Предпринимательство: сущность, условия возникновения, виды. Организационно-правовые формы предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в исследовании предпринимательства как института экономической системы, в определении его сущности, роли и функций в развитой рыночной и переходной экономике;

в определении необходимых условий для развития предпринимательства с точки зрения экономической теории;

в изучении и сопоставлении организационно-правовых форм бизнеса, определении наиболее предпочтительной формы для малого предпринимательства;

в выяснении взаимосвязи государства и предпринимательства, а так же исследовании возможных путей развития предпринимательства в России

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… стр.3

1. Определение и сущность «предпринимательства»………………………... стр.5

2. Функции и роль предпринимательской деятельности…………………….. стр.9

3. Условия возникновения предпринимательской деятельности………….. стр.13

4. Субъекты и объекты предпринимательства……………………………… стр.18

5. Организационно-правовые формы бизнеса………………………………. стр.21

6. Пути совершенствования предпринимательской деятельности в России на современном этапе …………………………………………………………. стр. 30

Заключение ………………………………………………………………… стр. 37

Список использованных источников ……………………………………...

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 532.50 Кб (Скачать)

     Важной  движущей силой предпринимательства  является стремление предпринимателей удовлетворить общественные потребности, в частности, потребности потребителей. Эта цель, хотя и является производной  по отношению к максимальному присвоению прибыли, но при этом играет относительно самостоятельную роль среди стимулов предпринимательской деятельности, то есть движущих сил предпринимательства. Г. Форд по этому поводу отмечал, что делать бизнес из соображений чистой наживы является в высшей мере рискованным делом, задача предпринимателя заключается в производстве для потребления, а не для наживы или спекуляции.

     Движущей  силой предпринимательства является также стабильная и эффективная  политика государства, направленная на поддержку предпринимательства. Она осуществляется путем предоставления налоговых льгот, кредитов, субсидий, освобождения вновь образованных предприятий на первых порах от налогов и т.п.

       Для того чтобы предпринимательская  деятельность стала эффективной  и стабильной, необходимо создать определенный комплекс условий во всех сферах общественной жизни - в сфере экономики, права, политики и др.

     Наиболее  важными условиями в экономической  сфере являются:

     1) реальный плюрализм форм собственности,  то есть наличие различных типов и форм собственности, признаваемых действующим законодательством равноправными и способными конкурировать между собой в борьбе на рынке сбыта, сфере приложения капитала и т.п.;

     2) наличие развитой инфраструктуры  поддержки предпринимательства  (консультационных центров по вопросам управления предприятиями, курсов и школ подготовки предпринимателей, инновационных центров и т.п.);

     3) стабильная научно обоснованная  экономическая политика государства,  в т.ч. политика поддержки предпринимательства,  прежде всего малого;

     4) государственное регулирование  экономики, в первую очередь  - с помощью экономических рычагов;

     5) рациональная внешнеэкономическая  политика, в частности продуманная  политика протекционизма, защиты  отечественного товаропроизводителя.

     Основными условиями предпринимательской деятельности в правовой сфере являются:

     1) создание эффективной и стабильной  законодательной базы в отношении  предпринимательства;

     2) развитое антимонопольное законодательство  и наличие достаточных механизмов  его реализации;

     3) существование эффективной системы  защиты интеллектуальной собственности  (изобретений, патентов, лицензий  и др.);

     4) наличие простой процедуры регистрации  предприятий, сокращение форм  отчетности и контроля за их  деятельностью, отсутствие взяточничества и чиновничьего произвола в этой деятельности;

     5) льготное налоговое законодательство.

     Не  менее важным является создание соответствующих  условий и в других сферах (стабильной политической ситуации, положительного общественного мнения о деятельности предприятий, соответствующего уровня культуры предпринимательства, то есть этики деловых отношений, духовных ценностей общества в этой сфере и др.). 
 
 
 

     4. Субъекты и объекты предпринимательства

     Основной  субъект предпринимательской активности – носитель предпринимательской функции, т.е. сам предприниматель. Именно он – двигатель предпринимательского процесса. Предприниматель находится в центре тех связей, которые он устанавливает для возможности предпринимательского процесса.

     Предприниматель, однако, не единственный субъект этого процесса. Выполняя предпринимательскую функцию, он устанавливает связи с собственником капитала, привлекаемого для реализации идеи, а также профессиональным менеджером, необходимым для эффективного управлений процессом реализации идеи. В любом случае предприниматель вынужден взаимодействовать с потребителем, от которого как раз и зависит возможность или невозможность как организации производственного процесса, так и его продолжения. Именно потребитель голосует «за» или «против»; планируемого или уже функционирующего производства. Потребитель с точки зрения предпринимателя выступает в качестве его основного партнера. Внимание к потребителю, стремление работать в русле его интересов – важное для предпринимателя требование. Однако важнее другое: Потребитель всегда субъект (участник) предпринимательского процесса, без его участия такой процесс невозможен. Точно так же обстоит дело и с другой категорией партнеров предпринимателя – с теми, с кем предприниматель вынужден вступать в кооперационные связи, т.е. с поставщиками всего того, что требуется предпринимателю для организации производительного процесса (сырье, комплектующие, оборудование, электроэнергия и т. д.). Без установления связей именно с такими партнерами идея организации производительного процесса «зависает в воздухе», становится невозможной. Следовательно, поставщик всегда выступает в качестве непременного субъекта предпринимательского процесса.

