Сущность предпринимательства и прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы определить сущность предпринимательства и
прибыли.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятие предпринимательства;
- выявить сущность и субъекты предпринимательства;
- проанализировать формы предпринимательской деятельности;
- дать характеристику прибыли и риску в предпринимательстве;
- выявить исторические аспекты развития и экономическую ориентацию
предпринимательства в России.

Оглавление

Введение 3

1. Предпринимательство, как особая форма экономической активности 5
1.1. Понятие предпринимательства 5
1.2. Предпринимательство: сущность и субъекты 9
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательства 15
2. Прибыль в предпринимательской деятельности 25
2.1. Концепции понятия прибыли 25
2.2. Предпринимательский доход 26
2.3. Риск как ключевой аспект предпринимательства. 31
3. Предпринимательство в России 34
3.1. Исторические аспекты развития предпринимательства в России 34
3.2. Экономические ориентации предпринимательства в России 39
Заключение 46

Литература 48

Файлы: 1 файл

Сущность предпринимательства и прибыль.docx

— 97.72 Кб (Скачать)

Сущность  предпринимательства  и прибыль

                  Московская финансово-юридическая  академия 
 
 

                               Курсовая работа 

                      по экономической теории  на  тему: 

                  “ Сущность предпринимательства  и прибыль“ 
 
 

                                                                   Выполнил:

                                                      Студентка группы 3ФК2с

                                                               Веселова Н.В. 

                                                       Научный руководитель:

                                                              К.э.н., доцент

                                                             Загородняя Е.Е. 
 
 

                                  Волгоград

                                   2002г.

                                 Содержание 
 
 

Введение    3 
 

1. Предпринимательство,  как особая форма экономической  активности   5 

  1.1. Понятие  предпринимательства 5

  1.2. Предпринимательство:  сущность и субъекты     9

  1.3. Организационно-правовые  формы предпринимательства 15 

2. Прибыль в  предпринимательской деятельности      25 

  2.1. Концепции  понятия прибыли   25

  2.2. Предпринимательский  доход   26

  2.3. Риск как  ключевой аспект предпринимательства.     31 

3. Предпринимательство  в России   34 

  3.1. Исторические  аспекты развития предпринимательства  в России   34

  3.2. Экономические  ориентации предпринимательства  в России   39 

Заключение  46 
 

Литература  48 
 

Приложения  50 
 

                                  Введение 
 
 

      В экономической литературе понятие  “предприниматель” впервые появилось

во Всеобщем словаре  коммерции  изданном  в  Париже  в  1723г.  В  качестве

научного термина  понятие “предприниматель” появилось  в  работах  известного

английского  экономиста  начала  XVIII  века  Ричарда  Кантильона.  Научное

исследование  же   предпринимательства   впервые   осуществил   австрийский

экономист Й.Шумпетер (1883-1950)  в  своей  работе  “Теория  экономического

развития” (1912).

      Любая нация гордится плодами  деятельности своих  предпринимателей.  Но

любая  нация  и  каждый  ее  отдельный  представитель  гордятся   и   своей

причастностью к  воплощению какой-либо конкретной предпринимательской  идеи.

Предпринимательство как одна из  конкретных  форм  проявления  общественных

отношений  способствует  не  только  повышению  материального  и  духовного

потенциала общества, не только создает благоприятную  почву для практической

реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к  единению

нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

      Особенно актуальна проблема  внедрения на  рынок  малых   предприятий  в

свете последних  изменений в экономике нашей  страны.  Обвал  рубля  привел  к

тому, что крупные  компании потеряли свои позиции на рынке товаров  и  услуг,

а большинство  средних и мелких предприятий, которые  “держались на плаву”  до

сентября 1998 года, вообще  перестали  существовать.  Кто  же  сейчас  может

поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в  руки  мелкого  и

среднего  предпринимательства.  Предприниматели   как   наиболее   мобильный

социальный  слой  быстрее   приспосабливаются   к   постоянно   изменяющимся

экономическим условиям в  современной  России,  к  желаниям  потребителя.  В

соответствии  со  своими  стремлениями  к  материальному   благополучию,   к

реализации  собственных  идей  и  возможностей.  То   есть   предприниматель

вынужден  делить  свое  время  между  различными  целями  и  таким   образом

предпринимательские ориентации неизбежно  принимают  форму  выбора,  который

зависит, в первую очередь, от сложившейся ситуации, а  также от  особенностей

личности.

      За  предпринимательством  в   России   будущее,   процесс   накопления

критической массы  неизбежно приведет к "предпринимательскому буму".

      Удача в предпринимательстве  не падает с неба. Как ее  добиваться,  как

уберечь  себя,  свой  бизнес  от   ошибок?   Знание   теоретических   основ

предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в

бизнесе.

