Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы определить сущность предпринимательства и
прибыли.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятие предпринимательства;
- выявить сущность и субъекты предпринимательства;
- проанализировать формы предпринимательской деятельности;
- дать характеристику прибыли и риску в предпринимательстве;
- выявить исторические аспекты развития и экономическую ориентацию
предпринимательства в России.
Введение 3
1. Предпринимательство, как особая форма экономической активности 5
1.1. Понятие предпринимательства 5
1.2. Предпринимательство: сущность и субъекты 9
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательства 15
2. Прибыль в предпринимательской деятельности 25
2.1. Концепции понятия прибыли 25
2.2. Предпринимательский доход 26
2.3. Риск как ключевой аспект предпринимательства. 31
3. Предпринимательство в России 34
3.1. Исторические аспекты развития предпринимательства в России 34
3.2. Экономические ориентации предпринимательства в России 39
Заключение 46
Литература 48
политики (НЭП), единственной — как представлялось в то время — формы вывода
России из экономического и социального кризиса.
Предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах
экономики как бытовое обслуживание населения, консультационные услугу,
технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин,
торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.
Каждый предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве-
времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими словами предпринимателю
нужно обладать информацией об «общем климате предпринимательства»: условия
и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах,
государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и
предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской
инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия предпринимательской
деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не
определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит
приемлемую среду обитания.
1. Агеев А. И.
Предпринимательство: проблемы
1991
2. Анисимова Т. Буев В. и др. Проблемы малого бизнеса глазами
предпринимателей: Вопросы экономики, 1994, №11
3. Барсукова С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на
рынок: ЭКО, 1999, №12
4. Бусыгин А.
Предпринимательство. Основной
- М., 1998
5. Виленский А.
Этапы развития малого бизнеса.
1996, №7
6. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. –
М., 1994
7. Гражданский Кодекс РФ. – М., 1996
8. Грачев И. Развитие
малого предпринимательства.
1997, №1 .
9. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации
предпринимательской деятельности. Экономика предприятия. - М., 1996
10. Ильин С.С., Васильева
Т.И. Экономика: Справочник
М., 2000
11. Ильчиков М.З.
Рыночное предпринимательство.
12. Курс экономики:
Учебник. Основы
13. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. Под ред. Ю.М.
Осипова
: Ассоциация Гуманитарное
14. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: Учебное
пособие. Под ред. В.М.Власовой. – М., 2000
15. Паловкин П.,
Савченко В. Проблемы
содержания
предпринимательства. Вестник
16. Прохоров В.
Развитие малого бизнеса:
17. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие:
Аспект Пресс – М., 1997
18. Ровенский Ю.А.
Эволюция малого
политический журнал, 1996, №2
19. Самуэльсон П. Экономикс Т.П. пер. с англ.: АЛГОН – М., 1992
20. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в
России (спецкурс).
Российский экономический
21. Шумпетер И.
Теория экономического
22. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное
дело и добиться успеха. вып. 1. - М., 1991
23. Хоскинг А. Предпринимательство в конце ХХ века. – М., 1992
24. Экономика предпринимательства: изучение с помощью программы КАРЛ:
Учебное пособие. Н.А.Исаева, Е.Г. Лиманова, С.Е. Уварева и др. – М.,
2000
25. Экономика предприятия: Учебник. Под ред. Проф. Н.А.Сафронова.: Юристь –
М., 2002
26. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е
изд., перераб.
