Сущность, цели и функции предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 08:44, реферат

Краткое описание

Бизнес (от староанглийского «bisig» – активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу общество обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условия существования современного человека – от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие «бизнесмена» как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула.

Файлы: 1 файл

Основы бизнеса.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Оглавление:

 

 

 

Введение

Бизнес (от староанглийского «bisig» – активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу общество обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условия существования современного человека – от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие «бизнесмена» как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула. Не каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс в сфере производства может называться бизнесом, и не каждый бизнес полезен обществу. Тем не менее бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.

В сфере бизнеса заложен колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который может раскрыться как в направлениях, желательных для конкретного человека или общества, так и в нежелательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал бизнеса, жертвуя при этом возможностями удовлетворения текущих потребностей в пользу удовлетворения будущих запросов.

 

  1. Сущность, цели и функции предпринимательства

Сущность бизнеса состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи другим экономическим агентам – предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным или долговременным (это связано и со стабильностью спроса, и с возможностями отвлечения ресурсов, и с другими аспектами). Если речь идет о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определенным, относительно устойчивым правилам и нормам, т.е. предприятие. Если соединение ресурсов производится на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, чаще говорят о проекте.

Один и тот же бизнес может быть реализован на различных предприятиях последовательно во времени или же параллельно. Одно и то же предприятие может стать ареной функционирования различных бизнесов. Бизнес может прекратиться с уходом из него бизнесмена, а может быть и успешно продолжен другими людьми. Иными словами, границы и суть бизнеса не могут не быть расплывчатыми, варьируемыми, и порой идентификация различных экономических явлений как порожденных одним бизнесом представляет значительную трудность (иногда такая идентификация осуществляется правоохранительными органами в целях борьбы с нарушением законов).

Роль бизнеса в обществе достаточно ярко может быть проиллюстрирована на примере роли предприятия как наиболее устойчивой формы бизнеса. Роль предприятия (или фирмы – эти понятия употребляются как синонимы) многогранна, а его сущность многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение предприятия – служить источником дохода для собственников (акционеров); другие считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении материальных потребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду его функцию обеспечения занятости. Сторонники комплексного подхода отмечают целый ряд дополнительных существенных функций предприятия в современном обществе.

Существует ряд требований к предприятиям, выполнение которых обеспечивает в рыночных условиях шансы на продолжительное устойчивое развитие:

1. Предприятие должно адекватно  реагировать на изменение ситуации на рынке (в том числе изменение цен на продукцию и факторы производства), формируя свою объемно-номенклатурную и ценовую политику. Следует стремиться к максимизации разницы между доходами и расходами.

2. Для устойчивого функционирования на рынке предприятие должно создавать условия для сравнительной минимизации внутрифирменных трансакционных издержек, облегчения процесса поиска внешних контрагентов.

3. Система внутрифирменного принятия  решений, ее неизменные особенности  и динамика должны служить объектом пристального внимания руководителя. Одна из главных задач предприятия – создать гармонические условия взаимоотношений предприятия с хозяйственной и административной средой, обеспечить согласованную эволюцию предприятия и среды, противодействовать отставанию внутренних изменений от внешних.

4. Необходимым условием эффективной работы предприятия в свободной рыночной экономике является наличие позитивной целенаправленной мотивации его работников – как производственных рабочих, так и менеджеров. Весьма важной является проблема сближения интересов руководителя предприятия и коллектива, преодоление разрыва между поведением директора как физического лица и как представителя юридического лица.

5. Взаимоотношения между менеджментом  и собственниками предприятия должны быть скоординированы с интересами бизнеса как продолжающегося процесса. Поиск оптимальных соотношений между материальной заинтересованностью и профессиональным развитием менеджера представляет собой весьма сложную и важную задачу.

6. Сохранение и развитие предприятия  как самостоятельного экономического  субъекта требуют определенной  сбалансированности между производственно-реализационными  и воспроизводственно-снабженческими  процессами. Пренебрежение восстановлением  внутренних ресурсов производства и благоприятных для предприятия условий внешней социально-экономической и экологической среды ставит под угрозу как эффективность предприятия в среднесрочном аспекте, так и его существование в целом.

Существует такое понятие как «цель предпринимателя», которое нельзя путать с понятием «цель предприятия». Под целью предпринимателя (или собственника) понимается совокупность его намерений и интересов как физического лица, спроектированная на предпринимательскую деятельность. Цель предприятия – это условное аналитическое понятие, предназначенное для компактного описания факторов поведения предприятия в хозяйственной и административной средах. Если предприятие отождествлять с определенным юридическим лицом, то есть смысл ввести специальное понятие цель бизнеса, понимая под бизнесом продолжающееся под разными юридическими лицами производство. Таким образом, цель предпринимателя как руководителя предприятия должна рассматриваться отдельно от цели предприятия, поскольку конкретное предприятие может быть лишь средством реализации личных интересов предпринимателя (собственника). 

