Развитие малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 20:57, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является определение дальнейшего развития малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности;

2) обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России;

3) выявить меры по поддержке малого предпринимательства в России.

Оглавление

Введение 3

1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике 5

2.Критерии определения малого предпринимательства 11

3.Основные сферы деятельности малого предпринимательства 23

4. Формы государственной поддержки малого предпринимательства 27

5.Перспективы развития малого предпринимательства в России 38



Заключение 41

Список литературы 44

Приложение

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

    В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной  инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

          Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

          Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства»/2/, который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.

          На основании Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» был принят Закон Свердловской области «О поддержке малого предпринимательства в Свердловской области». На основании этого закона разрабатываются комплексные программы развития и поддержки малого предпринимательства в области, одним из направлений которых является разработка мер по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных женщин и молодежи. В Свердловске существует много организаций, которые занимаются поддержкой малого предпринимательства в области: Региональный фонд поддержки малого предпринимательства, Региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, и другие. Задачи некоторых из них заключаются в обеспечении эффективного взаимодействия предпринимателей и органов государственной власти.

          Внебюджетный фонд Правительства Свердловской области оказывает финансовую поддержку на конкурсной основе предприятиям и объединениям в приоритетных направлениях развития области, содействует экономическому стимулированию внедрения экологически чистых технологий. Общественный инновационный фонд содействует эффективному использованию научно-технического и интеллектуального потенциала, оказывает социальную поддержку и защиту интересов владельцев прав интеллектуальной собственности.

          Достаточно развита сеть организаций, оказывающих информационные и консультативные услуги - это Свердловский центр делового развития, Фонд «Евразия», кроме этого они занимаются подготовкой и переподготовкой кадров. Анализ направлений деятельности существующих в Екатеринбурге организаций, способствующих развитию предпринимательства, показывает следующее.

         Особый интерес для меня представляет женское предпринимательство.

         Во-первых, нет организации, главными задачами которой было бы содействие развитию именно женского предпринимательства. Во-вторых, так как по закону субъектами малого предпринимательства считаются предприятия численностью от одного человека (то есть частное предпринимательство без образования юридического лица) до ста человек, то это означает очень большую разницу и по финансовым вложениям, и по масштабам производства/3/. Если судить по задачам большинства из этих организаций, то они предпочитают работать с малыми предприятиями, численность которых ближе к верхнему пределу, имеющими достаточный капитал, чтобы влиять на перепрофилирование производства и развитие приоритетных направлений производства в области. Те же, численность которых невелика (самое мелкое производство, частная торговля, оказание мелких услуг), остаются без поддержки. А это именно те предприятия, которые в состоянии создать человек, не имеющий стартового капитала, чьи возможности ограничены.

    Формы и методы поддержки предпринимательства

          Возможно несколько организационных форм предпринимательства в зависимости от желания, возможностей, личностных качеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов. Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости являются одним из каналов, содействующих предпринимательству, где, во-первых, отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное трудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но и организационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районном центре. На базе районных центров занятости могут быть созданы подобные мастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготных условиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно с районными центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную и консультативную помощь/3/. Правовая форма может быть различной, учредителем такой мастерской может быть районный центр занятости либо коллектив людей, которые решили создать такую мастерскую. Парикмахерская, вязальная мастерская, мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская по изготовлению изделий из лозы - вот лишь несколько возможных сфер деятельности таких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые уже были описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму, объединяющую людей, имеющих профессии по различным специальностям. Кроме первоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационную помощь:

    Например, чтобы арендовать помещения или найти сотрудников для своей организации в информационном центре фонда существует база данных, в которую внесены сведения о тех, кто хочет получить работу по окончании переобучения по приобретенной специальности. Возможно создание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд. Человек может решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.

          В данном случае, финансовая помощь чаще всего не нужна. Фонд может оказать, кроме информационной и консультативной помощи, помощь в размещении рекламы продукции или услуг, в поиске возможных потребителей по имеющемуся банку данных информационного центра, юридическую помощь. Человек, ставший членом фонда, должен быть уверен, что он является гарантией обеспечения надежности заключаемых договоров с поставщиками сырья либо с покупателями продукции, то есть фонд является защитником ее прав. При фонде возможна организация выставок-продаж продукции, создание магазина. Возможна также такая организационная форма малого предпринимательства, как семейное предпринимательство.