и доп. : ВЛАДОС – М., 2001
Таблица 1: Удельный вес акционерно-паевых и других предприятий в сумме
валового производства (%)
|Отрасли промышленности | |Паевые |Торговые |Единолич-ные |
| |АО |товарищества |дома |фирмы |
|Резиновая |87,7 |7,4 |- |2,9 |
|Хлопчатобумажная |19,5 |60,3 |4,5 |15,7 |
|Металлообрабатывающая |64,8 |8,3 |3,9 |3,0 |
|Цементная |42,4 |29,5 |10,6 |17,5 |
|Химическая |38,9 |16,0 |8,8 |36,3 |
|Мукомольная |16,3 |6,7 |19,9 |72,1 |
|Стекольная |33,5 |4,1 |8,7 |53,7 |
|Бумажная |26,3 |35,3 |1,0 |37,4 |
|Шерстяная |18,9 |19,6 |14,3 |47,2 |
|Льняная |21,0 |48,5 |6,5 |34,0 |
Таблица 2: Принадлежность
“стажа”, % к числу
ответивших.
|Отрасль |“Старая |“Первопроходцы” |“Массовый |“Новобранцы” |
| |гвардия”| |набор” | |
|Промышленность |32 |28 |18 |7 |
|Строительство, |21 |13 |15 |7 |
|транспорт, связь | | | | |
|Оптовая торговля |8 |6 |27 |12 |
|Розничная |44 |27 |38 |48 |
|торговля, | | | | |
|общепит, бытовое | | | | |
|обслуживание | | | | |
|Финансы, кредит, |5 |14 |9 |13 |
|страхование | | | | |
|Наука, медицина, |15 |24 |26 |15 |
|культура, туризм | | | | |
|Другое
|19 |17
|9 |15
|
Таблица 3: Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в
1996 - 1999гг. (тыс.
ед. на конец года в % к общему
числу МП).
|Предприятия |1.01.1996 г.|1.01.1997 г. |1.01.1998 г. |1.01.1999 г.|
| |Кол-в|% |Кол-во|% |Кол-во|% |Кол-в|% |
| |о | | | | | |о | |
|Всего |877,3|100,0|828,0 |100,0|861,1 |100,0|868,0|100,0|
|В том числе: | | | | | | | | |
|Промышленные |128,5|14,65|129,3 |15,62|135,2 |15,7 |136,1|15,7 |
|Строительные |145,5|16,58|137,0 |16,54|136,1 |15,8 |137,5|15,8 |
|Торговли и |374,6|42,70|353,1 |42,65|386,3 |44,5 |386,1|44,5 |
|общепита | | | | | | | | |
|Коммерческие |42,4 |4,83 |35,0 |4,23 |34,4 |4,0 |35,2 |4,0 |
|Науки и научного|48,8 |5,56 |46,0 |5,55 |38,74 |4,5 |38,8 |4,5 |
|обслуживания | | | | | | | | |
Таблица 4: Распределение числа
малых предприятий по
на конец 1998 г.
|Экономические
районы
|Количество предприятий
|
|
|Российская Федерация
|Северный
|Северо-западный
|В том числе г. Санкт-Петербург |111,8 |12,9 |
|Центральный
|В том числе г. Москва |175,2 |20,2 |
|Волго-вятский
| Центрально-чернозёмный
|Поволжский
|Северо-Кавказский
|Уральский
|Западно-Сибирский
|Восточно-Сибирский
|Дальневосточный
|Калининградская
область
|9,2
|1,1
|
-----------------------
[1] Шумпетер Й.
Теория экономического
[2] Хизрич Р,
Питере М. Предпринимательство.
[3] Там же. с. 22.
[4] Хоскинг А. Предпринимательство в конце XX века. М., 1992, с. 20.
[5] Гражданский Кодекс РФ. Часть 1 ст.2
[6] Самуэльсон П. Экономика. Т.П. пер. с англ. М.: “АЛГОН”, 1992. С. 221-
225
[7] Шумпетер Й.
Теория экономического
[8] Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. Пособие. – М.:
Аспект Пресс, 1997.- С53.
[9] Барсукова С.Ю.
Предприниматели разных “
рынок// ЭКО, 1999, N 12, с 79-88.
[10] Центр политических технологий (руководитель Бунин И.М.) “Center for
Independent Private Enterprise” (CIPE). Декабрь 1997г. - опрос
руководителей российских предприятий (руководитель Радаев В.В.). опрошены
227 руководителей малого бизнеса из 21 городов России, предприятия