Сущность предпринимательства и прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы определить сущность предпринимательства и
прибыли.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятие предпринимательства;
- выявить сущность и субъекты предпринимательства;
- проанализировать формы предпринимательской деятельности;
- дать характеристику прибыли и риску в предпринимательстве;
- выявить исторические аспекты развития и экономическую ориентацию
предпринимательства в России.

Оглавление

Введение 3

1. Предпринимательство, как особая форма экономической активности 5
1.1. Понятие предпринимательства 5
1.2. Предпринимательство: сущность и субъекты 9
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательства 15
2. Прибыль в предпринимательской деятельности 25
2.1. Концепции понятия прибыли 25
2.2. Предпринимательский доход 26
2.3. Риск как ключевой аспект предпринимательства. 31
3. Предпринимательство в России 34
3.1. Исторические аспекты развития предпринимательства в России 34
3.2. Экономические ориентации предпринимательства в России 39
Заключение 46

Литература 48

Файлы: 1 файл

Сущность предпринимательства и прибыль.docx

— 97.72 Кб (Скачать)

безработицы. Так  что, можно сказать, многие из сегодняшних  предпринимателей

начали поиск  новых путей приложения своих  сил, отнюдь, не от хорошей  жизни. 

      “Первопроходцы” (13,5%).  (1989-1991).  Активные  реформы  в  условиях

слабой  институциональной   и   правовой   обеспеченности,   “золотой   век”

спонтанной  приватизации.   Легализация   теневых   капиталов,   интенсивное

создание  собственного  бизнеса,  легализация  предпринимателей   в   глазах

общественного мнения (в традиционных  обществах,  в  том  числе  и  в  нашем

обществе,  в  силу  исторических  условий,  предпринимательство   фактически

никогда   не   относилось   к   числу   благородных    занятий.    Напротив,

предприниматели   располагались   ближе   к   нижним   ступеням   социальной

лестницы.).

      “Массовый   набор”   (39%).   (1992-1995).   Массовая    приватизация,

институализация   отношений   предпринимателей   и   властей,   формализация

отношений легального бизнеса и криминального мира.

      “Новобранцы” (18,5%). (1996-1999). Период  с  определенными  правилами

игры, когда состав основных  игроков  уже  устоялся,  это  время  “закрытия”

верхнего слоя предпринимательского корпуса и  интенсивной ротации его  нижних

слоев.

      Ориентируясь на приведенную  типологизацию,  можно  выявить   отраслевые

предпочтения  предпринимателей  разных  “призывов”  (данные  из  таблицы   2

Приложения 2) –  диаграмма 2: 
 
 

                                 Диаграмма 2 

      Судя по диаграмме, отраслевые  предпочтения   предпринимателей  разных

“призывов” явно  выражены.  В  целом,  в  качестве  “дебютной  отрасли”  все

реформенное десятилетие  лидировала торговля, однако концентрация  дебютантов

в торговле была особенно высокой  в  1996-1997  гг.  первая  половина   90-х

годов  характеризовалась  постепенным  размыванием  отраслевых   приоритетов

входа на  рынок,  но  в  1996  году  ситуация  резко  изменилась.  По  сути,

розничная торговля, общественное питание и бытовое  обслуживание  становятся

основным отраслевым сегментом входа на рынок для  “новобранцев”  (48%).  Это

связано  с  тем,  что  уже  закончился  период  “легких   денег”,   рейтинги

бизнесменов в  большинстве отраслей уже определились.

      Образно говоря, если “первопроходцы”  наступали по всей  линии   фронта,

то “новобранцы” сконцентрировали все  свои  усилия  преимущественно  на  его

узком участке. Барьеры  входа в остальные отрасли  оказались непомерно  высоки

для стартующих в  последние годы.

      Не последнюю роль сыграло  и то, что отраслевая принадлежность  фирмы  в

значительной  степени  определяет  пропорции  теневой  и  легальной  бизнес-

деятельности.  Уход  предпринимательства  в  “тень”  обусловил  приоритетное

развитие отраслей, где теневая деятельность  имеет  укоренившуюся  традицию.

Чем позднее пришел в мир бизнеса, тем меньше  вероятность  концентрации  его

усилий в сферах промышленности,  строительства,  транспорта  и  связи.  Так,

среди  руководителей  еще  дореформенного  периода   почти   каждый   третий

возглавлял  промышленное   предприятие,   тогда   как   среди   пришедшх   в

предпринимательство  в  течении  последних  двух  лет,  доля  промышленников

составила  всего  7%  (табл.  2).  Производство,  в  отличие  от  коммерции,

оставляет  предпринимателям  существенно  меньший  диапазон   маневренности,

поскольку в силу объективных причин производственные структуры  не  могут  с

определенной регулярностью  закрываться и открываться под  новым названием.

      Вместе с  тем  к  концу  90-х  годов  отмечен  стабильный  рост  числа

предприятий в  таких отраслях, как  здравоохранение,  физическая  культура  и

социальное обеспечение (на 39,8% - в  1997  г.,  на  12,1%  -  в  1998  г.).

Операции с недвижимым имуществом  (на  19,9%  и  на  26,8%  соответственно),

торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%).

      Продолжает сокращаться число  малых предприятий, работающих  в  отрасли

"наука и научное  обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).

      Отраслевая структура малого  бизнеса  постепенно  меняется  в  сторону

увеличения доли предприятий торговли и общественного  питания  и  уменьшения

доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей  коммерческой

деятельностью  по  обеспечению  функционирования  рынка,  наукой  и  научным

обслуживанием.

