Сущность предпринимательства и прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы определить сущность предпринимательства и
прибыли.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятие предпринимательства;
- выявить сущность и субъекты предпринимательства;
- проанализировать формы предпринимательской деятельности;
- дать характеристику прибыли и риску в предпринимательстве;
- выявить исторические аспекты развития и экономическую ориентацию
предпринимательства в России.

Оглавление

Введение 3

1. Предпринимательство, как особая форма экономической активности 5
1.1. Понятие предпринимательства 5
1.2. Предпринимательство: сущность и субъекты 9
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательства 15
2. Прибыль в предпринимательской деятельности 25
2.1. Концепции понятия прибыли 25
2.2. Предпринимательский доход 26
2.3. Риск как ключевой аспект предпринимательства. 31
3. Предпринимательство в России 34
3.1. Исторические аспекты развития предпринимательства в России 34
3.2. Экономические ориентации предпринимательства в России 39
Заключение 46

Литература 48

Файлы: 1 файл

Сущность предпринимательства и прибыль.docx

— 97.72 Кб (Скачать)

и чистая прибыль, поскольку они образуются на  предприятиях,  осуществляющих

воспроизводство  и  выполняющих  свои  обязательства  перед  государством  и

работниками. Валовая  и чистая прибыль распределяются в разных формах, в  том

числе и в форме  предпринимательского дохода (рис. 2).

   Как видно,  вначале  из  валовой  прибыли   предприятия  делаются  внешние

отчисления (налоги, процент за  кредит,  арендная  плата,  благотворительные

фонды).  Оставшуюся  чистую  прибыль  используют  для   целей   расширенного

воспроизводства (накопления, подготовки кадров, развития  социальной  сферы,

нужды экологии). В  итоге предприниматель получает из  чистой  прибыли  фирмы

личный предпринимательский  доход  (прибыль).  Если  же  это  не  частное,  а

акционерное  предприятие,  то  часть  чистой  прибыли  распределяется  между

акционерами. 
 
 

       Рисунок 2. Распределение валовой  и чистой прибыли предприятия. 

            Следует отличать абсолютную  величину прибыли от  нормы   прибыли,

показывающей степень  доходности капитала (фондов).  Норма  прибыли  Р1  (или

норма  рентабельности)  выражается  как  отношение  массы  прибыли   (Р)   к

авансированным  затратам (А), состоящим  из  стоимости  средств  производства

(К) и расходов  на заработную плату работников (З):

                      Р1 = Р / А = Р / ( К + З )* 100.

      В экономической практике обычно  определяется  годовая  норма   прибыли,

величина  которой  прямо  пропорциональна  числу  оборотов   капитала.   Она

исчисляется   как   отношение   полученной   за   год   прибыли   ко   всему

авансированному капиталу.

      Чтобы повысить норму прибыли,  предприниматель  стремится   использовать

все   факторы.   Среди   производственных   факторов,   на   которые   может

воздействовать  предприниматель, можно выделить следующие (рис.3). 
 
 

                   Рисунок 3. Норма прибыли и ее  факторы.

   Высота  нормы  прибыли  находится   в  прямой  зависимости  от  абсолютной

величины прибыли, от доли расходов на наем  работников  в  структуре  затрат

капитала, а также  от активной части (машин, оборудования) в составе  средств

труда. Годовая  норма прибыли тем выше, чем  скорее оборот капитала. При  этом

к предпринимателю  быстрее возвращаются  деньги,  авансированные  на  покупку

средств  производства,  что  позволяет  увеличить  размеры  производства   и

прибыль при прежней  общей величине капитала (фондов). Этому  же  способствует

экономия затрат средств производства  и  других  факторов,  крупные  размеры

производства,  позволяющие  применять  более  производительную   технику   и

технологию, разделение труда. На уровень  нормы  прибыли  влияют  не  только

рассмотренные выше  внутренние  факторы,  на  которые  может  воздействовать

предприниматель, но и внешние, например, колебание  рыночных  цен,  величина

процентной ставки, налогового обложения, арендной платы  и др.  Это  рыночные

факторы воздействуют на  абсолютную  величину  и,  следовательно,  на  норму

прибыли. 

             2.3. Риск как ключевой аспект  предпринимательства. 
 

      Самые первые  исследователи   предпринимательства  (Р.Кантильон   и  его

последователь Иоган  Генрих Тюнен)  связывали  предпринимательство  именно  с

риском,   а   организационно-управленческие    и    инновационные    аспекты

предпринимательской деятельности не рассматривались.

      По  Кантильону  предприниматель   это   любой   индивид,    обладающий

предвидением и  желанием принять на себя риск.  устремленный в будущее,   чьи

  действия  характеризуются   надеждой  получить  доход,   и  готовностью   к

потерям.

      Прибыли   и   потери    предпринимателя   есть   следствие   риска   и

неопределенности, сопровождающих его решения.  Прибыль  зависит  от  разницы

между вполне  определенной  закупочной ценой  факторов  производства  и  той

неопределенной  ценой, по  которой   результирующий   продукт   можно   будет

продать.

      Последователи Кантильона определили  предпринимательский  доход    как

плату за риск, которая   качественно  отличается  от  дохода  на  капитал  и

заработной   платы.   Таким   образом,   существует   качественное   отличие

предпринимателя от собственника капитала и  менеджера.   Одной   из  причин,

вызвавшей необходимость  подобного  разграничения  послужила  индустриальная

революция,  высветившая  роль  предпринимателей  и собственников  капитала  в

экономическом развитии.

