Управление организационной культурой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение важнейших аспектов проблемы организационной культуры и её влияния на эффективность деятельности организации.

С теpмином "культуpа" часто связывают музыку, живопись, дpевнии цивилизации, но в совpеменной жизни этот теpмин используется гоpаздо шиpе. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих общее понимание своих целей, значения и места, своих ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры.

Оглавление

Введение 3


1. Сущность организационной культуры

1.1 Понятие организационной культуры 4

1.2 Структура организационной культуры 6

1.3 Содержание организационной культуры 9

1.4 Формирование организационной культуры 11


2. анализ организационной культуры ОАО «Севернефть»

2.1 Краткая характеристика ОАО «Севернефть» 17

2.2 Структура организационной культуры ОАО «Севернефть» 19

2.3 Содержание организационной культуры ОАО «Севернефть» 20


3. управление организационной культурой

3.1 Управление культурой в ОАО «Севернефть». Осуществление изменений 21

3.2 Рекомендации по изменению организационной структуры 23


Заключение 26


Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

курсовая орг культура.docx

— 67.97 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования Российской Федерации 

Филиал  Сочинского государственного университета туризма  и курортного дела в г. Омске 

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 

Допущен к защите:                                    Защищена с оценкой: ________

“___”  “_____________” 2004г                     “___” “ _____________” 2004г 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине: “теория организации”

на тему: “Управление организационной культурой  компании” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Выполнила: студентка 3 курса,

                            гр. 011 МО Исаенко Е.В. 

                   Научный руководитель:

                            ст. пр. Варжина Н.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Омск-2004 г.

 

Содержание 

Введение 3 

1. Сущность организационной культуры

1.1 Понятие организационной культуры 4

1.2 Структура организационной культуры 6

1.3 Содержание организационной культуры 9

1.4 Формирование организационной культуры 11 

2. анализ организационной культуры ОАО «Севернефть»

2.1 Краткая характеристика ОАО «Севернефть» 17

2.2 Структура организационной культуры ОАО «Севернефть» 19

2.3 Содержание организационной культуры ОАО «Севернефть» 20 

3. управление организационной культурой

3.1 Управление культурой в  ОАО «Севернефть». Осуществление изменений 21

3.2 Рекомендации по изменению организационной структуры 23 

Заключение 26 

Список использованной литературы 27

 

Введение

     Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными  факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная  культура предприятия, которая выступает  в качестве условной системы, состоящей  из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность  членов коллектива, управленческого  звена, структурных подразделений  и ключевых факторов развития предприятия.

       Цель работы – рассмотрение  важнейших аспектов проблемы организационной культуры  и её влияния на эффективность деятельности организации.

       С теpмином "культуpа" часто связывают музыку,  живопись, дpевнии цивилизации, но в совpеменной жизни этот теpмин используется гоpаздо шиpе. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих общее понимание своих целей, значения и места, своих ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры.

       Культура  придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни  людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она  инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным  людьми культурным нормам и ценностям.

       Приобретая  индивидуальный и личный опыт, работники  формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых  отражены их отношения к различным  явлениям – миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д.

       Каждому,  кто знаком с pазличными оpганизациями,  известно,  что они отличаются по атмосфеpе, методам выполнения pаботы, степени активности, индивидуальным целям – и все эти фактоpы  зависят от истоpии оpганизации,  ее тpадиции,  ее настоящего положения,  технологии пpоизводства и т.п.

         Вопрос  организационной культуры  в компаниях на сегодняшний  день актуален и его актуальность  будет расти по мере продвижения  российских компаний на мировом  рынке.

       Задачами, стоящими перед работой, являются: рассмотрение структуры организационной культуры компании «Севернефть», анализ культуры и определение мероприятий по ее совершенствованию. 

1. Сущность организационной культуры

1.1 Понятие организационной  культуры

 

     Организационная культура – это убеждения, нормы  поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными  правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.1

      Вполне  очевидно, что если культура организации  согласуется с ее общей целью, она может стать важным фактором организационной эффективности. Поэтому  современные организации рассматривают  культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать  все подразделения и отдельных  лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие.2 Иными словами, об организационной культуре можно говорить только в случае, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации.

      Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий  регламент деятельности. Она может  иметь свои особенности, в зависимости  от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке  или в обществе. В этом контексте  можно говорить о существовании  бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных  культур, а также об организационной  культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.3

     Характеристика  организационной культуры охватывает: 

     - индивидуальную автономность –  степень ответственности, независимости  и возможностей выражения инициативы  в организации;

     - структуру – взаимодействие органов  и лиц, действующих правил, прямого  руководства и контроля;

     - направление – степень формирования  целей и перспектив деятельности  организации;

     - интеграцию – степень, до которой  части (субъекты) в рамках организации  пользуются поддержкой в интересах  осуществления скоординированной  деятельности;

     - управленческое обеспечение –  степень, относительно которой  менеджеры обеспечивают четкие  коммуникационные связи, помощь  и поддержку своим подчиненным;

     - поддержку – уровень помощи, оказываемой  руководителями своим подчиненным;

     - стимулирование – степень зависимости  вознаграждения от результатов  труда;

     - идентифицированность – степень  отождествления работников с  организацией в целом;

     -управление  конфликтами – степень разрешаемости  конфликтов;

     - управление рисками – степень,  до которой работники поощряются  в инновациях и принятии на  себя риска.

     Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может  быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных  выше параметров и свойств.

     Обобщая сказанное, можно дать более общее  определение организационной культуре. Организационная культура – это  система общественно прогрессивных  формальных и неформальных правил и  норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала  данной организационной структуры, стиля руководства, показателей  удовлетворенности работников условиями  труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между  собой и с организацией, перспектив развития.

1.2 Структура организационной культуры

 

       Анализируя  структуру организационной культуры, Е. Шейн выделяет три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный. Знакомство с организационной культурой  начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные  характеристики, как продукция или  услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура  производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги  и т.п. На этом уровне вещи и явления  легко обнаружить, но не всегда их можно  расшифровать и интерпретировать в  терминах организационной культуры.

       Те, кто пытаются познать организационную  культуру глубже, затрагивают ее второй, внутренний уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько  эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и  верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи  часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают  почти непреодолимые сложности.4

       Третий, глубинный уровень включает базовые  предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без  специального сосредоточения на этом                        вопросе. Среди этих принимаемых на веру скрытых предположений, направляющих поведение людей в организации, Шейн выделил отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе.

       Некоторые исследователи предлагают более  дробную структуру организационной  культуры, выделяя ее следующие компоненты5:

       1. Мировоззрение — представления  об окружающем мире, природе человека  и общества, направляющие поведение  членов организации и определяющие  характер их отношений с другими  сотрудниками, клиентами, конкурентами  и т.д. Мировоззрение тесно  связано с особенностями социализации  индивида, его этнической культурой  и религиозными представлениями.  Значительные различия в мировоззрениях  работников серьезно затрудняют  их сотрудничество. В этом случае  имеется почва для значительных  внутриорганизационных противоречий  и конфликтов. При этом очень  важно понимать, что кардинально  изменить мировосприятие людей  очень сложно, и требуются значительные  усилия, чтобы достичь некоторого  взаимопонимания и принятия позиций  лиц с иными мировоззрениями. Мировоззрение индивида трудно выразить в четких словесных формулировках, и далеко не каждый в состоянии объяснить основные  принципы, лежащие в основе его поведения. И для понимания чьего-либо мировоззрения подчас требуется много усилий и времени, чтобы помочь человеку эксплицировать базовые координаты его видения мира.

       2. Организационные ценности, т.е. предметы  и явления организационной жизни,  существенно важные, значимые для  духовной жизни работников. Ценности  выступают связующим звеном между  культурой организации и духовным  миром личности, между организационным  и индивидуальным бытием. Личностные  ценности отражаются в сознании  в виде ценностных ориентации, которые включают в себя также  широкий круг социальных ценностей,  признаваемых личностью, но не  всегда принимаемых ею в качестве  собственных целей и принципов.  Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных  ценностей в сознании, так и  ориентация в плане сознания  на ценности, не являющиеся реальными  мотивами поведения. Ценности  могут сохраняться, даже если  в организации  произошли значительные  кадровые изменения. В то же  время может быть осуществлена  определенная смена ценностей,  которые скажутся и на поведении  членов организации. Организационные  ценности тесно связаны с организационной  мифологией, выражающейся в системе  историй, мифов и даже анекдотов,  в которых заключена некоторая  достойная уважения характеристика  какого-либо члена организации,  выгодно отличающая его от  многих других.

Информация о работе Управление организационной культурой компании