Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы определить сущность предпринимательства и
прибыли.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятие предпринимательства;
- выявить сущность и субъекты предпринимательства;
- проанализировать формы предпринимательской деятельности;
- дать характеристику прибыли и риску в предпринимательстве;
- выявить исторические аспекты развития и экономическую ориентацию
предпринимательства в России.
Введение 3
1. Предпринимательство, как особая форма экономической активности 5
1.1. Понятие предпринимательства 5
1.2. Предпринимательство: сущность и субъекты 9
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательства 15
2. Прибыль в предпринимательской деятельности 25
2.1. Концепции понятия прибыли 25
2.2. Предпринимательский доход 26
2.3. Риск как ключевой аспект предпринимательства. 31
3. Предпринимательство в России 34
3.1. Исторические аспекты развития предпринимательства в России 34
3.2. Экономические ориентации предпринимательства в России 39
Заключение 46
Литература 48
безработицы. Так что, можно сказать, многие из сегодняшних предпринимателей
начали поиск
новых путей приложения своих
сил, отнюдь, не от хорошей жизни.
“Первопроходцы” (13,5%). (1989-1991). Активные реформы в условиях
слабой институциональной и правовой обеспеченности, “золотой век”
спонтанной приватизации. Легализация теневых капиталов, интенсивное
создание собственного бизнеса, легализация предпринимателей в глазах
общественного мнения (в традиционных обществах, в том числе и в нашем
обществе, в силу исторических условий, предпринимательство фактически
никогда не относилось к числу благородных занятий. Напротив,
предприниматели располагались ближе к нижним ступеням социальной
лестницы.).
“Массовый набор” (39%). (1992-1995). Массовая приватизация,
институализация отношений предпринимателей и властей, формализация
отношений легального бизнеса и криминального мира.
“Новобранцы” (18,5%). (1996-1999). Период с определенными правилами
игры, когда состав основных игроков уже устоялся, это время “закрытия”
верхнего слоя предпринимательского корпуса и интенсивной ротации его нижних
слоев.
Ориентируясь на приведенную типологизацию, можно выявить отраслевые
предпочтения предпринимателей разных “призывов” (данные из таблицы 2
Приложения 2) –
диаграмма 2:
Судя по диаграмме, отраслевые предпочтения предпринимателей разных
“призывов” явно выражены. В целом, в качестве “дебютной отрасли” все
реформенное десятилетие лидировала торговля, однако концентрация дебютантов
в торговле была особенно высокой в 1996-1997 гг. первая половина 90-х
годов характеризовалась постепенным размыванием отраслевых приоритетов
входа на рынок, но в 1996 году ситуация резко изменилась. По сути,
розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание становятся
основным отраслевым сегментом входа на рынок для “новобранцев” (48%). Это
связано с тем, что уже закончился период “легких денег”, рейтинги
бизнесменов в большинстве отраслей уже определились.
Образно говоря, если “первопроходцы” наступали по всей линии фронта,
то “новобранцы” сконцентрировали все свои усилия преимущественно на его
узком участке. Барьеры входа в остальные отрасли оказались непомерно высоки
для стартующих в последние годы.
Не последнюю роль сыграло и то, что отраслевая принадлежность фирмы в
значительной степени определяет пропорции теневой и легальной бизнес-
деятельности. Уход предпринимательства в “тень” обусловил приоритетное
развитие отраслей, где теневая деятельность имеет укоренившуюся традицию.
Чем позднее пришел в мир бизнеса, тем меньше вероятность концентрации его
усилий в сферах промышленности, строительства, транспорта и связи. Так,
среди руководителей еще дореформенного периода почти каждый третий
возглавлял промышленное предприятие, тогда как среди пришедшх в
предпринимательство в течении последних двух лет, доля промышленников
составила всего 7% (табл. 2). Производство, в отличие от коммерции,
оставляет предпринимателям существенно меньший диапазон маневренности,
поскольку в силу объективных причин производственные структуры не могут с
определенной регулярностью закрываться и открываться под новым названием.
Вместе с тем к концу
90-х годов отмечен
предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и
социальное обеспечение (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.).
Операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно),
торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%).
Продолжает сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли
"наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).
Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону
увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения
доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой
деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным
обслуживанием.
О динамике изменения
структуры за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России,
приведенные в таблице 3 (Приложение 3).
Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного
рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать
основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура
распределения малых предприятий по экономическим районам России на конец
1998г. представлена на диаграмме 3 (данные - в таблице 4 Приложения 4).
[pic]
По состоянию на 1 января 1998 г. треть от общего количества малых
предприятий концентрировалась в двух городах - Москве (20,2% от общего
числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия
наиболее широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и
Свердловской (3,0%) областях.
В 1998 г. продолжало возрастать число малых предприятий в Северо-
Западном (на 13,3% - в 1997 г., на 9,1% - 1998 г.) и Уральском (на 9,5% и
на 4,5% соответственно) районах. Сокращалось количество малых предприятий в
Восточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальне-Восточном (на 8,9% и на
1,9%) районах.
Анализируя диаграмму 3 можно заметить, что распределение малых
предприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше
четверти малых предприятий промышленного профиля сосредоточено в
Центральном районе, в котором наблюдается также наибольшая концентрация
малых строительных предприятий, половина которых находится в Москве.
Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации малых
предприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малого
предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не
только центральных, но и периферийных районов.
Кроме того, отдельно следует сказать об экономических ориентациях
предпринимателей в среде этнических меньшинств. Их представители, по
крайней мере, поначалу, ограниченны в выборе рыночных ниш. Большинство из
них открывают дело в рыночной торговле и сфере услуг (кафе, рестораны). И
лишь незначительная часть оказывается в производственных отраслях
(исключая, пожалуй, строительство). Труднодоступными, как правило, остаются
такие сферы как: финансы, крупная оптовая торговля.
Такие тенденции среди этнических меньшинств обусловлены несколькими
причинами:
1. Чужая культурная среда;
2. Языковые барьеры;
3. Прохладное отношение коренного населения;
4. Для большинства – нелегкая коренная смена занятий.
Таким образом, можно сказать, что, стремясь к материальному
благополучию, реализации собственных возможностей и идей, человек вынужден
делить свое время между различными целями, поэтому предпринимательские
ориентации неизбежно принимают форму выбора. А выбор есть ни что иное, как
действие, предполагающее затрату времени и ограниченных ресурсов для
достижения какой-либо цели, предполагающее тем самым, что они не будут
использованы для достижения другой цели. Также следует сказать, что процесс
выбора всегда есть переменная, зависимая в первую очередь от ситуации, а
также от особенностей
личности.
Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-
экономической системы, основанной на началах частной собственности и
конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском
и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство
товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее
он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство
рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую
жизнь общества в единое целое.
Предпринимательство у
процессе исследования темы курсовой работы выявились следующие основные
факторы предпринимательства:
. деятельность в условиях
. быстрая смена направлений
. при необходимости быстрая
. инвестирование в новые не
выпускавшиеся ранее виды
Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование
в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде.
Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение
понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны
представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и
реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении
предпринимательства.
В настоящее время многое говорится о возрождении российского
предпринимательства. Однако, если быть точными, то, что сегодня происходит
в социально-экономической жизни России, есть попытка вторичного возрождения
предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после октября 1917 г.)
была предпринята в процессе реализации так называемой новой экономической