Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:09, реферат
Экономисты используют термин спрос для обозначения желания и
способности людей покупать товары. Термин предложение обозначает
желание и способность продавцов предоставлять товары для реализации на рынке.
I. Рынок
1. Понятие рынка
2. Роль закона спроса и предложения в рыночном механизме
3. Конкуренция и рынок
4. Конкуренция и монополия. Олигополия
5. Регулируемый рынок
II. Спрос и предложение
1. Спрос
¨ Кривая спроса
¨ Перемещения по кривой спроса
¨ Сдвиги кривой спроса
2. Предложение
¨ Передвижения вдоль кривой предложения
¨ Сдвиги
кривой предложения
¨ Движение вдоль кривых и сдвиги кривых
3. Взаимодействие спроса и предложения
¨ Рыночное равновесие
¨ Дефицит
Реферат: Спрос и предложение
План
I. Рынок
1. Понятие рынка
2. Роль закона спроса и предложения в рыночном механизме
3. Конкуренция и рынок
4. Конкуренция и монополия. Олигополия
5. Регулируемый рынок
II. Спрос и предложение
1. Спрос
¨ Кривая спроса
¨ Перемещения по кривой спроса
¨ Сдвиги кривой спроса
2. Предложение
¨ Передвижения вдоль кривой предложения
¨ Сдвиги
кривой предложения
¨ Движение вдоль кривых и сдвиги кривых
3. Взаимодействие спроса и предложения
¨ Рыночное равновесие
¨ Дефицит
Экономисты используют термин спрос для обозначения желания и
способности людей покупать товары. Термин предложение обозначает
желание и способность продавцов предоставлять товары для реализации на рынке.
1. СПРОС
Всего лишь несколько лет назад лазерный
проигрыватель стоил 1000 долларов и выше. По такой цене он был предназначен
только для богатого любителя музыки—человека, которому непременно нужно иметь
наилучшее качество звука, даже если оно покупателя за эквивалент отпуска на
Карибском море. Сегодня дешевые магазины продают эти проигрыватели всего за 100
долларов, и теперь безупречный звук компакт-дисков доносится из окон
студенческих общежитий по всей стране. Может ли кого-нибудь удивить то, что
когда цена упала, было продано большее количество изделий? Конечно, ничего
удивительного в этом нет. Просто наблюдается закон спроса в действии.
Закон спроса формально может быть изложен следующим образом: на любом рынке,
при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой
товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Таким
образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться
при ее повышении. Это происходит по двум причинам.
Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются
прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые
он использовал ранее. Во-вторых, когда цена одного товара падает при
постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди
начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую
покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего,
покупая больше именно того товара, который подешевел.
Термины «спрос» и «величина спроса» в том смысле, в каком они употребляются
в экономике, не означают то же самое, что желание или потребность. Эти
термины объединяют понятия желания и возможности купить товар.
Кривая спроса
Закон спроса описывает взаимоотношение между количеством товара, которое люди
желают и могут купить, и ценой этого товара при
прочих равных условиях. Это взаимоотношение может
быть представлено в виде таблицы или графика, как показано на рис. 2.1.
Посмотрите на таблицу (а). Первый ряд показывает, что когда цена равна 0,64 д
оллара на фунт, величина спроса равна 1,4 млрд. фунтов в го
д. Двигаясь вниз по таблице, видно, что по мере уменьшения цены величина
спроса растет.
Диаграмма (б) рис. 2.1 представляет ту же информацию
в графически форме. Этот
график называется
кривой спроса на цыплят.
Можно использовать кривую спроса, чтобы установить,
на какое количество цыплят будет предъявлен спрос
при цене, равной 0,40 доллара за фунт. Начиная с
0,40 доллара на ве
ртикальной оси, надо двигаться направо, как показано
стрелкой, до достижения кривой спроса в точке А.
Продолжая следовать за стрелкой, можно найти
соответствующую точку на горизонтальной оси. Очевидно, что величина спроса при
цене 0,40 доллара равна 2 млрд. фунтов в год. Это отмечено в ряду А таблицы
(а).
