Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:56, контрольная работа
1. Определение сущности предпринимательской деятельности
2. Место предпринимателей в структуре общества
3. Виды предпринимательской деятельности
В отличие от изобретателя и научного работника предприниматель не всегда является создателем новых комбинаций, но его деятельность всегда связана с претворением новых идей в жизнь.
В отличие от собственника инвестиционных ресурсов предприниматель чаще всего обладает необходимыми знаниями и мотивацией для того, чтобы управлять экономическими ресурсами. В то же время, используя собственные ресурсы, предприниматель берет на себя риск, по своему содержанию являющийся риском собственника.
Однако, согласно классической экономической теории предприниматель – это прежде всего новатор.
Предприниматель должен обладать более углубленным мышлением, способностью анализировать и подмечать все новое, что появляется в жизни вообще и в отрасли его деятельности, в частности.
То есть, иными словами, предпринимателю не обязательно изобретать и не обязательно реализовывать свои изобретения.
Важной особенностью предпринимателя выступает его способность предугадать, как новая идея будет воспринята рынком.
Основными качествами предпринимателя можно назвать:
- уверенность в себе и своих способностях;
- умение спланировать свои действия;
- способность создать «нужную команду»;
- наличие культуры труда;
- способность к творчеству;
- способность принять на себя ответственность (готовность и способность к принятию решений)
Иными словами, к предпринимателям можно отнести человека, сознательно идущего на экономический риск путем самостоятельного принятия инновационного решения, содержание которого сводится к производству (поставке) на рынок такого товара или услуги, который может принести предпринимательский доход.
Поскольку получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности, необходимо уяснить основное отличие этих двух категорий – предпринимательской прибыли и прибыли от обычной хозяйственной деятельности.
Предпринимательская прибыль или предпринимательский доход получаются от инновационной деятельности, от введения новых методов и приемов организации производства.
Предпринимательский доход – дополнительный доход от управления. Излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или способностям анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.
Таким образом, прибыль предпринимателя складывается из двух элементов:
- обычная прибыль делового человека
- излишек над обычной прибылью (плата за риск и новые идеи).
Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода, т.е. вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.
Значит можно считать, что всякий предприниматель выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей.
Среди основных стимулов, мотивов и причин, побуждающих заниматься предпринимательской деятельностью можно выделить:
материальную заинтересованность
стремление к независимости
возможность самореализации, самоутверждения
неудовлетворенность своим положением (материальным, социальным)
стремление реализовать свои идеи и изобретения
желание лидировать
Однако предприниматель не единственный субъект предпринимательской деятельности.
Вопрос 2. Особенности субъектов предпринимательского процесса
Предпринимательство представляет собой неотъемлемую часть общеэкономических и социально-экономических процессов. И как общие экономические процессы включает в себя одних и тех же субъектов (рисунок 1). При этом, однако, субъекты предпринимательского процесса имеют свои специфические, отличительные характеристики.
Рисунок 1 – Субъекты предпринимательской деятельности
Считается, что во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственная прежде всего пассивная роль. Необходимо проанализировать эту связь, чтобы выяснить насколько верно данное утверждение.
С одной стороны потребитель – индикатор предпринимательского процесса. Все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной экспертной оценки потребителя, т.е. готовности потребителя приобрести тот или иной товар. Значит предприниматель при организации своей деятельности не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
С другой стороны, это совсем не означает, что предприниматель обязан действовать в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности.
Таким образом предприниматель может организовать свою деятельность одним из двух способов:
- на основе выявленного интереса потребителя;
- на основе «навязывания» нового товара.
Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие:
новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
качество;
степень универсальности;
внешний вид и упаковка;
позитивные отличительные характеристики товара от других;
услуги постпродажного сервиса;
престижность и привлекательность.
Подводя итог можно сказать, что с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, а с точки зрения самого предпринимательского процесса активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от ситуации.
Государство может выступать в роли:
Тормоза развития предпринимательства. В этом случае оно создает неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или запрещает его вообще.
Постороннего наблюдателя. В этом случае государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует его развитию.
Ускорителя предпринимательского процесса. Государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов. В этом случае государство выполняет следующие функции: образовательную (например, подготовка предпринимательских кадров); поддержание в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей; создание для предпринимателей требуемой инфраструктуры.
Наемный работник как субъект предпринимательской деятельности является реализатором идей предпринимателя. От наемного работника зависит эффективность и качество реализации предпринимательских идей.
Отношение интересов предпринимателя и наемного работника схематически можно выразить следующим образом:
Заработная плата заинтересован в снижении заинтересован в росте
В первом случае интересы предпринимателя и наемного работника совпадает, во втором нет. Значит в последнем случае стороны должны идти на компромисс, что составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов.
Основными проблемами во взаимоотношениях предприниматель – наемный работник считается:
1. Подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Эту проблему можно решить двумя путями:
- подготовить собственными силами
- привлечь из других предпринимательских структур, но в этом случае условия должны быть более привлекательными.
2. Необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры. Различают две формы вовлечения:
- вовлечение в производственный интерес фирмы: характерна для европейской системы организации труда, когда каждый наемный работник четко знает свои производственные функции и выполняет их с присущей умелостью.
- вовлечение в коммерческий интерес фирмы: характерна для японо-американской системы организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предприятия.
Любой предприниматель заинтересован в эффективных партнерских связях. Идеальным считается, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.
Партнерские связи можно разделить на:
А) реальные и потенциальные
Б) долговременные и постоянные
В) кратковременные и на определенные срок
Г) случайные и смешанные
Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера как субъекта предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.
Контрольные вопросы:
1. Очертите схему взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности.
2. Назовите основные качества и черты предпринимателя.
3. Какие вы знаете мотивы, побуждающие заниматься предпринимательской деятельностью?
4. Как выглядит схема взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности предприниматель-потребитель.?
5. Средства воздействия предпринимателя на потребителя.
6. Роли государства по отношению к предпринимателю: «тормоз», «наблюдатель», «ускоритель».
7. Соотношение интересов предпринимателя и наемного работника.
8. Дайте классификацию партнерских связей.
9. Что такое предпринимательские прибыль и доход? Чем они отличаются от прибыли и дохода обычного хозяйствующего субъекта?
ТЕМА 3. Экономическая среда предпринимательства
1. Среда как объект предпринимательской деятельности
2. Предпринимательство и его окружение
Вопрос 1. Среда как объект предпринимательской деятельности
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации – предпринимательской среды.
Под предпринимательской средой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений, личная свобода предпринимателей, его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения, будет более эффективным, действенным и максимально прибыльным.
Среда и предпринимательство две стороны активно взаимодействующие друг с другом, побуждая к изменению и развитию.
Предприниматель – это не обычный покупатель или продавец на рынке, не просто фирма. Последние скорее приспосабливаются к окружающей среде, делая свой индивидуальный выбор. Предприниматель, наоборот, активен по отношению к среде. Предприниматель преобразует среду, она становится для него объектом деятельности. Он формирует новую среду, реализуя новаторский характер своей деятельности.
Но, следует отметить одну важную особенность – предприниматель преобразует среду на базе тех тенденций и возможностей, которые в ней явно или неявно присутствуют.
Можно выделить 7 основных элементов среды предпринимательства:
1. Экономическая обстановка. Обуславливает большие или меньшие объемы денежных средств, которые могут истратить покупатели, она также определяет виды приобретаемых ими товаров и ту сумму, которую они готовы уплатить. Равным образом экономическая обстановка определяет наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работника при заключении трудового соглашения. Экономическая обстановка определяет наличие и доступность денежных ресурсов и отсюда – доходы на инвестированный капитал или займы.