Сущность предпринимательства и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

1. Определение сущности предпринимательской деятельности
2. Место предпринимателей в структуре общества
3. Виды предпринимательской деятельности

Файлы: 1 файл

Конспект лекций ОПД.doc

— 4.51 Мб (Скачать)

2.               Политическая ситуация. Оказывает влияние  на экономическую обстановку. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

3.               Правовая среда. Участники предпринимательства действуют в рамках соответствующей правовой среды. Виды законов, которые принимаются, могут явиться следствием политической обстановки и давления лоббистов.

4.               Социально-культурная среда. Определяет товары, которые люди стремятся покупать, в частности отвечающие определенным вкусам и моде. Нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды, могут оказывать прямое влияние на образ жизни потребителя и посредством этого на его спрос на товары.

5.               Технологическая среда. Отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство.

6.               Физическая, или географическая среда. Характеризует природные условия, в которых осуществляется предпринимательство. Здесь имеются в виду доступность сырья, энергоресурсов, климатические, сезонные условия, а также наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей сообщения.

7.               Институциональная, организационно-техническая среда. Характеризуется наличием и разнообразием институтов, с помощью которых предприниматель может устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции (например, банки, учебные заведения, рекламные агентства, фирмы по трудоустройству, транспортные агентства).

Некоторые сферы, в которых действует предприниматель оставляют мало места для изменения ее параметров. Есть области, которые предприниматель может разнообразно и основательно менять.

Таким образом, первые требуют, чтобы к ним приспосабливались, вторые – являются объектом для преобразования.

Тем не менее есть сферы, которые если и зависят от предпринимательской активности, но изменения, происходящие в них по природе этих сфер, не могут быть сильными или быстрыми. Например, традиции или вообще то, что называют социально-культурной средой. Но это не является непреодолимой преградой для предпринимательской активности.

Рассмотренные элементы относятся к макросреде предпринимательства. Микросреду предпринимательства можно представить в виде модели (рисунок 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Модель предпринимательской среды

 

Приведенная модель показывает предпринимательство с его основными функциями, шесть из которых предполагают отношения с внешними блоками. Это составляет непосредственную среду деятельности предпринимателя, или «микросреду».

 

Вопрос 2. Предпринимательство и его окружение

 

Внешнее окружение предпринимателя включает в себя такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов и т.д.

Все элементы внешнего окружения можно разделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия на организацию.

К элементам прямого воздействия следует отнести:

-      потребителей

-      конкурентов

-      региональные органы власти

-      профессиональные и предпринимательские ассоциации

-      общества и ассоциации потребителей

К элементам косвенного влияния относят:

-      экономику региона (страны в целом)

-      технологическое развитие отрасли

-      средства массовой информации

-      государственные органы управления

В зависимости от положения на рынке  и от степени воздействия всех элементов предприниматель может придерживаться одной  из нескольких политик (рисунок 3) и выработать несколько реакций (таблица 1), позволяющих успешно взаимодействовать с внешней средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Виды предпринимательской стратегии

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Характеристики предпринимательских реакций

 

Тип реакции

Цель

Основные факторы реакции

Производственная

Минимизировать себестоимость

Технологическое разделение труда, автоматизация, активная политика сбыта, ценовая конкуренция, снижение себестоимости, повышение надежности продукции

Конкурентная

Повысить краткосрочный потенциал прибыльности

Гибкость реакции на изменение спроса, своевременность поставок, соперничество или агрессия в конкуренции, улучшение отдельных показателей качества продукции

Инновационная

Оптимизировать стратегии маркетинга, сроки разработки и параметры новой продукции, повысить долгосрочный потенциал продукции

Опытная разработка новой продукции, рост темпа обновления ассортимента, прогнозирование тенденций в конкуренции, тенденций спроса и расширения рынка

Предпринимательская (преобразующая)

Создание долгосрочного потенциала прибыльности

Согласованное создание новой продукции и новой технологии, темп обновления технологии, проникновение на новые рынки.

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

1.      Что такое предпринимательская среда?

2.      7 элементов среды предпринимательства

3.      Каковы основные функции бизнеса.

4.      Охарактеризуйте основные элементы модели бизнеса.

5.      Какие факторы прямого и косвенного воздействуют на предпринимателя?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 4. Предпринимательские идеи и их реализация

1.   Источники предпринимательских идей

2.   Технология принятия предпринимательского решения

3.   Экономические методы принятия предпринимательских решений

 

Вопрос 1. Источники предпринимательских идей

 

В основе предпринимательской деятельности всегда лежит предпринимательская идея. Удачно сформулированная идея может определить деятельность предпринимателя на всю жизнь.

