Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:56, контрольная работа
1. Определение сущности предпринимательской деятельности
2. Место предпринимателей в структуре общества
3. Виды предпринимательской деятельности
Формирование цены товара. В данном случае имеется в виду рыночная цена. Минимальный уровень этой цены может быть определен по следующей зависимости:
Цтовара = Ф изд + П мин
где Цтовара – цена товара
Физд – фактические издержки производства
Пмин – минимально допустимая прибыль
Иногда определяемая таким образом цена выступает в качестве оптовой. Поскольку эта цена является расчетной для самого неблагоприятного варианта рыночной ситуации ,то она становится коммерческой тайной.
Целесообразность выступления предпринимателя на рынке определяется тем, что ему удается сформировать минимально допустимую цену на уровне ниже рыночной цены.
Рыночная цена – это фактическая цена, по которой товар реально приобретается. Разница между рыночной ценой и минимально допустимой выступает в качестве сверхприбыли:
Цр – рыночная цена
Цмин – минимально допустимая цена
Предприниматель имеет возможность управлять процессом ценообразования, если речь идет о ее минимально допустимом уровне. В этом случае управление ценообразованием связано с поиском путей минимизации издержек производства.
Второй метод воздействия на процесс ценообразования сопряжен с анализом рыночной цены. В этом случае предприниматель выявляет, какие товарные характеристики лежат в основе ценообразования, и как может измениться цена при каком-либо изменении товарных характеристик. В результате товару придаются, по возможности, характеристики, увеличивающие рыночную цену в большей степени, чем издержки.
Управление издержками производства. Здесь в первую очередь следует различать экономические и бухгалтерские издержки. Предприниматель в основном имеет дело с экономическими издержками. Они связаны с возможной реализацией того или иного проекта. Под бухгалтерскими понимаются фактически понесенные издержки.
Между планированием затрат и моментом их осуществления существует временной разрыв. В связи с этим предприниматель при планировании издержек использует принцип «максимально возможных затрат». Этот принцип обратнопропорционален минимально допустимой цены.
При рассмотрении экономических издержек обычно оперируют понятием «валовые издержки». Это совокупность постоянных и переменных издержек. С увеличением объемов производства валовые издержки на единицу товара уменьшаются, и наоборот.
Следовательно, увеличение объема производства, при прочих равных условиях, влечет увеличение прибыльности производства. Этот эффект может быть использован как средство увеличения прибыли или в качестве резерва снижения цены на дополнительный товар.
В условиях рисковой поставки товара на рынок, когда уровень спроса точно не известен (например, товар сезонный), предприниматель принимает за расчетный объем 75% фактического объема производства. Остальные 25% планируются в качестве дополнительно производимого товара. В случае нереализации их в сезон они могут быть проданы в ходе сезонной распродажи по более низкой цене, вплоть до уровня переменных издержек.
Разница между ценой товара и размером издержек называется величиной покрытия товара. Она составляет сумму средств, часть которых идет на покрытие постоянных издержек, а оставшаяся часть – на прибыль.
Определение границ объема производства. Минимально допустимый объем производства есть уровень безубыточного производства. Т.е. это такая программа производства, при которой издержки покрываются доходами.
Предпринимателю важно определить для себя приемлемые границы производства – минимально допустимую и максимально возможную. Максимально возможный объем зависит от используемых в производстве ресурсов и капитала.
Но также предпринимателю важно определить не только возможные пределы производства, но и его оптимальный объем. Под оптимальным понимается такой объем производства, при котором разница между получаемым доходом и суммарными издержками минимальна.
Оптимальный с экономической точки зрения объем производства определяется исходя из предельных издержек.
Увеличение объема производства вызывает и рост издержек. Этот рост не всегда пропорционален объему производства. В этом случае применяют следующие правила:
1. Определяют средние валовые издержки на единицу продукции;
2. Решение в сторону увеличения объема выбирается в случае, если предельные издержки дополнительно производимых товаров меньше или равны средним валовым;
3. Следует отказаться от увеличения объема производства, если имеет место обратная картина;
4. Рассчитывают средние валовые издержки к новому объему производства.
Контрольные вопросы:
1. Что такое предпринимательская идея?
2. Дайте определение источнику предпринимательских идей.
3. Назовите основные источники предпринимательских идей.
4. Что включает в себя концепция технологии накопления, отбора и сравнительного анализа идей?
5. Что такое банк предпринимательских идей?
6. Этапы принятия предпринимательского решения и их характеристика.
7. В чем заключается экономическая оценка предпринимательского решения?
ТЕМА 5. Предпринимательский капитал и способы его формирования
1. Общее понятие о предпринимательском капитале
2. Источники формирования предпринимательского капитала
3. Оценка стоимости капитала
Если обратится к категории «капитал», то какую бы теорию не взяли капитал рассматривается как социальное отношение и одновременно как объективный процесс возрастания стоимости.
Чем эффективнее или мощнее капитал, находящийся в распоряжении предпринимателя, тем значительнее результат его деятельности.
Нужно отметить, что эффективность и мощь капитала – это разные понятия. Результат может быть весьма значительным и при небольшом объеме капитала.