Перемещения по кривой спроса
Эффект изменения цены цыпленка при прочих равных условиях может быть показан как
перемещение из одной точки кривой спроса в другую точку, лежащую на этой же
кривой. Предположим, что цена уменьшилась с 0,40 до 0,20 д
оллара за фунт. В результате суммарное проданное ко
личество возрастает. Точка В соответствует новой вел
ичине спроса (см. ряд В в таблице). Так как существует обратная зависимость
между ценой и величиной спроса, то кривая спроса имеет отрицатель
ный наклон.
Экономисты называют передвижение по кривой спроса изменением величины спроса.
Это передвижение отражает реакцию покупателей на изменение цены товара при
прочих равных условиях.
Таблица (а)
Цена цыпленка
(долл. за фунт)
0.64
0.60
0.56
0.52
0.48
0.44
0.40
0.36
0.32
0.28
0.24
0.20
Таблица (б)
Рис. 2.1. Кривая спроса на цыплят
Как таблица, так и график показывают величину
спроса на цыплят при различных ценах. Например, по цене 0,40 доллара за фунт
покупатели желают и могут приобрести 2 млрд. фунтов цыплят в год. Этой
' комбинации цены и количества соответствует ряд А в части (а) и точка А в
части (б).
Сдвиги кривой спроса
Кривая спроса на рис. 2.1 выражает зависимость между двумя переменными: ценой
цыпленка и величиной спроса на цыплят. Но изменения других переменных также
могут влиять на потребление людьми продукта. Например, в случае с цыпленком
цены на говядину и свинину будут влиять на спрос. Доходы потребителей — это
вторая переменная, оказывающая влияние на спрос на цыплят. Ожидания
покупателей—это третья, а вкусы и предпочтения покупателей — это четвертая
переменная. Можно продолжить и расширить этот список. Спрос на лед зависит от
погоды, спрос на пеленки зависит от рождаемости; положение городской команды
в турнирной таблице оказывает влияние на спрос на билеты.
Как учитывать все эти переменные при построении кривой спроса? На этот счет
существуют два правила:
1. При построении такого же графика спроса, как тот, который изображен на рис.
2.1, все прочие условия считаются неизменными, так как учитывается высказанное
при формировании закона спроса допущение «при прочих равных». Пока это
допущение в силе, можно рассматривать только две переменные, — величину спроса
(по горизонтальной оси) и цену (по вертикальной оси). Таким образом,
воздействие изменения цены на количество
показывается передвижением по кривой спроса.
2. Если отбросить допущение «при прочих равных» и происх
одит изменение некоторой переменной, не
отраженной ни на одной из осей, то в результате такого изменения произойдет
сдвиг кривой спроса. В своей новой позиции кривая спроса, как и прежде,
выражает зависимость двух переменных, но это уже
качественно иная зависимость.
Эти правила очень важны для понимания теории спроса и предложения.
Изменение цены другого товара. Спрос на
цыплят зависит от того, как изменяется цена говядины. Рис. 2.2, представляющий
кривые спроса для обоих товаров, позволяет подробнее рассмотреть действие этой
закономерности.
Предположительно, что говядина сначала имеет цену 1 до
ллар за фунт, а затем дорожает до 1,5 доллара за фунт. Влияние этого изменения
цены на величину спроса, предъявлен
ного на говядину, показано в части (а) рис. 2.2
как движение вдоль кривой спроса из точки А в точку
В. Часть (б) того же рисунка показывает как в
результате изменился спрос на цыплят. Если цена говядины возрастет, то
потребители станут покупать больше цыплят по той же цене. Пусть цена цыпленка
равна 0,40 доллара на фунт. Когда говядина продавалась по цене 1 доллар за
фунт, потребители покупали 2 млрд. фунтов цыплят в
год (точка А' на кривой спроса
D1). Теперь, когда цена говядины возросла до 1,5 доллара за фунт, они
покупают уже 3 млрд. фунтов цыплят в год при неизменной цене цыпленка (точка В
' кривой спроса D1).
