Сущность предпринимательства и прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы определить сущность предпринимательства и
прибыли.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятие предпринимательства;
- выявить сущность и субъекты предпринимательства;
- проанализировать формы предпринимательской деятельности;
- дать характеристику прибыли и риску в предпринимательстве;
- выявить исторические аспекты развития и экономическую ориентацию
предпринимательства в России.

Оглавление

Введение 3

1. Предпринимательство, как особая форма экономической активности 5
1.1. Понятие предпринимательства 5
1.2. Предпринимательство: сущность и субъекты 9
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательства 15
2. Прибыль в предпринимательской деятельности 25
2.1. Концепции понятия прибыли 25
2.2. Предпринимательский доход 26
2.3. Риск как ключевой аспект предпринимательства. 31
3. Предпринимательство в России 34
3.1. Исторические аспекты развития предпринимательства в России 34
3.2. Экономические ориентации предпринимательства в России 39
Заключение 46

Литература 48

Файлы: 1 файл

Сущность предпринимательства и прибыль.docx

— 97.72 Кб (Скачать)

    Английский   профессор   Алан   Хоскинг   утверждает:    "Индивидуальным

предпринимателем  является лицо, которое  ведет  дело  за  свой  счет,  лично

занимается  управлением  бизнесом  и   несет   личную   ответственность   за

обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает  решения.  Его

вознаграждением  является  полученная   в   результате   предпринимательской

деятельности прибыль  и чувство  удовлетворения,  которое  он  испытывает  от

занятия свободным  предпринимательством. Но наряду с  этим он  должен  принять

на себя весь риск потерь в случае банкротства его  предприятия”[3]. 

   Ни за  рубежом, ни у нас пока еще  не создана  общепринятая  экономическая

теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже  стала

весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской  функции  —

так условно можно  охарактеризовать  развитие  процесса  научного  осмысления

практики предпринимательства.

   "Первая  волна",  которая  возникла  еще  в  XVIII  в.,  была  связана   с

концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая  волна"  в

научном осмыслении предпринимательства связана с  выделением  инновационности

как  его   основной   отличительной   черты.   "Третья   волна"   отличается

сосредоточением внимания  на  особых  личностных  качествах  предпринимателя

(способность   реагировать  на   изменения   экономической   и   общественной

ситуации,  самостоятельность  в   выборе   и   принятии   решений,   наличие

управленческих   способностей)   и   на   роли    предпринимательства    как

регулирующего начала в уравновешивающей экономической  системе.

   Современный   этап  развития  теории  предпринимательской   функции  можно

отнести к "четвертой  волне",  появление  которой  связывается  с  переносом

акцента на управленческий аспект  в  анализе  действий  предпринимателя,  а,

следовательно, —  с переходом на междисциплинарный  уровень  анализа  проблем

предпринимательства.

   В настоящее  время в теоретических исследованиях   уделяется  внимание  не

только предпринимательству  как  способу  ведения  дел  на  самостоятельной,

независимой  основе,  но   и   внутрифирменному   предпринимательству,   или

интрапренерству . Термин "интрапренер"  был  введен  в  оборот  американским

исследователем  Г.  Пиншо.  Он  же  впервые  использовал  и  другой  термин,

производный от первого, — "интракапитал".

   Появление  интрапренерства связано с тем   фактором,  что  многие  крупные

производственные   структуры   переходят   на   предпринимательскую    форму

организации   производства.   Поскольку   предпринимательство   предполагает

обязательное  наличие  свободы  творчества,   то   подразделения   целостных

производственных  структур  получают  право   на   свободу   действий,   что

подразумевает и  наличие   и н т  р  а  к  а  п  и  т  а  л  а  —  “капитала,

необходимого  для  реализации  идей,  лежащих  в   основе   внутрифирменного

предпринимательства”.[4]

    Итак, предпринимательство  — это особый вид экономической  активности (под

которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на  извлечение

прибыли), которая  основана на самостоятельной инициативе, ответственности  и

инновационной предпринимательской  идее. 

                1.2. Предпринимательство: сущность  и субъекты 

    Предпринимательство  – созидательная, творческая  работа,  основанная  на

критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения  прибыли.

    Предпринимательство  органически связано с экономической   свободой.  Так,

например, М.Фелью, автор книги “Предпринимательство  –  свобода”,  следующим

образом  трактует   связь   свободы   и   предпринимательства.   По   Фелью,

экономическая свобода  включает в себя право  на  частную  собственность,  на

экономическую инициативу,  на  свободу  заниматься  той  предпринимательской

деятельностью, которая  отвечает  собственному  выбору.  Свободное  общество

признает это  право не  только  по  тому,  что  оно  способствует  достижению

наивысшего уровня производительности, но и по двум другим, не  менее  важным

причинам:

1. Экономическая   свобода  дополняет  свободу   личную  и  позволяет  каждому

   развиваться  на основе своих собственных  взглядов  и  ценностей.  Отрицать

   экономическую  свободу – значит отрицать  личные достоинства и право  любого

   человека  распоряжаться своей судьбой.