Как социально-экономическое явление нашей жизни бизнес выполняет множество различных функций. Ниже рассмотрены важнейшие функции предпринимательства:

  1. Общеэкономическая функция предпринимательства в развитой рыночной экономике обусловлена ролью, которую играют индивидуальные предприниматели и предпринимательские организации как субъекты рынка. Суть общеэкономической функции предпринимательства проявляется через расходование различных ресурсов при производстве товаров и услуг и доведение их до потребителей. Причём предприниматели действуют под влиянием всей системы экономических законов (спрос-предложение, конкуренция, цена и себестоимость и т.п.), что и является объективной основой проявления общеэкономической функции.
  2. Второй важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная функция. Суть её заключается в том, что, как правило, предпринимательство предполагает высокоэффективное использование всех доступных ресурсов. При этом имеются в виду как воспроизводимые, так и невоспроизводимые ресурсы, различные материальные и нематериальные условия и факторы производства. Предприниматель может добиться успехов только тогда, когда найдёт наиболее эффективные научно-технические и организационные идеи и нововведения в своей сфере деятельности, сможет использовать высококвалифицированную рабочую силу и эффективно использовать материальные ресурсы. Поскольку в стремлении к максимальной прибыли предприниматели нередко хищнически подходят к потреблению ресурсов, то важное значение в регулировании ресурсной функции предпринимательства приобретает государство.
  3. Третьей важнейшей функцией предпринимательства является творческо-поисковая, инновационная, которая связана не только с использованием предпринимателями новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательства и условиями принятия управленческих решений.
  4. В нормально функционирующей рыночной экономике проявляется и четвёртая важнейшая функция предпринимательства – социальная. Её суть проявляется в том, что любой дееспособный индивидуум может проявить свои таланты и способности, создав собственное эффективно функционирующее дело. Эта функция более всего проявляется в процессах формирования новой категории людей – людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать и развивать собственное дело, преодолевая сопротивление окружающей среды.
  5. Пятой важнейшей функцией предпринимательства является организационная, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельных управленческих решений касающихся организации собственного дела, его модернизации, объединения и разделения предприятий, участия в крупных предпринимательских проектах и т.п. Организационная функция особенно чётко проявляется в развитии малого и среднего предпринимательства, в развитии новых предпринимательских форм (сетевые организации, интернет-организации, «народные» предприятия и т.п.).

Кроме вышеперечисленных функций для предпринимательства характерны и множество других, которые, хотя и не считаются важнейшими, но без которых предпринимательство теряет свой смысл. Это: организация непосредственного производства, управление запасами и качеством продукции, выбор технологий производства, планирование новой продукции и модернизация старой, маркетинговое планирование и выбор рынков сбыта и многое-многое другое.

 

  1. Виды предприятий и предпринимательства

Основными типами производственных организаций в рыночной экономике являются частные коммерческие (прибыльные) предприятия, государственные (общественные) предприятия и частные некоммерческие (неприбыльные) организации.

Частные коммерческие предприятия – это предприятия, которые созданы для извлечения экономических выгод (прибыли) и в своей деятельности преследуют эту цель. Обычно государство облагает налогом прибыль таких предприятий еще до ее распределения между собственниками.

Частные некоммерческие организации – это организации, созданные для удовлетворения каких-либо общественных нужд и которые по закону не могут распределять между своими собственниками или управляющими полученные после возмещения затрат прибыли или излишки денежных поступлений. Такие организации финансируются обычно за счет пожертвований, государственных дотаций и, возможно, за счет взимания платы за свои услуги или членских взносов. Обычно законом предоставляются налоговые льготы для этих организаций.

К некоммерческим организациям относятся организации различной организационно-правовой формы:

- общественные организации (объединения), в том числе общественные движения, организации общественной самодеятельности, молодежные общественные объединения;

- религиозные организации (объединения);

- благотворительные и  иные инвестиционные фонды;

- некоммерческие учреждения, в том числе образовательные;

- некоммерческие партнерства;

- автономные некоммерческие  организации;

- потребительские кооперативы;

-государственные корпорации, другие формы, предусмотренные законодательством.

Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Обычно сфера и объем их деятельности определяются посредством политического процесса (т.е. через выборы в представительные органы власти, назначение правительства и т.п.), а не рынком. Во многих странах современного мира активным предпринимателем является государство, в собственности которого находится от 5-10 до 35-40% основного капитала. Государственное предприятие представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами:

- первая заключается в том, что имущество такого предприятия и управление им полностью или частично находится в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, но воздействуют на них и контролируют их;

- вторая касается мотивов функционирования государственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется не только поиском  наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономическую эффективность или даже в некоторых случаях вести к потерям, которые, однако, оправданы.

От государственных предприятий следует отличать государственные учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно-рыночном обмене.

Государственные и муниципальные предприятия, согласно Гражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприятий. Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Государственное или муниципальное имущество не принадлежит унитарному предприятию, оно неделимо:

- не может быть распределено  по вкладам (долям, паям);

- не может быть распределено  между работниками предприятия;

- находится у него  на правах хозяйственного ведения  и оперативного управления.

Предприятие, организуемое по решению органов местной власти, относится к категории муниципальных унитарных предприятий. Если оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа, то считается государственным унитарным предприятием. Такие предприятия наделяются имуществом с правом хозяйственного владения или оперативного управления.

Унитарное предприятие, находящееся в федеральной собственности, основанное на праве оперативного управления, является федеральным казенным предприятием. Оно создается по решению Правительства РФ. Устав казенного предприятия утверждает Правительство РФ. Казенное предприятие может быть только федеральным.

    1. Малый бизнес

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных критериях, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями.

Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятие относится к малому бизнесу, являются:

Информация о работе Сущность, цели и функции предпринимательства