  (3)

     гдe Q1,Q2– объем продаж по старым (Р1) и новым 2) ценам.

     В зависимости от величины коэффициента ценовой эластичности спроса различают:

  • неэластичный спрос, при Ed < 1;
  • спрос единичной эластичности, при Еd = 1;
  • эластичный спрос, при Еd > 1.

     В случае абсолютной неэластичности при  Еd = 0 (рис. 4) кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси (оси Р), т.е. небольшое повышение цены ведет к бесконечно большому сокращению величины спроса и наоборот. В случае абсолютной эластичности при Еd кривая спроса параллельна горизонтальной оси (оси Q) и расположена выше ее (так как Р > 0). Отсюда при абсолютно эластичном спросе никакое изменение цены не влияет на величину спроса.

     

     Рис. 4. Абсолютно неэластичный спрос (Еd = 0) и абсолютно эластичный спрос (Еd )

     Что дает предпринимателю знание эластичности спроса? Если маркетинговая служба, подсчитав эластичность спроса, определила, что спрос на товар неэластичен d < 1), то руководству фирмы можно дать рекомендацию о повышении цены на этот товар, выручка при этом будет расти. Если спрос на товар эластичен (Ed> 1), то цены лучше не повышать, поскольку выручка от реализации будет снижаться. В данном случае целесообразнее рассмотреть предложение о снижении цены, когда выручка будет расти за счет увеличения спроса на товар (табл. 3).

     Таблица 3

     Влияние ценовой эластичности спроса на общую выручку  и реакция покупателей  на изменение цен

Величина

Ed

Определение

эластичности  спроса

Влияние эластичного

спроса  на общую

выручку

Реакция покупателей
  качественное количествен-ное при повышении

цены

при

снижении

цены

при

снижении

цены

при

возрастании

цены

Еd>1 Эластичны
Процентное  изменение
количества

спрашиваемо-го товара превышает процентное изменение

цены

Общая выручка

уменьшается

Общая выручка увеличивается Значительно повышают

объем покупок.

Спрос растет быстрее, чем снижается цена

Значительно снижают объем покупок. Спрос снижается быстрее, чем

растет  цена

Ed=1 Единичная    эластич-  ность Процентное изменение количества спрашиваемо-

го товара

равняется процентному

изменению

цены

Общая выручка неизменна Общая выручка неизменна Увеличение

спроса  прямо пропорционально

снижению

цены

Снижение

спроса  прямо пропорционально

увеличению

цены

Ed<1 Неэластичный Процентное

изменение

количества  спрашиваемого товара

меньше  процентного изменения цены

Общая выручка увеличивается Общая выручка

уменьшается

Спрос растет медленнее, чем снижается цена Спрос снижается медленнее, чем

растет  цена

Информация о работе Формирование цены с учетом спроса и предложения