      О динамике изменения количества  малых  предприятий  и   их  отраслевой

структуры за  последние  годы  свидетельствуют  данные  Госкомстата  России,

приведенные в  таблице 3 (Приложение 3).

      Малый бизнес ориентируется,  прежде  всего,  на  потребности   местного

рынка, объем и  структуру локального спроса, поэтому  именно он  должен  стать

основным фактором оптимизации структуры  региональной  экономики.  Структура

распределения малых  предприятий по экономическим  районам  России  на  конец

1998г. представлена  на диаграмме 3 (данные - в таблице  4 Приложения 4).

[pic] 

                                 Диаграмма 3 
 

      По состоянию на 1 января 1998 г.  треть  от  общего  количества  малых

предприятий концентрировалась  в двух  городах  -  Москве  (20,2%  от  общего

числа) и Санкт-Петербурге (12,9%).  По  другим  регионам  малые  предприятия

наиболее широко  представлены  в  Московской  (4,1%),  Ростовской  (3,1%)  и

Свердловской (3,0%) областях.

      В 1998 г. продолжало возрастать  число  малых  предприятий   в  Северо-

Западном (на 13,3% - в 1997 г., на 9,1% - 1998 г.) и Уральском  (на  9,5%  и

на 4,5% соответственно) районах. Сокращалось количество малых  предприятий  в

Восточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальне-Восточном  (на  8,9%  и  на

1,9%) районах.

      Анализируя  диаграмму  3  можно   заметить,  что  распределение   малых

предприятий по экономическим  районам  очень  неравномерно.  Например,  свыше

четверти   малых   предприятий   промышленного   профиля   сосредоточено   в

Центральном районе, в  котором  наблюдается  также  наибольшая  концентрация

малых  строительных  предприятий,  половина  которых  находится  в   Москве.

Безусловно, существуют объективные предпосылки для  такой концентрации  малых

предприятий в  этом районе, но все же эффективность  функционирования  малого

предпринимательства в целом  по  стране  должна  определяться  с  учетом  не

только центральных, но и периферийных районов.

      Кроме того, отдельно  следует   сказать  об  экономических   ориентациях

предпринимателей  в  среде  этнических  меньшинств.  Их  представители,   по

крайней мере, поначалу, ограниченны в выборе рыночных  ниш.  Большинство  из

них открывают  дело в рыночной торговле и сфере  услуг  (кафе,  рестораны).  И

лишь  незначительная   часть   оказывается   в   производственных   отраслях

(исключая, пожалуй,  строительство). Труднодоступными, как  правило,  остаются

такие сферы как: финансы, крупная оптовая торговля.

   Такие   тенденции  среди  этнических  меньшинств  обусловлены  несколькими

причинами:

1. Чужая культурная  среда;

2. Языковые барьеры;

3. Прохладное отношение  коренного населения;

4. Для большинства  – нелегкая коренная смена  занятий.

      Таким  образом,  можно  сказать,   что,   стремясь   к   материальному

благополучию, реализации собственных возможностей и идей,  человек  вынужден

делить свое  время  между  различными  целями,  поэтому  предпринимательские

ориентации неизбежно  принимают форму выбора. А выбор  есть ни что  иное,  как

действие,  предполагающее  затрату  времени  и  ограниченных  ресурсов   для

достижения какой-либо цели, предполагающее  тем  самым,  что  они  не  будут

использованы для  достижения другой цели. Также следует  сказать, что  процесс

выбора всегда есть переменная, зависимая в первую  очередь  от  ситуации,  а

также от особенностей личности. 
 
 

                                 Заключение 
 
 

      Итак,   предпринимательство   является   стержнем   любой   социально-

экономической  системы,  основанной  на  началах  частной  собственности   и

конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура  в  гражданском

и  торговом  обороте.  Предприниматель  не  только  организует  производство

товаров, но и сам  принимает непосредственное участие  в этом процессе;  далее

он организует все движение товарных  масс  и  доводит  их  через  посредство

рынка до  конечного  потребителя,  связывая,  таким  образом,  экономическую

жизнь общества в  единое целое.

      Предпринимательство  у  каждого   может  проявляться  по-своему,  но  в

процессе исследования темы  курсовой  работы  выявились  следующие  основные

факторы предпринимательства:

      . деятельность в условиях повышенного  риска;

      . быстрая смена направлений деятельности;

      . при необходимости быстрая смена  места осуществления деятельности;

      . инвестирование в новые не  выпускавшиеся ранее виды товаров. 

    Наличие  в любом обществе условий для  предпринимательства,  существование

в таком обществе предпринимательского корпуса —  это  не  только  дань  моде.

Это  и  показатель  уровня  экономической  свободы  граждан,   и   отражение

понимания   прогрессивного   характера   предпринимательства   со    стороны

представителей   властных   структур,   определяющих,   разрабатывающих    и

реализующих  экономическую   политику,   в   том   числе   и   в   отношении

предпринимательства. 

   В  настоящее   время   многое   говорится   о   возрождении   российского

предпринимательства. Однако, если быть точными, то, что  сегодня  происходит

в социально-экономической  жизни России, есть попытка вторичного  возрождения

предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после  октября  1917  г.)

была предпринята  в процессе реализации так  называемой  новой  экономической

Информация о работе Сущность предпринимательства и прибыль