     Принцип самоорганизации предпринимателя  сводится к тому, чтобы суметь установить необходимые связи с, потребителями и с поставщиками-партнерами.

     Неумение, неспособность или нежелание  устанавливать такие связи не позволяют человеку стать предпринимателем, а талант, природная склонность к  таким действиям приводят к высокоэффективной  организации предпринимательского процесса. Однако предпринимательский процесс всегда базируется на каком-то конкретном производительном процессе. Если осуществление такого процесса невозможно собственными силами, то в него вовлекаются наемные работники, которые, по, существу, должны быть единомышленниками предпринимателя. А раз так, то они становятся также субъектами предпринимательского процесса.7

     При этом предприниматель осознает что  он, как и другие субъекты организуемого  им процесса, функционирует в рамках национального образования, и государство оказывает на каждого субъекта своё воздействие. В различных складывающихся ситуациях государство может выступать в роли или помощника или противника предпринимаемых действий. Предприниматель не может не учитывать это обстоятельство, а потому воспринимает государства в качестве равноправного и полноправного субъекта организуемого процесса.

     В целом структура субъектов предпринимательского процесса; выглядит так, как это показано на следующем рисунке: 
 
 
 
 

     

      (рис.1) 8

     

     

     

     

       
 
 

     Предпринимательский процесс может быть охарактеризован  как создание предпринимателем вокруг себя относительно замкнутой группировки  субъектов через установление между  ними целенаправленных, связей, базирующихся на взаимном учете эгоистических  экономических и иных интересов каждого субъекта.

     В рамках общества существует множественность  таких относительно замкнутых группировок, при этом каждый субъект может  входить не в одну, а в две  группировки и даже более.

     При изучении теории и практики предпринимательства важное значение имеет категория «объект предпринимательской деятельности», ибо именно с объектом чаще всего связана предпринимательская идея) хотя она может быть направлена на организацию производственного процесса или управление им, на поиск новых, нетрадиционных методов или рынков сбыта и т. д. Объект предпринимательской активности – товар, продукт, услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность в чем-либо и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

     Обособленная целостность, которая характеризуется такими показателями, как количество, цена, внешний вид и т. д., называется товарной единицей. Профессиональный подход предпринимателя к своей деятельности предполагает, прежде всего, внимание к качеству, потребительским свойствам, цене, внешнему виду, упаковке товара и т. д., а уж потом – к количеству товарных единиц.

     Отношения между всеми субъектами предпринимательского процесса носят товарный характер, но поскольку эгоистический экономический  интерес всегда выражается через денежную форму (дешевле купить, дороже продать), постольку и отношения между субъектами принимают характер товарно-денежных отношений. 

     5. Организационно-правовые формы бизнеса

     Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

     Выбор организационно-правовой формы бизнеса  во многом обусловлен совокупностью  субъективных возможностей предпринимателя  и объективной действительностью.

     В процессе выбора организационно-правовой формы необходимо ответить на такие важнейшие вопросы, как:

- имеется  ли партнер?

- кто будет отвечать по обязательствам предприятия?

- кто на предприятии должен иметь решающее слово?

- как найти хороших кредиторов собственного (паевого) капитала?

- как должна распределяться прибыль?

Структуру основных организационно - правовых форм бизнеса можно представить в виде схемы:

     (Рис. 2)9

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Правильно выбранная организационно - правовая форма предприятия может дать учредителям дополнительные инструменты  для осуществления своих планов по развитию и защите бизнеса. Чаще всего регистрируют общества с ограниченной ответственностью (ООО), закрытые акционерные общества (ЗАО) и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ИП). Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки и используется в зависимости от тех задач, которые предстоит решать предпринимателям. 
 

     Хозяйственное товарищество

     Хозяйственное товарищество - это форма предпринимательства, осуществляемого совместными усилиями двух или более лиц (физических или  юридических), каждое из которых имеет права и несет ответственность в зависимости от вложенной доли в уставный фонд, а также места, занимаемого в структуре управления. Хозяйственное товарищество обладает на правах собственности уставным капиталом, разделенным на доли (вклады). В соответствии с Гражданским кодексом РФдействуют два вида товариществ.

     Полное  товарищество создается полными  товарищами, которые несут полную ответственность своим имуществом по всем обязательствам фирмы. Солидарная ответственность существует в полном товариществе в особой форме - субсидиарной ответственности. Это значит, что в случае наступления имущественной ответственности, превышающей размер уставного капитала, кредитор вправе предъявить требование сначала к основному должнику, а при недостаточности его имущества или невозможности полностью удовлетворить требования кредитор предъявляет требования и к другим товарищам. Полное товарищество создается на основе договора. Оно не является юридическим лицом, то есть все его члены сохраняют полную самостоятельность, но при условии субсидиарной ответственности.

     Смысл создания полного товарищества - объединение  средств и усилий для реализации какого-либо проекта. С этой целью  чаще всего создаются довольно крупные  товарищества, называемые консорциумами. Консорциум - это временное соглашение двух или нескольких юридических лиц в целях реализации крупномасштабного проекта. Членство в нем добровольное. Консорциум прекращает свое существование после завершения проекта. В отдельных случаях возможно также образование юридического лица.

Информация о работе Предпринимательство: сущность, условия возникновения, виды. Организационно-правовые формы предпринимательства