          Как правило, содействие малым предприятиям и предпринимателям, либо отдельным их категориям, оказывается на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам т.п.). Именно это выделяет инфраструктуру поддержки малого предпринимательства из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг.

          Основой инфраструктуры малого предпринимательства в регионах являются государственные и государственно-общественные институты, обеспечивающие следующие функции:

    - управление и контроль;

    - финансирование малого предпринимательства;

    -обратную связь государственных органов с малым предпринимательством, защиту его интересов, консультативное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства.

          Базовыми элементами такой инфраструктуры являются:

    1. Орган управления и контроля - управление развития и поддержки малого предпринимательства министерства экономики и инвестиционной политики области;

    2. Финансовый орган - Свердловский региональный Фонд поддержки малого предпринимательства;

    3. Общественный орган - консультативный Совет по вопросам малого предпринимательства.

          Согласованные действия такой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства обеспечивают соответствие государственной политики, которая на каждом этапе реализуется в программах развития малого предпринимательства, интересам государства (через орган управления), интересам малого предпринимательства (через общественный орган) и гарантируют ресурсное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства (через финансовый орган).

          Инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это разветвленная система институтов, обеспечивающих потребности малого предпринимательства в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении, опирающаяся на описанные выше три базовых элемента государственной поддержки малого предпринимательства. Институты, осуществляющие эти доступные для малого предпринимательства услуги, образуют основные элементы инфраструктуры малого предпринимательства

    Налогообложение

          Любое предприятие платит налоги. С помощью налогов государство, с одной стороны, управляет рыночной экономикой, а с другой - изымает часть доходов предприятия в бюджеты различных уровней. Налогами облагаются доходы предприятий, их имущество, обращение и потребление товаров и услуг.

    Малые предприятия составляют отдельную  группу, которая пользуется особыми  льготами при уплате налога на прибыль. Одна из льгот по налогу на прибыль  предусмотрена только для тех из них, которые производят и одновременно перерабатывают сельскохозяйственную продукцию, производят продовольственные товары, товары народного потребления, строительные материалы, медицинскую технику, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также строят объекты жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы). Льгота заключается в том, что эти малые предприятия не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы, при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг) . В третий и четвертый год работы они уплачивают налог в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ликвидированных предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

          Другая льгота заключается в том, что при определении налогооблагаемой прибыли малого предприятия из нее исключается та прибыль, которая направлена на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии.

    Малые предприятия могут иметь льготы при осуществлении некоторых  видов деятельности, например, финансирование капитальных вложений, благотворительные  взносы. Малые предприятия могут  иметь также льготы по налогу на прибыль в общем порядке при наличии работающих в них инвалидов. Если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, то ставка налога на прибыль понижается на 50%.

          Малые предприятия могут иметь льготы по НДС, если они выпускают товары, освобожденные от него. Кроме того, они освобождаются от НДС по лизинговым сделкам в полном объеме.

    Малые предприятия могут быть в числе  тех, которые освобождены от уплаты налога на содержание жилищного фонда  и объектов социально-культурной сферы, например, если более 70% общего объема реализации составляют работы по реконструкции и капитальному ремонту жилого фонда.

          По остальным группам налогов и акцизов малые предприятия не имеют специальных льгот. К льготам, не связанным с налогообложением, относится право, которое имеют малый бизнес как субъект малого предпринимательства, в отношении ускоренной амортизации основных производственных фондов.

          Для субъектов малого предпринимательства предусмотрена упрощённая система налогообложения, учета и отчетности. Её действие распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (до 15 человек). Эта система подразумевает замену уплаты налога на прибыль, н. с продаж, н. на имущество и единого социального н. уплатой единого налога на вменённый доход. Такие субъекты также не платят налог на добавленную стоимость, если товар не ввозится на таможенную границу РФ.

           Под действие упрощенной системы налогообложения не попадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники фондового рынка, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и другие субъекты, для которых установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета отчетности.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в России