Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Рыночный закон установления цен стар как мир: продавец просит больше, чем ожидает получить, а покупатели предлагают цену меньшую, чем они готовы заплатить. Итоговая цена – результат их переговоров, который определяется как соотношением спроса и предложения, так и правильностью выбора, осуществляемого участниками отношений рыночного обмена.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………. 2
Спрос и предложение на рынке, их равновесие ……………………………. 3
Избыток и дефицит …………………………………………………………… 9
Тесты …………………………………………………………………………... 13
Заключение ……………………………………………………………………. 14
Список использованной литературы ………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

Экономич теория без титул.docx

— 98.21 Кб (Скачать)

   Таким образом,  уравновешивающую функцию выполняет цена, стимулируя рост предложения при дефиците и «разгружая» рынок от излишков, сдерживая предложение1.

   При нарушении рыночного  равновесия под воздействием  неценовых факторов происходит сдвиг кривых спроса или предложения. Например, если в результате увеличения дохода или возникновения моды на какой-то товар спрос на него возрос, то это приведет к сдвигу вправо и вверх кривой спроса (рис. 5, а).  То есть возрастает объем требуемых на рынке товаров данного вида на каждом ценовом уровне. Если рыночная цена останется на какое-то время на прежнем равновесном уровне (Pe), то возникнет дефицит, поскольку объем спроса увеличится с Qe до Qd1, а предложение останется на том же уровне Qe.

       

                         Рис 5, а).                                             Рис. 5, б).

Активный спрос будет  стимулировать  повышение цены и расширение выпуска. Одновременно по мере роста цены активность спроса будет падать. Это будет продолжаться до тех пор, пока система не придет в новое равновесное состояние E1. Эффект, полученный от такого сдвига кривой спроса, заключается в росте производства при одновременном увеличении цены (Qe1 > Qe и Pe1 > Pe) и увеличении прибылей производителей. Обратная реакция рынка будет наблюдаться при сдвиге кривой спроса влево и вниз.

   В ситуациях, которые  приводят к сокращению предложения  на каждом ценовом уровне (например, убытки производителей вследствие  удорожания сырья), происходит сдвиг  влево и вверх кривой предложения  (рис. 5, б). Сохранение рыночной цены, хотя бы на время, на прежнем равновесном уровне Pе вызовет дефицит этой продукции, так как предложение сократится до QS1, а спрос останется на прежнем уровне Qe. Превышение спроса над упавшим предложением заставит потребителей соглашаться на более высокую рыночную цену. При этом объем спроса начнет сокращаться. В ответ на рост цены спроса производители начнут расширять выпуск. В итоге рынок придет к новому равновесному состоянию E1 при цене Pe1 и объеме Qe1.

   Кроме того, возможна такая ситуация на рынке, когда под комплексным воздействием разных факторов происходит одновременный сдвиг кривых спроса и предложения.

   Рыночный механизм  действует таким образом, что  любое нарушение равновесия влечет  за собой его автоматическое  восстановление1. Как правило, долгосрочные избытки или дефициты являются следствием государственного контроля над ценами. Кроме того, иногда равновесие нарушается вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен. Устойчивость рыночного равновесия в значительной мере определяется типом рынка. В наименьшей степени устойчивостью равновесия обладают монополизированные рынки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты.

1.Какой из перечисленных факторов будет смещать кривую спроса на товар вправо:

   г.) снижение цены;

Это объясняется тем, что сдвиг кривой спроса вправо показывает, что спрос увеличился, а при снижение цены спрос увеличивается.

2. Причиной падения цены на товар может стать:

   в.) падение цены на взаимодополняющий товар    

Это объясняется тем, что при падении цены на взаимодополняющий товар, этот товар становится неактуальным, и предприниматели вынуждены понизить цену на предложенный товар.

3.Избыточное предложение товара на рынке является следствием того, что:

     г) цена на товар выше равновесной.

Это объясняется тем, что при превышении фактической цены над равновесной производители готовы выпустить и продать по более высокой цене большее количество товаров, но эта же цена уменьшает у потребителей желание и возможность приобретать предлагаемое количество товаров, в результате чего возникает превышение предложения над спросом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

   Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка, который позволяет сохранять равновесие всей экономической системы в целом.

   Равновесная цена  не оставляет обременительный  излишек у продавцов и не  создает ощутимых нехваток для  потенциальных покупателей. Взаимодействие  спроса и предложения представляет  собой процесс взаимного приспособления.  
   При достаточно большом числе участников обмена рынок представляет собой на редкость стабильную систему, способную противостоять сильнейшим потрясениям.

   Если в отрасли  имеется только один производитель  товара или услуг, он может  полностью контролировать объем  предложения и существенно влиять  на цены. В реальной экономике  развитых стран нет чистой  монополии, как и нет совершенной  конкуренции. Наиболее наглядно  монополизм проявился в экономике  СССР, когда объемы производства  и цены диктовались отраслью  и находились под контролем  государства. При полной негибкости  цен колебания спроса и предложения  вызывали  появление дефицита  или затоваривания.

   Но и отсутствие  ценового регулирования со стороны  органов управления, надежды на  саморегулирование рынка в первые  годы реформ в России не оправдали себя.

   В современных условиях  экономика управляется не только «невидимой рукой»  рынка, но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

     Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001. Гл. 5.

     Экономическая  теория: учеб. / В.И Антипина, И.Э. Белоусова, 

Р.В. Бубликова (и др.); под  ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. Гл. 4.

     Экономика:  учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е  изд., перераб. и доп. -  М.: Экономистъ, 2006. Гл. 4.

     Экономическая теория: учеб. для студентов вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Гл. 5.

     Станковская  И.К., Стрелец И.А. Экономическая  теория для бизнес-школ: Учебник.  – М.: Изд-во Эксмо, 2005. Гл. 2.

     Альфред Маршалл.  Принципы экономической науки.  Книга 5, глава 3. Электронная библиотека  Интернет-сайта http://ek-lit.narod.ru.

      Википедия – свободная энциклопедия. Маршалл Альфред. (Интернет- сайт http://ru.wikipedia.org).

     П.Г. Ермишин. Основы экономической теории.  Курс лекций (материал Интернет-сайта http://aup.ru).

    

 

 

 

 

 

 

1 Антология экономической классики: в 2 т. М., 1991. Т. 1. С. 121

2 Альфред Маршалл.  Принципы экономической науки.  Книга 5, глава 3, § 7. Электронная  библиотека сайта http://ek-lit.narod.ru.

1 Википедия – свободная энциклопедия. Маршалл Альфред. (Интернет- сайт http://ru.wikipedia.org).

2 Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001. С. 62.

1 Экономическая теория: учеб. / В.И Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова (и др.); под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 66.

1 Маршалл А. Принципы экономической науки. Книга 5, глава 3, § 6. Электронная библиотека сайта http://ek-lit.narod.ru.

2 Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. -  М.: Экономистъ, 2006. С. 94.

1 Экономическая теория: учеб. для студентов вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. С. 101.

1 Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. -  М.: Экономистъ, 2006. С. 94.




Информация о работе Спрос и предложение