Рост цены говядины заставит потребителей покупать бо
льше цыплят, какова бы ни была их первоначальная цена. Если цена цыпленка была
равна 0,60 доллара за фунт и не изменялась во время повышения цены говяди
ны, то величина спроса на цыплят возрастет с 1,5 млрд. фунтов в год до 2,5
млрд. фунтов. При начальной цене цыпленка, равной 0,20 доллара за фунт,
проданное количество возрастет с 2,5 млрд. фунтов до 3,5 млрд. фунтов в год, и
так далее. Таким образом, видно, что изменение цены говядины в любом случае
приводит к сдвигу кривой спроса на цыплят. Но при
анализе кривой спроса D1 в новом допущении о «прочих равных» надо иметь в виду
новую цену говядины 1,50 доллара за фунт, а не старую
цену 1 доллар за фунт, соответствовавшую кривой спроса D1.
Экономисты называют передвижение точки вдоль кривой
изменением величины предъявленного спроса. Сдвиг кривой спроса — это уже другое
явление, называемое изменением спроса.
Изменение величины спроса (движение вдоль кривой)
происходит в результате изменения цены товара (перемен
ная на вертикальной оси). Изменение же спроса (сдвиг кривой спроса) мож
ет быть вызвано только действием какой-то неценовой переменной, не
отраженной на осях графика спроса рассматриваемого товара.
В примере, изображенном на рис. 2.2, люди стали покупать больше цыплят, когда
подорожала говядина, так как они просто заменяют один вид мяса другим.
Экономисты называют такие пары товаров взаимозаменяющими (или с
убститутами), то есть такими, для которых рост цены одного товара
вызывает рост спроса на другой товар (сдвиг кривой вправо).
Рис. 2.2. Влияние роста цен говядины на спрос на цыплят.
Возрастание цены
говядины с 1 доллара до 1,5 долларов
за фунт при прочих равных усло
виях приводит к
передвижению точки А в точку В кривой с
проса на говядину (уменьшается з
апрошенное количество говядины). При
неизменной цене
цыпленка 0,40 доллара за фунт потребители
будут заменять говядину
цыплятами. Это приведет к росту спр
оса на цыплят, что
показано сдвигом кривой спроса из п
оложения D1 в D2
.
Но потребители обычно по-другому ре
агируют на изменения
цен тех товаров, которые
могут быть использованы только вместе. К примеру,
автомобильные покрышки и
бензин. Когда бензин
дорожает, то люди меньш
е ездят на личных автомашинах, а значит, покупаю
т меньше покрышек (даж
е если их цена не изменил
ась). Таким образом, рост цен на
бензин приводит к движ
ению вверх по кривой спроса на бензин, а
также к сдвигу влево кривой спроса на
автопокрышки. Пары товаров такого типа
называются взаимодополняющими (
или комплементами).
Одни и те же пары
товаров могут быть как взаимозаменяющими, так и взаимо
дополняющими, в зави
симости от отношения к ним покупателей; эти термины
не отражают
внутренних свойств товаров. Некоторые л
юди могут считать сыр и говядину взаимозаменяющими
источниками прот
еина, но тот, кто любит бутерброды с сыр
ом, скорее отнесется к этим товарам как к взаи
модополняющим.
Существует еще один важный момент, на котором стоит останов
иться. При формировании закона спроса, под ценой
подразумевается цена относительная, то есть, рассчитанная по отношению к другим
товарам. В периоды инфляции, когда общ
ий средний уровень цен растет, становится особенно важным различать
изменения в относительных ценах и изменения в ценах но
минальных (количестве долларов, заплаченных за товар). Когда инф
ляция сильна, товар может стать относительно бол
ее дешевым, даже если его
номинальная цена растет (при условии, что цены на другие товары растут еще
более быстро).
Изменение доходов потребителей. Спрос на
товар также зависит от изменений доходов потребителей. Когда их дох
оды растут, то люди, естественно, покупают большие количества товаров (при
неизменных ценах).
Предположим теперь, что дохо
ды потребителей растут. По мере роста доходов люди
становятся все более
разборчивыми в том, что они едят. Им уже не нужны просто калории. Теперь
им нужны калории высшего качества, содержащиеся
в пище, которая вкусна, по
лезна и соответствует моде.
Однако существуют и такие товары, которые люди начи
нают покупать в меньших количествах, если их
доход возрастает (при прочих равных условиях). Например, потребление маргар
ина снижается при росте доходов, поскольку
покупатели начинают чаще п
ользоваться сливочным маслом. Люди обычно
покупают меньшее количеств