Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы определить сущность предпринимательства и
прибыли.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятие предпринимательства;
- выявить сущность и субъекты предпринимательства;
- проанализировать формы предпринимательской деятельности;
- дать характеристику прибыли и риску в предпринимательстве;
- выявить исторические аспекты развития и экономическую ориентацию
предпринимательства в России.
Введение 3
1. Предпринимательство, как особая форма экономической активности 5
1.1. Понятие предпринимательства 5
1.2. Предпринимательство: сущность и субъекты 9
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательства 15
2. Прибыль в предпринимательской деятельности 25
2.1. Концепции понятия прибыли 25
2.2. Предпринимательский доход 26
2.3. Риск как ключевой аспект предпринимательства. 31
3. Предпринимательство в России 34
3.1. Исторические аспекты развития предпринимательства в России 34
3.2. Экономические ориентации предпринимательства в России 39
Заключение 46
Литература 48
контролируются ими. Управляющие публичных корпораций назначаются
государством, однако ни они сами, ни остальной персонал не считаются
государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация
легко преобразуется
в смешанное акционерное
Частногосударственное
Широкие возможности для участия государства в предпринимательской
деятельности открываются благодаря смешанным формам, акции которых
принадлежат и государству, и частным вкладчикам, определяемых как
частногосударственное предпринимательство.
Его целью является реализация
целей частного
максимизация прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности,
соответствующих целям государственного предпринимательства.
В России одной из форм частногосударственного предпринимательства
является финансово-
лиц, действующих как основные или дочерние общества либо полностью
объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора с
целью технологической и экономической интеграции для реализации
инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение эффективности
деятельности в
болльших масштабах (повышение
техническое развитие).
Участниками ФПГ выступают:
1. Производственные организации;
2. Банки и иные кредитные
Частногосударственное
предпринимательство
с нормами гражданского законодательства, как правило через создание АО или
ООО.
Такие смешанные компании обладают привилегиями, во-первых, по сравнению
с частным предпринимательством:
. предоставление субсидий и дотаций;
. льготный режим получения импортных лицензий;
. гарантированные
поставки сырья и
предприятий по твердо фиксированным ценам;
. экспортные дотации;
во- вторых, по сравнению с государственным:
. обладают большими возможностями заемных средств;
. диктат государственных ведомств в управлении нейтрализуется процедурой
принятия
решения квалифицированным в
области рынка большинством.
2. Прибыль в предпринимательской
деятельности
2.1. Концепции понятия прибыли
Прибыль – важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация
выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства.
Но до сих пор не смолкают споры о ее сущности, факторах и источниках.
Так, меркантилисты исходили из того, что прибыль создается в сфере
обращения в результате разницы цен при купле-продаже товара, особенно во
внешней торговле.
Классик
английской политэкономии Д.
выступает как доход капиталиста, полученный им в соответствии с размером
авансированного капитала. Однако он не мог объяснить происхождение
прибавочной стоимости, поскольку исходил их того, что рабочий продает свой
труд, а не рабочую силу – способность к труду.
Марксистская трактовка прибыли, развивающая положения Д.Рикардо,
основывается на том, что наемный рабочий, труд которого носит двойственный
характер, при помощи
конкретного труда создает
стоимость потребленных средств производства, а посредством абстрактного
труда воспроизводит эквивалент своей рабочей силы и создает прибавочную
стоимость для капиталиста как собственника средств производства.
Прибавочная стоимость товара при его продаже превращается в прибыль,
которая на поверхности явлений представляется как порождение всего
капитала.
К другим выводам в отношении прибыли пришел французский экономист
Ж.Б.Сэй. Выделяя и развивая из теории А.Смита элементы, которые К.Маркс
считал ошибочными, Сэй обосновал теорию трех факторов производства,
согласно которой земля, труд и капитал, участвуя в производстве в качестве
факторов, приносят своим владельцам соответствующие доходы – ренту,
заработную плату, прибыль или процент.
В дальнейшем неоклассическая школа экономики в число факторов
производства включила четвертый фактор – предпринимательскую деятельность,
вознаграждением за которую является предпринимательский доход (прибыль).
Предприниматель – активный субъект рыночной экономики, он получает доход
за свои услуги, реализацию предпринимательских способностей, инициативы и
творчества, за риск и знание психологии потребителя. Так, А.Маршалл в
качестве основной части предпринимательского дохода считал вознаграждение
за труд по организации производства.
Множественность
концепций понятия прибыль
учебной литературе. Например, в известном учебнике П.Самуэльсона
рассматриваются четыре точки зрения на прибыль. “Во-первых, прибыль – это
доход владельцев от факторов производства, которые они сами непосредственно
используют. Во-вторых, прибыль – вознаграждение за предпринимательскую
деятельность и
введение технических
– плата за риск, неопределенность результатов предпринимательской
деятельности. В-четвертых, прибыль – доход, порожденный существованием
монополии.”[6]
2.2. Предпринимательский доход
В “Теории экономического развития” австрийский экономист-теоретик
Й.Шумпетер обращает внимание на то, что “предприниматель – это тот
бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают
остальные”[7]. Это положение имеет принципиальное значение.
Дело в
том, что в полной мере
имеют место не
тогда, когда предприниматель
апробированным правилам и нормам, в полном соответствии с буквой закона и
учебника, а когда он поступает вопреки традициям, установившимся нормам,
когда решает избрать новое поле деятельности или новое, неизведанное
другими направление. Так в свое время поступил Б.Гейтс, занявшись
разработкой и выпуском программного обеспечения и выпуском компьютеров и
ставший самым богатым человеком США.
Целью
предпринимательской
рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит
предпринимателю прибыль.
Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате
реализации принятого предпринимательского решения по производству и
поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не
удовлетворяемый
или скрытый спрос потребителя.
Однако
получение прибыли свойственно
не только предпринимательской,
любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание
на выделение такой экономической категории, как предпринимательская
прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной
деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации
производства, и составляют предпринимательский доход. Под
предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный
доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря
его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому
комбинировать факторы
производства в зависимости от внешних
условий.
Другими
словами, прибыль
предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из
двух элементов:
• обычная прибыль делового человека;
• излишек над обычной прибылью делового человека.
Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода
(прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный
инновационный подход,
новаторство в производстве.
Всякий
предприниматель, таким
человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории
предпринимателей,
если речь идет о действительном феномене
предпринимателя.
Развитие предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых
субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным
развитие рыночных отношений (а не наоборот, как это видится многим в
России). Появление субъектов предпринимательства подразумевает наличие
определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и
социально-экономическая обстановка провоцирует "предпринимательский бум".
Осуществление
предпринимательской
таким образом, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации
— предпринимательской среды, под которой понимается, прежде всего, рынок,
рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т.е.
его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское
решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным,
действенным и максимально прибыльным.
Предприниматель, в отличие от других субъектов рыночной экономики,
получает предпринимательский доход, выступающий в виде прироста
примененного капитала.
Предпринимательский доход