Однако чаще всего для успешного предпринимательства постоянно требуются новые идеи.

Разработка идей не является основной профессиональной деятельностью предпринимателя. Но предпринимателем может быть лишь тот, кто способен на новые идеи или по крайней мере чуток к их восприятию.

Под источником предпринимательских идей понимают объективное условие, развитие которого в определенном направление приведет к производству новых (в целом для предпринимательства) товаров, продуктов или услуг.

Источниками формирования предпринимательских идей обычно считают:

1.               Товарный рынок. Предприниматель выявляет на рынке дефицит какого либо товара, пользующегося спросом, и по возможности стремится этот дефицит устранить. К этому источнику обычно прибегают начинающие предприниматели.

2.               Географический или структурный «разрывы» в системе общественного производства. В задачу предпринимателя входит обнаружение «разрывы» в производстве (этот товар производится, а этот почему то нет) и в географии (этот товар производится в нашей стране, а этот импортируется). Как результат – предприниматель формирует идею как эти разрывы сократить.

3.               Достижения науки и техники. Планирование производства новых товаров осуществляется на основе внедрения научных достижений. Объектом внимания может быть не только собственный товар, но и технология его производства, сам производственный процесс.

4.               Новые возможности применения уже производимого товара. Это специфический источник идей. Появление идей на базе этого источника как правило носит случайный характер.

5.               Не осознанные потребителем или пока не удовлетворенные потребительские запросы. Основан на том, что любая удовлетворенная потребность порождает новую. Идеи, основанные на данном источнике, приводят к проектам с повышенным риском.

Хотя каждый предприниматель избирает свою собственную линию профессионального поведения, тем не менее в общих чертах для каждого присуща концепция технологии накопления, отбора и сравнительного анализа идей.

Концепция включает в себя три фрагмента:

1-  Предпринимателем осуществляется накопление тех идей, которые могли бы составить предмет его предпринимательской активности.

2-  Предприниматель ведет отбор каких-то конкретных идей из всего накопленного объема. Отбор можно производить используя таблицу по отбору предпринимательских идей (таблица 2).

Таблица 2 – Критерии отбора предпринимательских идей

Критерии идеи

Эффективность

Перспективы рынка

Длительность подготовительного периода

Размер требуемого капитала

Степень доступности оборудования

Доступность сырья

Наличие рабочей силы

Всего

В том числе заемного

 

Если предприниматель останавливает свой выбор на какой-то идее, это не значит ,что он отбрасывает все другие. Они переходят в банк предпринимательских идей.

3.  Предприниматель проводит сравнительный анализ отобранных предпринимательских идей.

 

Новые идеи, отбираемые для реализации, должны быть обоснованы экономически. Выбор должен осуществляться на базе сравнительного анализа нескольких возможных для реализации идей. На этом этапе некоторые идеи могут быть отвергнуты. Элементами сравнения идей могут стать экономическая эффективность, срок окупаемости, цель предпринимателя, имеющиеся возможности.

 

 

Вопрос 2. Технология принятия предпринимательского решения

 

Технология принятия предпринимательских решений представляет последовательность действий, обеспечивающих анализ альтернативных вариантов и выявление наиболее эффективного, с точки зрения поставленной цели , с учетом имеющихся возможностей предприятия.

Решение может приниматься интуитивно или с использованием реального метода принятия решений. Чаще всего используются оба способа вместе.

Теоретически схема принятия предпринимательского решения состоит из 8 этапов.

1 этап. Предприниматель принимает к рассмотрению несколько возможных проектов (альтернатив).

2 этап. Предприниматель выявляет сущностные черты и содержание (начинку) каждого проекта.

3 этап. Каждый проект оценивается с точки зрения необходимых ресурсов, технологий, финансирования.

4 этап. Проекты оцениваются с точки зрения конкретных действий, необходимых для реализации проекта (форма привлечения средств, порядок реализации производства и т.д.). Здесь же проводится стоимостная оценка этих действий.

5 этап. Производится расчет вероятного экономического эффекта каждого проекта с учетом «худшей» и «лучшей» возможности развития событий.

6 этап. Сравниваются варианты пессимистического и оптимистического расчетов экономического эффекта. Это необходимо для определения диапазона возможного эффекта.

7 этап. Проводится сравнение всех выбранных проектов.

8 этап. Выбор одного из проектов.

 

Вопрос 3. Экономические методы принятия предпринимательских решений

 

Основой экономических методов принятия предпринимательских решений является анализ таких категорий, как цена, издержки производства, финансы, и умение оперировать ими в практической деятельности.

Информация о работе Сущность предпринимательства и его виды