Предпринимательство: сущность, условия возникновения, виды. Организационно-правовые формы предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в исследовании предпринимательства как института экономической системы, в определении его сущности, роли и функций в развитой рыночной и переходной экономике;

в определении необходимых условий для развития предпринимательства с точки зрения экономической теории;

в изучении и сопоставлении организационно-правовых форм бизнеса, определении наиболее предпочтительной формы для малого предпринимательства;

в выяснении взаимосвязи государства и предпринимательства, а так же исследовании возможных путей развития предпринимательства в России

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… стр.3

1. Определение и сущность «предпринимательства»………………………... стр.5

2. Функции и роль предпринимательской деятельности…………………….. стр.9

3. Условия возникновения предпринимательской деятельности………….. стр.13

4. Субъекты и объекты предпринимательства……………………………… стр.18

5. Организационно-правовые формы бизнеса………………………………. стр.21

6. Пути совершенствования предпринимательской деятельности в России на современном этапе …………………………………………………………. стр. 30

Заключение ………………………………………………………………… стр. 37

Список использованных источников ……………………………………...

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 532.50 Кб (Скачать)

           Негосударственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

       Европейско-Азиатский  институт управления  и предпринимательства 
 
 
 
 
 
 

      Курсовая работа

         по экономической теории            

             Тема:  

    "Предпринимательство: сущность, условия возникновения, виды.

    Организационно-правовые формы предпринимательства" 
     
     
     

                                                   Исполнитель: студент  гр.

                                                                                         Василенко С.А. 

                                                                  Руководитель:  
 
 
 
 
 

         Екатеринбург

        2011 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………… стр.3

1. Определение и сущность «предпринимательства»………………………... стр.5

2. Функции и  роль предпринимательской деятельности…………………….. стр.9

3. Условия возникновения предпринимательской деятельности………….. стр.13

4. Субъекты и объекты предпринимательства……………………………… стр.18

5. Организационно-правовые формы бизнеса………………………………. стр.21

6. Пути совершенствования  предпринимательской деятельности  в России на современном этапе …………………………………………………………. стр. 30

 Заключение ………………………………………………………………… стр. 37

 Список использованных источников ……………………………………... стр. 39 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Современная рыночная экономика немыслима без  предпринимательства, предпринимательской  активности, взаимодействия предпринимательства  и государства на макро- и микроуровнях. Сложившееся в стране положение, продолжающийся экономический кризис, рост безработицы, нарастание социальной напряженности свидетельствуют о том, что проводимые в стране реформы не дали ожидаемых результатов, требуют обновления, выработки радикальных мер по выводу страны из кризисного состояния, стабилизации и подъема экономики, обеспечения занятости трудоспособного населения, повышения уровня жизни и социальной защиты маргинальных слоев населения.

     Для экономической науки, которая сложилась  в нашей стране, теория предпринимательства  оказалась "белым пятном", которое  необходимо было заполнить; отрыв теории от практики, потребовал усилий академических институтов, чтобы восполнить этот пробел в короткие сроки. Началось внимательное изучение теории предпринимательства, которая разрабатывалась в западных экономических школах в течение двух столетий, эволюционировала от раннего капитализма до современного постиндустриального общества.

       У истоков теории предпринимательства  стояли Р. Кантильон, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Д. Кларк, А. Маршалл,  а затем Й. Шумпетер, Ф. Найт, Ф. Хайек. В. Ойкен, Дж.М. Кейнс, Дж. Гэлбрейт, П. Дракер и многие другие. В работах упомянутых экономистов единой концепции предпринимательства не сложилось, но каждый из них внес свой вклад в исследование проблемы.

     В отечественной экономической науке  работы по предпринимательству стали появляться с начала 90-х годов. Свой вклад внесли А. Агеев, "Предпринимательство: проблемы собственности и культуры" (1991г); коллектив авторов ИМЭМО под ред. А. Дынкина "Предпринимательство в конце XX в." (1992г.), Г. Черников "Предприниматель - кто он?" (1992), позже появились работы М. Лапусты и Л. Шаршукова, "Риски в предпринимательской деятельности (1998г.),

     С. Меньшикова "Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку" (1996), М. Ильчикова "Предпринимательство в рыночной экономике" (1998 г.), Н. Петракова "Русская рулетка (1998г.), Ф. Шамхалова "Государство и экономика, власть и бизнес" (1999г.) и др. В разработку теории предпринимательства внесли свой вклад журналы "Международная экономика и международные отношения", "Вопросы экономики", "Российский экономический журнал", в которых появлялись статьи видных отечественных и зарубежных экономистов.

     Актуальность  и недостаточная разработанность  проблемы предпринимательства в  экономической теории предопределили выбор темы исследования, постановку цели и задач для ее решения.

     Цель  работы состоит в исследовании предпринимательства  как института экономической  системы, в определении его сущности, роли и функций в развитой рыночной и переходной экономике;

     в определении необходимых условий для развития предпринимательства с точки зрения экономической теории;

     в изучении и сопоставлении организационно-правовых форм бизнеса, определении наиболее предпочтительной формы для малого предпринимательства;

     в выяснении взаимосвязи государства и предпринимательства, а так же исследовании возможных путей развития предпринимательства в России. 
 
 
 
 
 

     1. Определение и сущность «предпринимательства» 

      В экономической литературе понятие  «предприниматель» впервые появилось  во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».

      В качестве научного термина понятие  «предприниматель» появилось в  работах известного английского  экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

      Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель  должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и  знаниями. Другой французский экономист  Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

      А. Маршалл и его последователи  большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.

     В западных странах современное предпринимательство  характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого – постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных; источников. Такой подход имеет весьма важное значение и для развития предпринимательства в нашей стране. Но следует подчеркнуть при этом, что для создания и развития, своего предприятия предприниматель должен «искать» источники ресурсов на основе действующего законодательства.

     По  мнению американского ученого P.С. Ронстадта, предпринимательство – это динамичный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет, времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым; главное, чтобы, предприниматель сумел придать им новые качества, увеличить их ценность, затратив на это; необходимые силы и средства. В свою очередь, известные американские ученые профессора Р. Хизрич и М. Питерс дают, по их мнению, наиболее емкое определение предпринимательства, которое охватывает все типы предпринимательского поведения: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой; моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение, достигнутым», И далее авторы пишут, что жизнь человека, который решает начать собственное дело, полна надежд, разочарований, беспокойств и упорного труда.

     Р. Хизрич дает одно из самых кратких  определений сущности предпринимательства: это – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью. 1

     А. Шапиро пишет, что практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию, или реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем, чтобы суметь с выгодой использовать: имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать. Как видно, в этом определении сочетаются экономический, личностный и управленческий подходы.

     Определенный  интерес вызывает точка зрения российского ученого-экономиста А.В. Бусыгина о сущностных понятиях предпринимательства, под которым он понимает стремление и действия к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах. По мнению А.В Бусыгина, предпринимательство есть искусство ведения деловой активности, есть прежде всего мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования. В профессиональном смысле, по его мнению, предпринимательство рассматривается как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела.

     Итак, предпринимательство представляет собой свободное экономическое  хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

     Предпринимательство – это принципиально новый  тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников  предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может, в конце концов, добиться успеха. Однако риск риску рознь. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела (о чем будет рассказано особо), должен произвести тщательные расчеты, хорошо изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной; интуицией.

     Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством (хотя, конечно, считать предпринимательством любое начинание в области формируемой рыночной экономики можно лишь с определенными оговорками).2 Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль, предпринимать значит затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного.

Информация о работе Предпринимательство: сущность, условия возникновения, виды. Организационно-правовые формы предпринимательства