Сущность предпринимательства и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

1. Определение сущности предпринимательской деятельности
2. Место предпринимателей в структуре общества
3. Виды предпринимательской деятельности

Файлы: 1 файл

Конспект лекций ОПД.doc

— 4.51 Мб (Скачать)

Для борьбы с рисками, т.е. для уменьшения возможного ущерба, практически все крупные зарубежные предприниматели имеют специальные подразделения (отделы, службы), которые разрабатывают комплексные программы, направленные на минимизацию возможного ущерба.

Особое распространение получило так называемое «управление риском» или «риск-менеджмент».

Процесс управления риском состоит из пяти этапов:

-     осознание опасности

-     идентификация риска

-     оценка риска

-     контролирование риска

-     финансирование риска

1.               Осознание опасности. Происходит сбор информации о рисках из различных источников. На начальном этапе необходимо выявить вероятные случаи (моменты) потерь для фирмы. Эта одна из наиболее ответственных задач при анализе экономических рисков. Не выявленные на первом этапе риски в дальнейшем не попадут в анализ, что несет в себе угрозу непредвиденных, а потому существенных потерь.

2.               Идентификация риска. Выявление источники опасностей и их воздействие на элементы предприятия: персонал, имущество, финансы.

 

Опасность

Причина

Последствия

 

 

 

3.               Оценка риска. Оценка вероятности (частоты) наступления опасности, прогнозирование вероятности уровня потерь и, исходя из этого, определение их стоимостной величины. Для этого используют следующие инструменты: пирамиду Хейнса, классификацию рисков по категориям, шкалу вероятности убытка (рисунок 9, таблицы 5,6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 9 – Пирамида Хейнса

 

Таблица 5 – Классификация рисков по степени вероятности и воздействия

 

Вероятность риска

Воздействие риска

5

4

3

2

1

Весьма вероятен

Вероятен

Вероятен, но не очень

Не исключен

Не вероятен

Катастрофическое

Критическое

Серьезное

Несущественное

Незначительное

 

Таблица 6 – Шкала вероятности убытка

Коэффициент

Вероятность убытка

0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

Убыток невозможен

Вероятность крайне мала

Маловероятен

Есть небольшая вероятность

Вероятность немного меньше 50/50

Вероятность 50/50

Довольно вероятен

Более вероятен, чем нет

Предсказуем

Весьма вероятен

Произойдет  наверняка

 

Целью количественного и качественного анализа рисков является выработка стратегии и принятие решения по поводу действий в отношении каждого риска: не страховать (если фирма уверена, что убыток будет незначителен), оставить на самострахование (если справится собственными силами с убытком), застраховать.

4.               Контролирование риска. Организационно-технические мероприятия, предпринимаемые с целью минимизации размеров ущерба.

5.               Финансирование риска. Выделение средств для самострахования, взаимного страхования и страхования с целью защиты имущественных интересов при наступлении определенных событий.

Оценка рисков в деятельности той или иной фирмы позволяет не только сократить возможные потери, но и принять соответствующие стратегические решения по их снижению в долговременной перспективе.

 

Контрольные вопросы:

1.      Что такое предпринимательский риск?

2.      Отличие понятий «риск» и «неопределенность.

3.      Чем характеризуются следующие виды потерь в предпринимательстве: материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

4.      Виды предпринимательских рисков.

5.      Расчет предельной цены риска.

6.      Расчет вероятных потерь в производственном предпринимательстве.

7.      Расчет вероятных потерь в коммерческом предпринимательстве.

8.      Расчет вероятных потерь в финансовом предпринимательстве.

9.      Схематическое отображение зон риска: безрисковой, допустимого риска, критического риска, катастрофического риска.

10. Процесс управления рисками.

11. Показатели риска и методы его оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 7. СОТРУДНИЧЕСТВО ПАРТНЕРОВ В БИЗНЕСЕ

1.      Понятие о предпринимательском договоре

2.      Содержание и направления сотрудничества партнеров в сфере производства

3.      Содержание и направления сотрудничества партнеров в сфере товарообмена

4.      Содержание и направления сотрудничества партнеров в сфере финансовых отношений

 

Вопрос 1. Понятие о предпринимательском договоре

 

Партнерские отношения предполагают осуществление определенных  прав и обязанностей , которые предприниматель дает своим партнерам при установлении с ними сотрудничества.

Эти права и обязательства закрепляются в договоре, подписываемом предпринимателем и его партнером.

Договор (контракт, соглашение) – письменная форма закрепления партнерских связей.

В договоре фиксируются: предмет договора; взаимные права и обязанности; последствия нарушения договоренности.

В предпринимательстве необходимо различать учредительный договор и предпринимательский договор.

Учредительный договор – это письменный документ, свидетельствующий о волеизъявлении физических или юридических лиц по образованию, учреждению новой организационно-правовой  структуры для реализации какой-либо конкретной предпринимательской идеи.

Предпринимательский договор – это волеизъявление сторон по поводу не организации, а осуществления самого предпринимательского процесса, не предполагающего объединения договаривающихся сторон в какую-либо единую организационно-правовую структуру.

Поскольку договор представляет собой компромисс сторон, то и форма, в которой он заключается, носит произвольный характер, хотя существует и почти повсеместно применяются типовые формы договоров. Однако такие типовые формы не носят обязательного характера, они служат лишь основой для заключения какого-либо конкретного договора.

Тем не менее, на практике существуют определенные требования, которые стороны стараются соблюсти при подготовке и подписании любого договора.

Прежде всего это относится к структуре самого документа. Любой договор состоит из:

Преамбулы

Основной части

Заключительной части.

Преамбула – это своеобразное введение в договор, которое включает:

название (наименование) договора – купли-продажи, поставки, бартерных поставок и т.д.

указание места и времени заключения договора

фиксирование факта заключения договора в соответствии с теми условиями, которые указываются в тексте договора

наименование сторон; при этом продавец, или передающая сторона, называется первой, а покупатель, или принимающая сторона – второй.

В заключительной части договора указываются:

юридические адреса сторон

все приложения, которые являются неотъемлемыми частями договора

подписи сторон

указание места и даты заключения договора (если это не было сделано в преамбуле).

Основная часть договора содержит в себе три группы условий:

Обычные

Существенные

Случайные

Обычные условия договора это те положения, которые вытекают из нормы закона, регулирующей данные отношения; они включаются во все договоры, независимо от их содержания. Если стороны по какой-то причине не включили в договор обычные условия, то при возникновении спорных вопросов опираются на норму закона.

К существенным условиям относятся лишь те условия, которые характерны для данной сделки, но к другим сделкам они будут вряд ли применимы (например, цена товара за единицу). Именно существенные условия договора составляют тему и содержание обсуждения при переговорах партнеров о заключении сделки.

Случайные условия, в принципе не вытекают из нормы закона и не являются обязательными для включения, но если они включаются в договор по обоюдному согласию сторон, то становятся обязательными для исполнения.

Информация о работе Сущность предпринимательства и его виды