Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:20, контрольная работа
Рыночный закон установления цен стар как мир: продавец просит больше, чем ожидает получить, а покупатели предлагают цену меньшую, чем они готовы заплатить. Итоговая цена – результат их переговоров, который определяется как соотношением спроса и предложения, так и правильностью выбора, осуществляемого участниками отношений рыночного обмена.
Введение ………………………………………………………………………. 2
Спрос и предложение на рынке, их равновесие ……………………………. 3
Избыток и дефицит …………………………………………………………… 9
Тесты …………………………………………………………………………... 13
Заключение ……………………………………………………………………. 14
Список использованной литературы ………………………………………… 15
План работы
Введение ………………………………………………………
Спрос и предложение на рынке, их равновесие ……………………………. 3
Избыток и дефицит …………………………………………………………… 9
Тесты …………………………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………. 14
Список использованной литературы ………………………………………… 15
Введение
Рыночный закон установления цен стар как мир: продавец просит больше, чем ожидает получить, а покупатели предлагают цену меньшую, чем они готовы заплатить. Итоговая цена – результат их переговоров, который определяется как соотношением спроса и предложения, так и правильностью выбора, осуществляемого участниками отношений рыночного обмена.
Что же стоит за спросом и предложением? На этот вопрос предлагались различные ответы многими направлениями экономической мысли. Классическая экономическая теория полагала, что цена товара определяется прежде всего издержками на его производство. Как писал Адам Смит, «в целом цена все же сводится непосредственно или в конечном счете – к … трем составным частям: к ренте, заработной плате и прибыли»1.
Маржиналистская концепция определяла, что в основе ценности товара лежит его полезность для потребителя, а точнее, предельная полезность.
Неоклассическая теория в лице ее основателя Альфреда Маршалла предложила свой взгляд на ценообразование. Согласно ему, цена товара определяется двумя принципами: предельной полезностью и издержками производства. Цена спроса обусловливается степенью полезности товара. В свою очередь, цена, назначаемая продавцом, основана на издержках производства. При этом ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, а являются равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. Это весьма образно отражено в высказывании А. Маршалла: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц»2.
Графическим эквивалентом данного положения является знаменитый график, именуемый «крест Маршалла» или «ножницы» Маршалла. Дж. М. Кейнс считал, что общая идея, лежащая в основе утверждения Маршалла о том, что ценность устанавливается на равновесном уровне спроса и предложения является эквивалентом системы Вселенной Коперника1.
Спрос и предложение на рынке, их равновесие.
Спрос и предложение являются важнейшим инструментом рыночной экономики. Посредством взаимодействия между собой они устанавливают рыночные цены и объемы торговых сделок.
Спрос представляет собой платежеспособную потребность покупателя приобрести тот или иной товар. Различают индивидуальный, совокупный и рыночный спрос.
Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой D (от англ. demand – спрос). Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам2. Это можно представить в виде формулы:
D = P x Q,
где P – цена, Q – количество товаров и услуг.
Изменение величины спроса отражается в законе спроса, который можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Это происходит по ряду причин.
Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее. Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел. В-третьих, действует закон постепенного убывания спроса. Покупатель приобретает то количество данного товара, которое ему нужно. За пределами этого количества "ценность" этого товара для него уменьшается. Например, первые два апельсина человек может съесть с аппетитом, третий - с меньшим желанием, а четвертый может вызвать у него неприятные ощущения. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, оказывается меньше полезности предыдущей единицы, поэтому приращение покупок одного и того же товара происходит в том случае, если цена на него снижается.
Закон спроса описывает взаимоотношение между количеством товара, которое люди желают и могут купить, и ценой этого товара при прочих равных условиях. Это взаимоотношение может быть представлено в виде таблицы или графика – кривой спроса. Изменение величины спроса – это перемещение по кривой спроса (рис. 1, а).
Рис. 1, а).
Величина спроса определяется
затратами. Но понятие «спрос» не предполагает,
что деньги – это единственное, что имеет
значение для людей. Кроме цены, имеются
и другие факторы, влияющие на количество
приобретаемого товара,
– доходы потребителей, их вкусы, цены
других товаров и услуг, ожидания покупателей
и т.д. Изменения, вызванные воздействием
неценовых факторов, называют изменением
спроса. Графически это может быть изображено
(рис. 1, б) как сдвиг кривой спроса вправо
(рост спроса) или влево (снижение спроса).
Предложение, как и спрос, – это неотъемлемая часть процесса ценообразования на рынке. Но в этой части процесса определяющая роль принадлежит закону предложения, выражающему прямую зависимость между ценой и количеством товаров и услуг, предлагаемых фирмами к продаже на рынке.
Предложение проявляется в способности и желании продавать (производить) определенное количество товаров по альтернативным ценам в рамках известного периода времени при прочих равных условиях1. Предложение обозначается буквой S (от англ. supply).
Продавцы всегда находятся в некой противоречивости. С одной стороны, стремятся продать товар по более высокой цене, с другой - увеличить объем продаж. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. С точки зрения потребителя, высокая цена выступает как сдерживающий фактор: чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель будет покупать. Для поставщика цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке. На рис. 2 графически изображена зависимость между ценой товара и количеством его предложения. Перемещение по кривой предложения называют изменением величины предложения (рис. 2, а).
Рис 2, а). Рис. 2, б).