      Цель данной курсовой работы  определить сущность предпринимательства   и

прибыли.

      Достижению цели способствовало  решение следующих задач:

- рассмотреть  понятие предпринимательства;

- выявить сущность  и субъекты предпринимательства;

- проанализировать  формы предпринимательской деятельности;

- дать характеристику  прибыли и риску в предпринимательстве;

-  выявить   исторические  аспекты  развития  и   экономическую   ориентацию

   предпринимательства  в России.

      Исходя из поставленных задач,  курсовая  работа  состоит   из  следующих

частей:

- введение;

- основная теоретическая  часть;

- практическая  часть;

- заключение;

- список используемой  литературы;

- приложения. 

      1. Предпринимательство, как особая  форма экономической активности 
 

                      1.1. Понятие предпринимательства 
 
 

      В римском праве  “предпринимательство”   рассматривалось  как  занятие,

дело, деятельность, особенно коммерческая.  Под  предпринимателем  понимался

арендатор,  человек  ведущий  общественное  строительство.  В  средние  века

понятие “предприниматель”  употреблялось в нескольких смыслах. Прежде  всего,

к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых  примеров

такого предпринимательства  дает  Марко  Поло,  путешественник,  стоявший  у

истоков  развития  торговли  между   Европой   и   Китаем.   Отправляясь   в

путешествие,  торговец  (предприниматель)  подписывал  контракт   с   купцом

(банком) на продажу  товаров.  Хотя  во  время   такого  путешествия  на  долю

предпринимателя выпадали различные физические и  моральные испытания, по  его

окончании он  был  вынужден 75%  своей  прибыли  отдавать  купцу  (банку).  К

предпринимателям  также  относили   организаторов   парадов,   балаганов   и

представлений.  Кроме  того,  это  понятие  использовалось  применительно  к

руководителям  крупных  производственных  и  строительных  проектов.   Глава

такого проекта  ничем не рисковал – он всего  лишь  руководил  всеми  работами

по его организации, используя предоставленные ему  финансовые,  материальные

и торговые ресурсы.

      В экономической литературе - во  Всеобщем словаре  коммерции,  изданном

в Париже в 1723г., впервые  появилось понятие “предприниматель”, где под  ним

понимался человек,  берущий  на  себя  “обязательство  по  производству  или

строительству объекта”.

      В качестве научного  термина   понятие  “предприниматель”   появилось  в

работах  известного  английского  экономиста  начала  XVIII   века   Ричарда

Кантильона.  Он  разработал  первую  концепцию  предпринимательства,  а  под

предпринимателем  понимал человека, действующего в  условиях риска, в связи  с

тем, что  торговцы,  фермеры,  ремесленники  и  прочие  мелкие  собственники

покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

       Француз  К.  Бодо  пошел   дальше  Р.  Кантильона.  Он  отмечает,  что

предприниматель должен обладать определенным интеллектом,  т.  е.  различной

информацией и  знаниями.  Другой  французский  экономист  Тюрго  считал,  что

предприниматель должен обладать не только  определенной  информацией,  но  и

капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль  –

цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

       А.   Маршалл   и   его   последователи   большое   внимание   уделяли

организаторской функции предпринимателя и считали, что  не  каждый  желающий

может быть предпринимателем, выделяя  предпринимательские способности.

      Австрийский экономист Й.Шумпетер  считал предпринимателями  “не   только

тех “самостоятельных”  хозяйственных субъектов рыночной экономики, но и  всех

тех, кто реально  выполняет  основополагающую  функцию,  даже  если  они  не

являются “самостоятельными”, а являются служащими акционерного общества  или

любой иной частной  фирмы”.[1]

    Современные    экономисты     практически     отождествляют     понятия:

“предприниматель”,  “малый  бизнес”,  “малое  предпринимательство”,  в  свою

очередь, рассматривая “большой  бизнес”,  как  явление  экономической  жизни

базирующееся на иных принципах организации дела

    На сегодняшний  день  в  мире  не  существует  общепринятого  определения

предпринимательства.   Американский   ученый,   профессор   Роберт    Хизрич

определяет "предпринимательство  как процесс  создания  чего-то  нового,  что

обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека,  который  затрачивает

на это все  необходимое  время  и  силы,  берет  на  себя  весь  финансовый,

психологический  и   социальный   риск,   получая   в   награду   деньги   и

удовлетворение  достигнутым”[2]. В американской учебной  и научной  литературе

дается множество  и других определений,  характеризующих  предпринимательство

и  предпринимателя  с  экономической,  политэкономической,  психологической,

управленческой  и других точек зрения.

Информация о работе Сущность предпринимательства и прибыль