2.  Экономическая   свобода  делает  возможной   организацию  производства   и

   распределение  богатства без произвольного  вмешательства властей,  диктата

   режима, основанного  на привилегиях. В  свободных   экономических  системах

   богатство  производится и распределяется  в условиях демократии и   рыночных

   отношений.

    В   Гражданском   Кодексе   Российской   Федерации   так    определяется

предпринимательская     деятельность:     “Предпринимательской      является

самостоятельная,  осуществляемая  на  свой  страх   и   риск   деятельность,

направленная  на  получение  прибыли  от  пользования  имуществом,   продажи

товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,  зарегистрированными  в

этом качестве в установленном законом порядке.”[5] 

   Структуру   категории  «предпринимательство»   можно  представить  в   виде

схемы: 
 
 

   Экономическая  активность представляет собой   форму  участия  индивида  в

общественном  производстве  и  способ  получения  финансовых   средств   для

обеспечения жизнедеятельности  его самого и членов его  семьи.  Такой  формой

участия индивида в  общественном  производстве  является  одна  общественная

функциональная  обязанность  или  их  комбинация,  когда  он   выступает   в

качестве:

    • собственника  каких-либо объектов, недвижимости  и  т.  д.,  приносящих

      ему постоянный и гарантированный  доход  (собственник  предприятия   или

      дома, сдаваемого в аренду, и т.  д.);

    • наемного  работника, продающего свою рабочую  силу (токарь  на  заводе,

     учитель  в школе и т. д.);

    •   индивидуального  производителя  ("свободный"  художник,  живущий   на

     доходы  от реализации своих произведений,  или  водитель,  использующий

     автомобиль  в качестве такси и живущий  на доходы от такой деятельности,

     и  т. д.);

    • государственного  или муниципального служащего;

    • менеджера  (управляющий чужим предприятием);

    • пенсионера (пассивная форма участия в  общественном  производстве  как

     следствие  прошлой активности);

    • учащегося  или студента (как подготовительный  этап к участию в будущем

     общественном  производстве в какой-либо конкретной  форме);

    •   безработного  (как  вынужденная   форма  неучастия  или   приостановки

     участия  в общественном производстве);

    •   занятого   оборонно-охранной   деятельностью    (армия,    милиция,

     госбезопасность);

    • вовлеченного  в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство

     и  др.).

    Предпринимательство  выступает  в  качестве  особого   вида  экономической

активности, ибо  его начальный этап связан,  как  правило,  лишь  с  идеей  —

результатом    мыслительной    деятельности,    впоследствии     принимающей

материализованную форму.

    Предпринимательство  характеризуется обязательным наличием  инновационного

момента — будь то производство нового  товара,  смена  профиля  деятельности

или основание  нового предприятия. Новая  система  управления  производством,

качеством,  внедрение  новых  методов  организации  производства  или  новых

технологий —  это тоже инновационные моменты. 

   Основным    субъектом    предпринимательской    активности     выступает

предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект,  в  любом

случае  он  вынужден  взаимодействовать  с  потребителем  как  основным  его

контрагентом, а  также с государством, которое  в  различных  ситуациях  может

выступать в качестве помощника или противника. И потребитель  и  государство

также относятся  к категории субъектов предпринимательской  активности, как  и

наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку),  и

партнеры  по  бизнесу  (если  производство  не   носит   изолированного   от

общественных связей характера) (рис. 1). 
 
 

            Рисунок 1   Субъекты предпринимательской  деятельности 

   Во  взаимоотношениях  предпринимателя  и   потребителя   предприниматель

относится к категории  активного субъекта, а потребителю  свойственна  прежде

всего пассивная  роль. При анализе стороны этих  взаимоотношений  потребитель

выполняет  роль  индикатора  предпринимательского  процесса.  Это   понятно,

поэтому  все  то, что составляет предмет деятельности предпринимателя,  имеет

право на реализацию только в случае  позитивной  (положительной)  экспертной

оценки потребителя. Такая оценка  осуществляется  потребителем  и  выступает

как готовность последнего приобрести тот или  иной  товар.  Предприниматель,

при планировании и организации своей деятельности никоим  образом  не  может

игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

   Таким образом,  целью предпринимателя выступает  необходимость “завоевать”

потребителя, создать  круг собственных потребителей.

    Основными   средствами   воздействия   предпринимателя   на   потребителя

выступают следующие  факторы:

    • новизна  товара и его соответствие  интересу потребителя;

   • качество;

   • цена, доступность товара;

   • степень  универсальности товара;

Информация о работе Сущность предпринимательства и прибыль