Помимо цены, на предложение оказывают влияние и неценовые факторы: изменение издержек фирмы, цены на другие товары, конкуренция и другие. Эти факторы вызывают изменение предложения, что выражается в смещении кривой предложения: вправо при увеличении предложения и влево при его уменьшении (рис. 2, б).
Итак, на рынке сталкиваются интересы покупателей, олицетворяющих спрос, и интересы продавцов, представляющих предложение. Покупатели предлагают цену спроса, то есть максимальную цену, которую они готовы заплатить при покупке данного количества товара, а продавцы, в свою очередь, - цену предложения, то есть минимальную цену, за которую они готовы уступить это же количество товара. Когда цены спроса и предложения совпадают, объем продаж будет равен объему спроса, т. е. все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Pe, приобретут его, а все продавцы, желающие продать товар по цене Pe, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара. Данное состояние получило название рыночного равновесия, а установившаяся цена – равновесной.
Для того чтобы представить это графически, необходимо кривые спроса и предложения наложить друг на друга. Точка пересечения кривой спроса и кривой предложения характеризуется объемом и ценой товара, которая устраивает и продавцов, и покупателей. Это точка равновесия Е (equilibrium). Точке Е соответствуют равновесная цена Ре и равновесный объем Qe (рис. 3).
Равновесную цену можно рассчитать, исходя из равенства объема спроса и предложения. Например: если предложение определенного товара имеет вид: Qs = 10000 + 2P, где Р – цена единицы товара; Qs – объем предложения.
Спрос же на товар имеет вид: Qd = 40000 – 3P.
Равновесную цену можно установить, уравновесив спрос и предложение по данному виду товара: Qs = Qd .
10000 + 2Р = 40000 – 3Р, откуда Р = 6000.
Цена, по которой товар реально продается или покупается, называется рыночной и, кстати, необязательно совпадает с равновесной. Продажная (рыночная) цена может меняться от сделки к сделке, завися от желаний и возможностей конкретных продавцов и покупателей. Hе совпадает с равновесным, как правило, и реальный объем продаж.
Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи. Однако равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения. Именно механизм колебаний спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.
Рыночное равновесие считается устойчивым, если рынок, выведенный из состояния равновесия, способен вновь вернуться к нему только под влиянием своих внутренних факторов. Альфред Маршалл сравнивал такой саморегулирующийся механизм рынка с движением маятника: «Такое равновесие является устойчивым, т.е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться к возвращению в прежнее положение подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону от своей низшей точки…»1.
В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители, поскольку равновесная цена в большинстве случаев ниже возможной максимальной цены и выше минимальной цены на рынке. При этом можно определить выигрыш (излишек) потребителя – разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар, и равновесной ценой данного товара, а также выигрыш производителя – величину превышения цены реализации над предельными издержками производства.
Правда, потребители часто считают, что установившиеся цены, на самом деле, несправедливы. Недовольство существующими равновесными ценами провоцирует вмешательство государства в формирование рыночных цен. То есть оно своей властью может установить минимальную или максимальную границу для уровня цены, нарушая таким образом естественный процесс ценообразования. Цена «пола» – это установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение2. Если минимальная цена, установленная государством, выше равновесной, она называется «субсидируемой». То есть получается, что государство неявным способом спонсирует фирмы. Устанавливая определенный уровень, ниже которого цена не упадет, государство дает им определенные гарантии в покрытии их затрат производства. Однако при завышении цен образуются излишки непроданного товара.
Если максимальная
цена, установленная государством,
ниже равновесной, то линия
этой цены называется «
Избыток и дефицит.
Когда рыночные цены выше равновесных, возникает избыток предложения – перепроизводство, т.е. фирмы готовы продать большее количество товаров, чем могут приобрести по этой цене покупатели. В условиях конкуренции избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания. Снижение цен приведет, с одной стороны, к сокращению производства, а с другой – к постепенному повышению спроса, что в конечном счете приведет к установлению рыночного равновесия.
Американский ипотечный
кризис — это классический
кризис перепроизводства (избытка
жилья, кредитных ресурсов и
механизмов финансового
На рис. 4 графически представлено уменьшение объема спроса (Qd1<Qe) при повышении цены до уровня P1 по сравнению с равновесной.
Видимое превышение объема предложения над объемом спроса приведет к затовариванию рынка (QS1 - Qd1).
Чтобы избавиться от излишков товара, продавцы начнут снижать цену, а производители - сокращать производство. По мере снижения рыночной цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя все больший спрос на товар. Это будет продолжаться до тех пор, пока на рынке опять не восстановится равновесие.
В противоположной ситуации, т.е. если рыночная цена опустится ниже равновесного уровня, возникает другое явление – избыточный спрос или дефицит товара. Желающих купить дешевый товар станет больше, объем спроса возрастет до Qd2 (рис. 4). Количество же продавцов, готовых продавать по более низкой цене, сократится. Hа продажу будет выставлено гораздо меньше товаров, чем раньше. Объем предложения упадет до QS2.
На рынках, где не существует товарных запасов (например, рынки услуг), признаком дефицита является очередь покупателей. В условиях возникшего дефицита (Qd2 - QS2) появятся покупатели, готовые заплатить более высокую, чем сложившаяся продажная, цену. Ориентируясь на активный спрос, продавцы начнут поднимать продажную цену. Оживятся и производители, расширяя выпуск и быстро восполняя недостаток товара. С другой стороны, повышение продажной цены будет сокращать избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также вернется к прежнему равновесному состоянию.