Под капиталом нельзя понимать только какие-то вещные объекты собственности. Капитал может существовать в материализованной или ментальной форме (знания, навыки, умение, обладание какими-то талантами, способностями, профессиональными секретами). Т.е. ноу-хау расценивается также как капитал.
Под капиталом понимаются материальные или финансовые средства, а также интеллектуальные наработки и организаторские навыки, используемые в процессе производства и его обслуживания и служащие средством извлечения прибыли.
Иными словами:
- все технические средства производства (здания, сооружения, оборудование, станки, транспорт, инструменты и пр.), используемые предпринимателем на законных основаниях, но не обязательно на правах собственности;
- материализованные элементы оборотного капитала ( сырье, материалы, квалификационный уровень рабочей силы,приспособления и т.д.)
- оборотные (в денежной форме) средства
- интеллектуальная собственность (собственно предпринимательская идея, способ производства, изменение товарных или качественных характеристик и т. д.
Тэ – технические элементы производства
Оэ+с – оборотный капитал плюс оборотные средства
Ис – интеллектуальная собственность.
Потребность предпринимателя в каком-то объеме капитала зависит от планов предпринимателя и от отрасли, на внедрение в которую и рассчитана предпринимательская идея.
Есть весьма капиталоемкие отрасли, есть те, которые не требуют весьма значительных вложений капитала.
Первоначальным называется капитал, пускаемый в оборот в момент начальной точки отсчета практической реализации предпринимательского проекта или в момент начальной стадии деятельности предпринимателя.
Это не только категория, необходимая для реализации проекта, но и та, по которой судят партнеры о деловом авторитете предпринимателя.
При организации нового предприятия или проекта необходимо иметь в виду подразделение капитала на основной и оборотный, т.к. возврат оборотного капитала происходит намного быстрее, чем возврат основного.
Кроме того, нужно учитывать, что соотношение между основным и оборотным капиталом различно в разных отраслях.
На этапе предварительных расчетов предприниматель озабочен поиском наиболее экономичного способа получения в собственное распоряжение того, что нужно для нормальной организации производственного процесса.
Во-первых проводится сравнительный анализ всех выявленных возможных форм получения того, что необходимо для начала реализации идеи.
Во-вторых, в условиях РФ формирование первоначального предпринимательского капитала имеет свои особенности, связанные с отсутствием как необходимой инфраструктуры, так и готовности общества оказать содействие.
В такой ситуации формирование первоначального предпринимательского капитала может осуществляться на основе концепции «механизма скрытых партнерских связей». Содержание этой концепции можно представить следующим образом:
Разрабатывается предпринимательский проект производства конкретного товара.
Осуществляется расчленение проекта на отдельные составные части.
Размещаются заказы у партнеров на производство отдельных деталей и компонентов товара.
Партнеры по мере изготовления деталей и компонентов осуществляют их поставку в адрес предпринимателя – автора проекта.
Предприниматель осуществляет только лишь сборку из деталей и компонентов, получаемых от партнеров.
Предприниматель осуществляет упаковку и маркировку товара, изготовленного на основе изложенной схеме.
Предприниматель поставляет готовый к потреблению товар потребителю (торговому агенту) и получает от него средства за реализуемый товар.
Получив деньги за реализованный товар, предприниматель осуществляет платежи своим партнерам –поставщикам отдельных деталей и компонентов товара.
По окончании первого оборота капитала начинаются те же самые действия, выводящие предпринимателя на новый оборот.
Производство товара на таких условиях, в принципе, возможно осуществлять с «нулевым» капиталом. Капитал будет нужен только для обустройства помещения.
Но этот вариант возможен если партнеры не требуют предоплаты, а производят детали на условиях последующей оплаты.
Если изготовители требуют предоплаты возможен вариант получения кредита от торгового агента, который будет продавать товар предпринимателя.
Если агент не предоставляет кредит, то есть возможность получения банковской ссуды (поскольку речь идет о незначительной сумме).
В любом случае использование данной концепции в некоторых случаях несет предпринимателю определенную выгоду.
Вопрос 2. Источники формирования предпринимательского капитала
Значимым для предпринимателя является вопрос – где взять требуемый объем первоначального капитала.
В рамках этой проблемы особое внимание обычно обращают на возможные способы формирования первоначального капитала.
К ним относятся:
1) финансовые итоги предыдущей предпринимательской деятельности (собственной или наследуемой);
2) личные сбережения (не только в денежной, но и вещевой, товарной форме)
3) заемные средства. Этот способ формирования капитала в условиях РФ имеет широкое распространение, это так называемый «рост с нуля». В этом случае получить кредит не так-то просто: нужны твердые гарантии.
На этапе реализации предпринимательского проекта носитель идеи, т.е. предприниматель принимает решение по выбору наиболее приемлемого для него способа формирования первоначального капитала. Свое решение он основывает на результатах сравнительного анализа тех возможностей, которые в данный момент для него доступны. А в качестве доступных выступают все выявленные им источники формирования капитала (таблица 3).