Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 11:41, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании предпринимательства как института экономической системы, в определении его сущности, роли и функций в развитой рыночной и переходной экономике;
в определении необходимых условий для развития предпринимательства с точки зрения экономической теории;
в изучении и сопоставлении организационно-правовых форм бизнеса, определении наиболее предпочтительной формы для малого предпринимательства;
в выяснении взаимосвязи государства и предпринимательства, а так же исследовании возможных путей развития предпринимательства в России
Введение………………………………………………………………………… стр.3
1. Определение и сущность «предпринимательства»………………………... стр.5
2. Функции и роль предпринимательской деятельности…………………….. стр.9
3. Условия возникновения предпринимательской деятельности………….. стр.13
4. Субъекты и объекты предпринимательства……………………………… стр.18
5. Организационно-правовые формы бизнеса………………………………. стр.21
6. Пути совершенствования предпринимательской деятельности в России на современном этапе …………………………………………………………. стр. 30
Заключение ………………………………………………………………… стр. 37
Список использованных источников ……………………………………...
Современное состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. На начало 2006 года в России действовало 634,6 тыс. кооперативов. Ими было произведено товаров и услуг на сумму 6 млрд. руб. Доля кооперативов в общем объеме производства товаров народного потребления выросла с 10,4 до 22,9%, в объеме розничного товарооборота (включая общественное питание) - с 10,6 до 11,1%, в общем объеме реализации бытовых услуг населению - с 14,6 до 28,4%. Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предпринимательской деятельности и ряда других.
По данным Госкомстата России, на 1 января 2007 г. в стране действовало 843 тыс. малых предприятий. А в 2009 году - 953,1 тыс. что показывает увеличение их числа. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2009 года составила 8,4 млн. человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2006г., по данным Министерства по налогам и сборам, достигла примерно 5 млн. человек.
Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 10-11%. в 2009 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет Российской Федерации составили примерно 30 млрд. руб. - в 5 раз больше, чем в 2006 г.
Микро и малые предприятия Москвы в 2009 году формировали порядка 13% количества всех микро и малых предприятий России. Данная доля за 2009 год снизилась на 3,3%. В динамике количества микро и малых предприятий в целом за 2005-2009 гг. прослеживаются разнонаправленные тенденции. Так, в 2009 году прирост количества микро и малых предприятий наблюдался в Московской области, Санкт-Петербурге, ЦФО и в РФ в целом, причем по России с каждым годом всё более высокими темпами, однако в Москве за аналогичный период было зафиксировано падение в -4,4% (рис.3).
Это может объясняться с одной стороны, проявившимися негативным воздействием финансово-экономического кризиса, а с другой, переходом малых предприятий на упрощенную систему налогообложения (что подтверждается информационными письмами УФНС по г. Москве), т.е. область, не наблюдаемую органами статистики. Кроме того, за рассматриваемый период наблюдался рост количества индивидуальных предпринимателей - ИП (анализ см. ниже) и, таким образом, вполне возможен процесс трансформации микро и малых предприятий в другую организационно-правовую форму – индивидуальных предпринимателей. Именно за счет индивидуальных предпринимателей в 2009 году рост общего количества субъектов малого предпринимательства Москвы (микро, малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) составил +2,6%.
(рис.3)10
При
рассмотрении динамики доли количества
микро и малых предприятий
отдельных регионов в общем количестве
микро и малых предприятий РФ
по данным официальной статистики в 2005-2009
гг. (рис.4.) стоит отметить разнонаправленные
тенденции. В Москве за период 2005-2009 гг.
доля количества микро и малых предприятий
по отношению к количеству всех микро
и малых предприятий России снизилась
на 7,5% (с 20,5% до 13,0%), по ЦФО аналогичное
падение составило 4,9% (с 34,5% до 29,6% в 2009
году).
(рис.4)
Данный
факт во многом объясняется, с одной
стороны, снижением деловой активности
субъектов экономической
В настоящее время главные проблемы предпринимательства - это проблемы макроуровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:
а) Несовершенство законодательства:
1) нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности малых предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;
2) существенные законодательные пробелы:
- дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;
- неотработанность процесса купли-продажи;
- отсутствие должного законодательства о земле;
3) невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.
б) Несовершенство налоговой системы.
Несовершенство
налоговой системы имеет
При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.
в) Несовершенство финансово-кредитной системы.
Для поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования отдельных проектов и программ МП.
Однако,
проведенные проверки показали низкую
эффективность использования
г) Безопасность деятельности предприятия.
Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:
- невыполнение
потребителями продукции
- невыполнение
своих обязательств
- произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.
- утечка
информации из коммерческих
- внутренняя противоречивость законов.
Ориентация
на устранение вышеперечисленных фактов
позволит устранить сегодняшние «барьеры»
на пути развития малого бизнеса, и предпринимательства
в целом.
Заключение
Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В
РФ регулирование
Для создания и развития своего предприятия предприниматель должен "искать" источники ресурсов на основе действующего законодательства.
Предпринимательство как процесс, включает поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращающем идею в конкретный результат.
В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой предпринимательство пользуется государственной поддержкой, поскольку оно обеспечивает необходимую для нормального функционирования народного хозяйства конкурентную среду, способствует росту промышленной продукции, совершенствованию технологических процессов, снижению безработицы. Иными словами мировой опыт свидетельствует: экономический подъем и благосостояние граждан того или иного государства напрямую зависит от уровня развития малого и среднего бизнеса. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству в условиях перехода плановой экономики к рыночной, когда предприниматели вступают в конкурентную борьбу со сложившимися за долгие годы монопольными структурами, главенствующими на внутреннем и внешнем рынке, обладающими большими финансовыми, материальными и людскими ресурсами и, как правило, базирующихся на наиболее эффективных источниках сырья.
Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, "доводить" до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.
В хозяйственной практике виды предпринимательства - индивидуальное, партнерское и корпоративное - облекаются во множество конкретных организационно-правовых форм.
Организационно-правовые формы предпринимательства разнообразны, специфика отдельных предприятий определяется способом предпринимательства (индивидуальное или коллективное), статусом предпринимателя (физическое или юридическое лицо), конкретным характером и сферой коммерческой деятельности и многим другим. В современном бизнесе действуют хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной, с дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа).
Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создания бизнес центров, кредитных линий и т.д. Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.
Список
использованных источников
1.Аборнева О.И., Воронин В.П. «Проблемы развития малого предпринимательства в России// Менеджмент в России и за рубежом – 2007 г.»
2.Биш А. «Проблемы Российского предпринимательства// Вопросы экономики – 2008 г. – №3».
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие: Курс лекций для студентов вузов.-М.:Юрант,2000
4.Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для студентов вузов. – М.: Вита-Пресс,2000
5.Манжикова В.Э. «Особенности развития предпринимательства в России// Общество и экономика – 2006 г. – №7».