Сущность предпринимательства и прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы определить сущность предпринимательства и
прибыли.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятие предпринимательства;
- выявить сущность и субъекты предпринимательства;
- проанализировать формы предпринимательской деятельности;
- дать характеристику прибыли и риску в предпринимательстве;
- выявить исторические аспекты развития и экономическую ориентацию
предпринимательства в России.

Оглавление

Введение 3

1. Предпринимательство, как особая форма экономической активности 5
1.1. Понятие предпринимательства 5
1.2. Предпринимательство: сущность и субъекты 9
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательства 15
2. Прибыль в предпринимательской деятельности 25
2.1. Концепции понятия прибыли 25
2.2. Предпринимательский доход 26
2.3. Риск как ключевой аспект предпринимательства. 31
3. Предпринимательство в России 34
3.1. Исторические аспекты развития предпринимательства в России 34
3.2. Экономические ориентации предпринимательства в России 39
Заключение 46

Литература 48

Файлы: 1 файл

Сущность предпринимательства и прибыль.docx

— 97.72 Кб (Скачать)

политики (НЭП), единственной — как представлялось в то время  — формы  вывода

России из экономического и социального кризиса.

      Предприятия  малого  бизнеса   играют  решающую  роль  в   таких  сферах

экономики  как  бытовое  обслуживание  населения,  консультационные  услугу,

технические  услуги,  включая  ремонт  и  техническое  обслуживание   машин,

торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.

      Каждый предприниматель должен  найти себя в хозяйственном  пространстве-

времени, найти  свою  хозяйственную  нишу.  Другими  словами  предпринимателю

нужно обладать информацией  об «общем климате  предпринимательства»:  условия

и  возможности  вложения  денег   в   различных   отраслях   или   регионах,

государственная поддержка  предпринимательства,  состояние  рынка  (спрос  и

предложение),  мера  насыщения  отраслей  или  регионов  предпринимательской

инициативой и  деятельностью. Все это «внешние»  условия  предпринимательской

деятельности, они  как бы заранее заданные,  и  самими  предпринимателями  не

определяются. Делая  свой выбор  в  этих  условиях,  предприниматель  находит

приемлемую среду  обитания.

                                 Литература 
 

1. Агеев А. И.  Предпринимательство: проблемы собственности  и культуры. -М.,

   1991

2.  Анисимова   Т.  Буев  В.  и  др.   Проблемы   малого   бизнеса   глазами

   предпринимателей: Вопросы экономики, 1994, №11

3. Барсукова С.Ю.  Предприниматели  разных  «призывов»:  проблемы  входа  на

   рынок: ЭКО, 1999, №12

4. Бусыгин А.  Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.: Инфра

   - М., 1998

5. Виленский А.  Этапы развития малого бизнеса.  Вопросы  экономики.,  -  М.,

   1996, №7

6. Голубев Ю.Н.  и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. –

   М., 1994

7. Гражданский  Кодекс РФ. – М., 1996

8. Грачев И. Развитие  малого предпринимательства. Деньги  и  кредит.  –  М.,

   1997, №1 .

9. Грузинов В., Грибов  В. Предпринимательство формы   и  методы  организации

   предпринимательской  деятельности. Экономика предприятия.   - М., 1996

10. Ильин С.С., Васильева  Т.И. Экономика: Справочник студента: АСТ, СЛОВО  –

   М., 2000

11. Ильчиков М.З.  Рыночное предпринимательство. –  М., 1994

12. Курс экономики:  Учебник. Основы предпринимательства  . - М., 1997

13. Основы предпринимательского  дела.  Благородный  бизнес.  Под  ред.  Ю.М.

   Осипова  : Ассоциация Гуманитарное знание  – М, 1992

14. Основы предпринимательской  деятельности: экономическая  теория:  Учебное

   пособие.  Под ред. В.М.Власовой. – М., 2000

15. Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения  экономической  сущности  и

   содержания  предпринимательства. Вестник МГУ,  сер.6, Экономика, 1996, №2. 

16. Прохоров В.  Развитие малого бизнеса: Экономика  и жизнь, 1996, №34

17. Радаев В.В.  Экономическая  социология.  Курс  лекций:  Учебное  пособие:

   Аспект  Пресс – М., 1997

18. Ровенский Ю.А.  Эволюция малого предпринимательства  в России:  Социально-

   политический  журнал, 1996, №2

19. Самуэльсон П.  Экономикс Т.П. пер. с англ.: АЛГОН – М., 1992

20. Шулус А. Становление   системы  поддержки  малого  предпринимательства  в

   России (спецкурс). Российский экономический журнал, 1997, № 5, 6, 7

21. Шумпетер И.  Теория экономического развития. -М., 1982

22. Хизрич Р., Питере  М. Предпринимательство, или   как  завести  собственное

   дело и  добиться успеха. вып. 1. - М., 1991

23. Хоскинг А.  Предпринимательство в конце  ХХ века. – М., 1992

24.  Экономика   предпринимательства:  изучение  с  помощью  программы   КАРЛ:

   Учебное  пособие. Н.А.Исаева, Е.Г. Лиманова, С.Е. Уварева  и  др.  –   М.,

   2000

25. Экономика предприятия:  Учебник. Под ред. Проф. Н.А.Сафронова.: Юристь  –

   М., 2002

26. Экономическая  теория: Учебник для ВУЗов. Под  ред. В.Д.  Камаева.  –  7-е

   изд., перераб.  и доп. : ВЛАДОС – М., 2001 
 
 