      Разница между функцией предоставления  капитала  и  предпринимательской

функцией является основой для  развития  современного  венчурного  капитала.

Венчурный капиталист -  это  профессионал  в  сфере  распределения  капитала

(собственного  или средств держателей акций)  в  рискованные   предприятия   с

целью получения  высокой,  заранее оговоренной, нормы  прибыли.

      Значительный вклад в  развитие  теории  предпринимательского  риска   и

понимание его  природы привнес американский  экономист  Фрэнк  Хайнеман  Найт

(1885-1974). Он разграничил   понятия  риска  и  неопределенности.  Появление

предпринимательского  дохода он связал не с любым видом  риска,  а  только  с

тем который является следствием настоящей неопределенности, и в связи с  чем

выделил две его  категории:

1. Страхуемый риск, который неуникален по своей  природе  или  типизирован   в

хозяйственной жизни, и его можно учесть как постоянный  элемент  издержек  в

виде  страховки.  В  таком  качестве  риск  не   может   являться   фактором

неопределенности  и соответственно служить причиной его прибылей и потерь.

2.  Предпринимательская   функция  реализуется  в   ситуации  не  типичной  по

отношению  к  прошлому  опыту  в  условиях  уникальной  неопределенности   и

конечной ответственности  предпринимателя. В  ситуации,  когда  вероятностный

характер  событий  неизвестен  особую   важность   приобретает   способность

самостоятельного   предпринимательского   суждения   и   умения   преодолеть

неопределенность, что не может страховаться, поскольку  зависит от  сочетания

случайных факторов с экономическими условиями и  поведения предпринимателя.

      При  этом   ключевыми   для    понимания   важности   самостоятельного

предпринимательского  суждения  является  то,   что  необходимость   в   нем

возникает тогда, когда экономическая ситуация не может быть типизирована  на

основании прошлого  опыта  и   собственно   вероятностный  характер  событий

неизвестен.

      Выработка  предпринимательской   точки  зрения  и   следование   ей   в

конкретном  бизнесе  подразумевает  готовность   человека   заняться   такой

деятельностью,  при которой само  получение  прибыли  и  ее  величина  будут

неопределенны.  Наличие  такой  готовности  является  необходимым  признаком

предпринимателя.  Известную  же  достаточность  определение  предпринимателя

приобретает тогда,  когда человек берет на себя конечную ответственность  за

реализацию своей  точки  зрения.

   Только  тот  риск   ведет   к   предпринимательской   прибыли,   который

представляет  собой  уникальную  неопределенность,  вытекающую  из   понятия

конечной ответственности,  что по своей природе не  может  ни  страховаться,

ни  капитализироваться,  ни  компенсироваться жалованьем. 

                       3. Предпринимательство в России 
 

   3.1. Исторические  аспекты развития предпринимательства  в России 
 

      Развитие предпринимательства   в  России  можно  условно   разделить  на

несколько  этапов.  Реальные  условия  для  мелкого,  среднего  и   крупного

предпринимательства появились в России уже в XVII-XVIII вв.

        Реформа 1861 г. дала толчок и  создала  условия  для   формирования  и

развития  частного  предпринимательства  на  основе   рынка   рабочей   силы

экономической свободы  субъективного  рынка.  Создавались  АО,   предприятия,

финансово-кредитные  структуры. Особенностью развития  предпринимательства  и

рыночного  хозяйства  в   России   являлась   ориентация   не   столько   на

экономические,  сколько  на  административные   методы.   Это   предполагало

государственное вмешательство в экономику и  государственное  регулирование.

Отсюда жесткая  подчиненность предпринимательской  деятельности  не  только  в

погоне  за  прибылью,  но  и  более  общими  задачами  развития   экономики.

Государство сохраняло  административный надзор и  всевозможную  регламентацию

предпринимательской  деятельности.  При  этом  оно   опиралось   на   мощную

финансовую систему  во главе с Госбанком и мощный государственный сектор.

        Российское предпринимательство  развивалось  в  пореформенный   период

главным  образом  через  вытеснение  крепостного  вотчинно  -    дворянского

хозяйства, кустарных  и мануфактурных предприятий  частной фирмой -  фабрикой.

Основными    организационными    формами    предпринимательства,    согласно

российскому законодательству, были:

единоличные (частно-индивидуальные) фирмы;

торговые дома;

акционерно-паевые общества (частно - групповые или  частно -   коллективные). 

Паевые фирмы  доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей  промышленной

продукции  (включая  также  базовые  отрасли  дореволюционной  России,   как

хлопчатобумажное  производство,  металлургия  и  металлообработка,  добыча  и

переработка нефти), а их  общее  число  достигло  1300.  А  в  отраслях  же,

дававших  оставшуюся  1/3    промышленной   продукции,   господствовал,   за

некоторым исключением  единоличный  бизнес.  Единоличное  предпринимательство

играло  ведущую  роль,  в   частности,   в   мукомольном   производстве,   в

лесоперерабатывающей   промышленности,    в    винокурении    и    шерстяной

промышленности. Крупные  же  единоличные  фирмы  конкурировали  на  равных  с

Информация о работе Сущность предпринимательства и прибыль