Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 19:28, курсовая работа
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная культура предприятия, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия.
Цель работы - рассмотрение важнейших аспектов про-блемы организационной культуры и её влияния на эффективность деятельности организа-ции.
С теpмином "культуpа" часто связывают музыку, живопись, дpевнии цивилизации, но в совpеменной жизни этот теpмин используется гоpаздо шиpе. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих общее понимание своих целей, значения и места, своих ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры.
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям - миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д.
Каждому, кто знаком с pазличными оpганизациями, известно, что они отличаются по атмосфеpе, методам выполнения pаботы, степени активности, индивидуальным целям - и все эти фактоpы зависят от истоpии оpганизации, ее тpадиции, ее настоящего положения, технологии пpоизводства и т.п.
Вопрос организационной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.
Задачами, стоящими перед работой, являются: рассмотрение структуры организационной культуры компании «Сибнефть», анализ культуры и определение мероприятий по ее совершенствованию.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1 Понятие организационной культуры 4
1.2 Структура организационной культуры 5
1.3 Содержание организационной культуры 8
1.4 Формирование организационной культуры 10
глава 2 анализ организационной культуры оао «сибнефть» 16
2.1 Краткая характеристика ОАО «Сибнефть» 16
2.2 Структура организационной культуры ОАО «Сибнефть» 18
2.3 Содержание организационной культуры ОАО «Сибнефть» 19
глава 3 управление организационной культурой 21
3.1 Управление культурой в ОАО «Сибнефть». Осуществление изменений 21
3.2 Рекомендации по изменению организационной структуры 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК используемой ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
6. Поведение высшего
руководства в кризисных
7. Кадровая политика
организации. Кадровая
Определяющее влияние
на организационную культуру оказывают
действия высших руководителей. Их поведение,
провозглашенные ими лозунги
и нормы, а главное-- организационные
ресурсы, направленные на их реализацию
и утверждение в сознании членов организации,
становятся важнейшими ориентирами поведения
работников, которые нередко служат более
важным фактором организации поведения,
чем формализованные правила и требования.
При всей важности организационной
культуры для эффективного функционирования
предприятия, её изучение, измерение
и оценка представляют значительную
сложность. Как правило, изучение и
обобщение конкретных проявлений организационной
культуры является долгим и трудоёмким
процессом, который включает анализ
всех семи указанных выше факторов.
Нередко организационную
Выводы: в данной
главе основное внимание было уделено
изучению понятия «организационная
культура». Организационная культура
- это убеждения, нормы поведения,
установки и ценности, которые
являются теми неписанными правилами,
определяющими как должны работать и вести
себя люди в данной организации.
Организационная культура - один из важнейших факторов эффективности организации. Личная вера, ценности и стиль поведения руководителя организации во многом определяет культуру организации. На формирование, ее содержания и отдельных параметров оказывают влияние факторы внешнего и внутреннего окружения. Для поддержания культуры в организации использую ряд методов. Среди которых можно выделить: лозунги; истории, легенды, мифы и обряды; внешние и статусные символы; поведение руководства; кадровая политика и др.
глава 2 анализ организационной культуры оао «сибнефть»
2.1 Краткая характеристика
ОАО «Сибнефть»
Компания «Сибнефть»
является открытым акционерным обществом.
ОАО «Сибнефть» является юридическим
лицом и действует на основании
Устава и законодательства РФ.
Уставный капитал
Общества составляет 11 352 000 рублей и
состоит из: обыкновенных именных
акций в количестве: 37840 штук. Номинальная
стоимость акции составляет 300 рублей.
«Сибнефть» - вертикально-интегрированная
компания, активно развивающая
Компания строит
свое будущее на активном и устойчивом
росте в основных секторах нефтегазового
бизнеса, укреплении лидирующих позиций
в отрасли за счет эффективного использования
имеющихся активов и новых
приобретений
«Сибнефть» стремится
оставаться социально-ориентированной
компанией, соблюдать экологические
нормы, уважать историческое наследие
народов Севера.
Миссия «Сибнефти»
состоит в том, чтобы быть устойчивым
лидером в секторах разведки и
добычи нефти, производства и реализации
нефтепродуктов за счет использования
внутреннего потенциала компании и
приобретения новых активов, обеспечивать
долгосрочный и прибыльный рост бизнеса
с целью увеличения стоимости
акций компании и доходов акционеров.
Успех «Сибнефти» складывается
из усилий сотрудников различных
подразделений, направленных на достижение
общих целей лидерства в
Предприятие состоит
из центрального управления и подчиняющихся
ему отделений сбыта.
Центральное управление
направляет, координирует, планирует
и прогнозирует всю работу предприятия.
Центральное управление
состоит из отделов и секторов.
У каждого отдела есть Заместитель
Генерального директора соответствующего
отдела. Структура управления компании
представлена на рисунке 2.1.
Рис 2.1 Структура
управления ОАО «Сибнефть»
Отдел маркетинга. В
функции отдела входит: заключение
договоров с клиентами, получение
нефтепродуктов от ОНПЗ и других поставщиков
нефтепродуктов, контроль качества нефтепродуктов,
работа с клиентами.