                                 Приложения 
 

                                                                Приложение 1 

Таблица 1: Удельный вес  акционерно-паевых  и  других  предприятий  в  сумме

валового производства (%)

|Отрасли промышленности   |     |Паевые        |Торговые  |Единолич-ные |

|                         |АО   |товарищества  |дома      |фирмы        |

|Резиновая                |87,7 |7,4           |-         |2,9          |

|Хлопчатобумажная         |19,5 |60,3          |4,5       |15,7         |

|Металлообрабатывающая    |64,8 |8,3           |3,9       |3,0          |

|Цементная                |42,4 |29,5          |10,6      |17,5         |

|Химическая               |38,9 |16,0          |8,8       |36,3         |

|Мукомольная              |16,3 |6,7           |19,9      |72,1         |

|Стекольная               |33,5 |4,1           |8,7       |53,7         |

|Бумажная                 |26,3 |35,3          |1,0       |37,4         |

|Шерстяная                |18,9 |19,6          |14,3      |47,2         |

|Льняная                  |21,0 |48,5          |6,5       |34,0         |

                                                                Приложение 2 

      Таблица 2: Принадлежность предпринимателей  к отрасли в зависимости   от

“стажа”, % к числу  ответивших. 

|Отрасль          |“Старая |“Первопроходцы”  |“Массовый   |“Новобранцы”  |

|                 |гвардия”|                 |набор”      |              |

|Промышленность   |32      |28               |18          |7             |

|Строительство,   |21      |13               |15          |7             |

|транспорт, связь  |        |                 |            |              |

|Оптовая торговля |8       |6                |27          |12            |

|Розничная        |44      |27               |38          |48            |

|торговля,        |        |                 |            |              |

|общепит, бытовое  |        |                 |            |              |

|обслуживание     |        |                 |            |              |

|Финансы, кредит, |5       |14               |9           |13            |

|страхование      |        |                 |            |              |

|Наука, медицина, |15      |24               |26          |15            |

|культура, туризм |        |                 |            |              |

|Другое           |19      |17               |9           |15            | 

                                                                Приложение 3 

Таблица 3: Распределение  числа малых предприятий РФ по отраслям экономики  в

1996  -  1999гг. (тыс.  ед. на конец года в % к общему  числу МП). 
 

|Предприятия     |1.01.1996 г.|1.01.1997 г. |1.01.1998 г. |1.01.1999 г.|

|                |Кол-в|%    |Кол-во|%    |Кол-во|%    |Кол-в|%    |

|                |о    |     |      |     |      |     |о    |     |

|Всего           |877,3|100,0|828,0 |100,0|861,1 |100,0|868,0|100,0|

|В том числе:    |     |     |      |     |      |     |     |     |

|Промышленные    |128,5|14,65|129,3 |15,62|135,2 |15,7 |136,1|15,7 |

|Строительные    |145,5|16,58|137,0 |16,54|136,1 |15,8 |137,5|15,8 |

|Торговли и      |374,6|42,70|353,1 |42,65|386,3 |44,5 |386,1|44,5 |

|общепита        |     |     |      |     |      |     |     |     |

|Коммерческие    |42,4 |4,83 |35,0  |4,23 |34,4  |4,0  |35,2 |4,0  |

|Науки и научного|48,8 |5,56 |46,0  |5,55 |38,74 |4,5  |38,8 |4,5  |

|обслуживания    |     |     |      |     |      |     |     |     |

                                                                Приложение 4 

      Таблица 4: Распределение числа  малых предприятий по территории  России

на конец 1998 г. 
 

|Экономические  районы             |Количество предприятий          |

|                                 |Тыс. ед.       | %, к  общему   |

|                                 |               |числу          |

|Российская Федерация             |868,0          |100,0          |

|Северный                         |20,7           |2,4            |

|Северо-западный                  |129,3          |14,8           |

|В том числе   г. Санкт-Петербург  |111,8          |12,9           |

|Центральный                      |266,1          |30,7           |

|В том числе   г. Москва          |175,2          |20,2           |

|Волго-вятский                    |27,2           |3,1            |

| Центрально-чернозёмный          |26,2           |3,02           |

|Поволжский                       |78,0           |8,9            |

|Северо-Кавказский                |79,4           |9,1            |

|Уральский                        |85,5           |9,8            |

|Западно-Сибирский                |75,8           |8,7            |

|Восточно-Сибирский               |35,5           |4,1            |

|Дальневосточный                  |35,1           |4,0            |

|Калининградская  область          |9,2            |1,1            | 
 

-----------------------

[1] Шумпетер Й.  Теория экономического развития..- М., 1982, с.170 

[2] Хизрич Р,  Питере М. Предпринимательство.  Вып. 1. М., 1991, с. 20.

[3] Там же. с. 22. 

[4] Хоскинг А.  Предпринимательство в конце  XX века. М., 1992, с. 20.

[5] Гражданский  Кодекс РФ. Часть 1 ст.2

[6] Самуэльсон П.  Экономика. Т.П. пер. с англ. М.: “АЛГОН”, 1992. С. 221-

225

[7] Шумпетер Й.  Теория экономического развития.-М.,1982, с.150

[8] Радаев В.В.  Экономическая социология. Курс  лекций: Учеб. Пособие. – М.:

Аспект Пресс, 1997.- С53.

[9] Барсукова С.Ю.  Предприниматели разных “призывов”: проблемы входа на

рынок// ЭКО, 1999, N 12, с 79-88.

[10] Центр политических  технологий (руководитель Бунин  И.М.) “Center for

Independent Private Enterprise”  (CIPE). Декабрь 1997г. - опрос

руководителей российских предприятий  (руководитель Радаев В.В.). опрошены

227 руководителей  малого бизнеса из 21 городов России, предприятия

Информация о работе Сущность предпринимательства и прибыль