Отдел по связям с
общественностью сопряжен с отделом
маркетинга. Функции: реклама, информирование.
Отдел розничной
реализации. Функции: розничная реализация
нефтепродуктов, работа с клиентами,
торговля сопутствующими товарами и
ТМЗ.
Планово-экономический
отдел. Функции: производственное планирование,
финансовое планирование, подготовка
статистического отчета и системный
анализ.
Общий отдел. Решает
вопросы: по кадрам и специальным
работам, по подготовке кадров. С данным
отделом связан участок общественного
питания.
Производственно-технический
отдел. Отдел занимается вопросами
охраны труда и пожарной безопасности,
перспективного развития и подготовки
ПОФ и эксплуатации, эксплуатации
оборудования и т.д.
Информационный отдел,
диспетчерский отдел и отдел
безопасности сопряжены с производственно-
Информационный отдел.
Занимается вопросами разработки, эксплуатации
и сопровождения, технической поддержки.
Отдел безопасности.
Отвечает за осуществление охраны и
безопасности.
Бухгалтерия. Производит
централизованный учет финансово-хозяйственной
деятельности организации
Отделы сбыта. Функции: прием, хранение, отпуск нефтепродуктов.
2.2 Структура организационной культуры ОАО «Сибнефть»
Содержание этого раздела составлено на основе интервью, проведённого мною по во-просам анкеты (Приложение). Респондентами выступали работники разных уровней квалификации компании «Сибнефть».
Все опрошенные заявили, что считают организационную культуру чрезвычайно важной для деятельности любой организации. Но под организационной куль-турой они понимают лишь её поверхностный уровень: традиции и обряды, символику компании.
Среди положительных черт организационной культуры компании «Сибнефть» можно выделить:
1. Рационально
организованную систему
2. Традицию
отмечать День Рождения
3. Наличие униформы (делового стиля одежды);
4. Символику предприятия, выпуск различной продукции с этой символикой: ручек, календа-рей больших и малых форматов, папок, бланков и др.;
5. Комплекс обрядов. Например, обряды по поводу окончания учёбы, стажировки (торжественное вручение дипломов, сертификатов);
6. Проведение
мероприятий по совместному
7. Запись на видеопленку основных событий в жизни компании: конференций, семина-ров, торжественных мероприятий и др.
8. Выпуск рекламных и информационных бюллетеней, общественные связи со средст-вами массовой информации и др.
Также очень примечательным является и то, что большинство работников знают мис-сию, цель, стратегию и структуру своей организации, хотя информацию о них они получили из различных источников: чаще от коллег, чем от непосредственного руководства.
Конечно же есть и некоторые недостатки действующей организационной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу и прямо к сниже-ния эффективности организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно. К этим чертам относится отсутствие:
1. Закреплённых письменно правил поведения;
2. Легенд и мифов о компании;
3. Конкурсов профессионального мастерства.
На основании полученных в ходе опроса данных, можно сделать вывод, что в це-лом, компания «Сибнефть» обладает основными составляющими ор-ганизационной культуры.
2.3 Содержание организационной культуры ОАО «Сибнефть»
Согласно теории Ф. Харриса и Р. Морана, рассматривающей содержание организационной культуры на макро и микроуровне на основе 10 характеристик, можно сделать следующие выводы:
1. В компании «Сибнефть»
в человеке ценят
2. В коммуникационную
систему входит письменная, устная
и невербальная коммуникация, «телефонное
право» и открытость. Но открытость
коммуникаций разница от
3. В работнике
ценится умение выглядеть. Для
служащих характерен деловой
стиль одежды, опрятность и др.
Человек в любой рабочей
4. Питание организовано прямо в офисе, что очень удобно, так как нет продолжительного отрыва от работы. Питание дотируется компанией.
5. Соблюдение временного
распорядка и пунктуальность
являются неотложными
6. Отношения в
организации нельзя называть
чисто формальными, так как
в них присутствует
7. В организационной
жизни люди ценят работу и
свое положение. Но нет рвения
к высшим должностям, при котором
лучшие человеческие качества
затухают. Эти ценности закреплены
в уважении ответственности,
8. У работников
присутствует вера в
9. Все работники
стремятся к осознанному
10. Как уже было
сказано выше, отношение к выполняемой
работе рассматривается с
На основе этих характеристик можно сделать вывод об особенностях организационной культуры и организации в целом. ОАО «Сибнефть» - компания, в которой уважают личность за то, как она выполняет работу, ценят лучшие человеческие качества и черты. Эту компанию можно назвать достаточно демократичной, так как давление руководителя на подчиненных не ощущается.
Выводы: в данном
разделе дана краткая характеристика
компании «Сибнефть», проведен анализ
содержания структуры организационной
культуры. На основе диагностики параметров
культуры в «Сибнефти» можно говорить
о сильной организационной
Информация о работе Управление организационной культурой компании на примере ОАО "Сибнефть"