Развитие малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 20:57, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является определение дальнейшего развития малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности;

2) обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России;

3) выявить меры по поддержке малого предпринимательства в России.

Оглавление

Введение 3

1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике 5

2.Критерии определения малого предпринимательства 11

3.Основные сферы деятельности малого предпринимательства 23

4. Формы государственной поддержки малого предпринимательства 27

5.Перспективы развития малого предпринимательства в России 38



Заключение 41

Список литературы 44

Приложение

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

    на  внутреннем рынке, но при определенных условиях  становятся  недостатками, сдерживающими его развитие. С  одной  стороны,  быстрое  реагирование  малых предприятий  на  изменения  условий  функционирования   делает   его   более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры  рынка, динамики   внешних   социально-экономических   и    политических    условий. Относительно  небольшой  капитал  сужает  рамки  производства,  ограничивает возможность   привлечения   дополнительных   ресурсов   (научно-технических,

    финансовых,  производственных,  трудовых  и  т.д.).  Ограниченные   масштабы  производства  и  небольшое  количество  занятых  обусловливают  простоту   и эффективность управления предприятием.

          Социальная значимость малого бизнеса определяется    массовостью  группы мелких  собственников  -  владельцев  малых   предприятий   и   их   наёмных работников,  общая  численность   которых   является   одной   из   наиболее существенных качественных характеристик любой  страны  с  развитой  рыночной экономикой. Именно эта группа  деятельного  населения  обслуживает  основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг  в  соответствии  с

    быстро  изменяющимися требованиями рынка.

          Развитие малого предпринимательства  способствует постепенному созданию широкого  слоя  мелких  собственников  (среднего   класса),   самостоятельно обеспечивающих  собственное  благосостояние  и  достойный   уровень   жизни,

    являющихся  основой  социально-экономических  реформ,  гарантом  политической стабильности и демократического развития общества.

          Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не  только источником средств к существованию,  но  и  способом  раскрытия  внутреннего потенциала  личности.  Объективно  неизбежная   реструктуризация   экономики

    вынуждает   все   большее    число    граждан    заняться    самостоятельной предпринимательской деятельностью.

          Сектор малого предпринимательства   способен  создавать  новые   рабочие места, а, следовательно, может  обеспечить  снижение  уровня  безработицы  и социальной напряженности  в  стране.  Массовое  развитие  малых  предприятий способствует  изменению  общественной  психологии  и  жизненных   ориентиров основной массы населения, является  единственной  альтернативой  социальному

    иждивенчеству.

          Политическое влияние малого бизнеса  в  различных  странах  достаточно велико,   поскольку   эта   социальная   группа    давно    стала    основой сформировавшегося  среднего  класса,  наиболее  представительного  по  своей численности   и   являющегося    выразителем    политических    предпочтений значительной   части   населения.   В   условиях   устойчивого    социально-

    экономического  и  политического  развития  общества  мелкие  предприниматели отличаются наибольшей  приверженностью  принципам  демократии,  политической стабильности и экономической свободы. Слой  мелких  собственников  проявляет

    наибольшую  активность, и  даже  агрессивность  при  возникновении  угрозы  в отношении  собственности,  так  как  в  отличие   от   крупных   и   средних собственников для владельцев малых  предприятий  их  собственность  зачастую

    является  единственным  средством  к  существованию  и  важнейшим   способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические  движения, либо  становится  объектом  борьбы  различных  политических  сил  за  голоса

    избирателей.

          Данный    фактор     определяет     неразрывность     связи     малого предпринимательства с  интересами  местных  и  региональных  сообществ,  что обусловливает  его  зависимость  от   национальной   основы   и   составляет питательную  среду  для  его  патриотических  настроений.  При   этом,   как свидетельствует   исторический   опыт   России   и   ряда   других    стран, патриотические  настроения  в  среде   мелких   собственников   в   условиях экономического спада и политической нестабильности могут  принимать  крайние формы и подталкивать их к  поддержке  наиболее  экстремистских  политических сил.

             Существенная роль малого  предпринимательства  в  экономической  жизни стран с рыночной  системой  хозяйствования  определяется  тем,  что  в  этом секторе   экономики   действует   подавляющее    большинство    предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и  производится примерно половина валового внутреннего продукта.

         Сектор  малого  бизнеса наиболее  динамично осваивает   новые   виды продукции и экономические ниши, развивается  в  отраслях,  непривлекательных для крупного бизнеса, и  т.п.  Важнейшими  особенностями  малых  предприятий являются  способность  к   ускоренному   освоению   инвестиций   и   высокая оборачиваемость  оборотных  средств.  Еще  одной  характерной  чертой  этого сектора  является  активная   инновационная   деятельность,   способствующая ускоренному  развитию  различных  отраслей  хозяйства  во   всех   секторах

    экономики.

          Присущие    малому    предпринимательству    гибкость    и     высокая приспособляемость   к   изменчивости   рыночной   конъюнктуры   способствуют стабилизации макроэкономических процессов в  стране.  Однако  этому  сектору свойственны относительно низкая  доходность,  высокая  интенсивность  труда, сложности  с  внедрением  новых   технологий,   ограниченность   собственных ресурсов и повышенный риск в острой  конкурентной  борьбе.  Это  приводит  к постоянному обновлению в  секторе  МП  вследствие  массовых  банкротств  или переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении  с относительной стабильностью общей численности малых предприятий  и  объёмами производства (табл. 1)  -  указывают  на  высокую  интенсивность  внутренних

    реорганизационных   процессов   внутри   МП,   способствующую    оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики. 

    Таблица №1 Количество зарегистрированных малых предприятий

      Федеральные округа  Количество зарегистриро-

      ванных МП на 01.01.10 г. в расчете на 100 тыс. населения

      Прирост/сокращение (-)количества зарегистрированных МП на 100 тыс.чел. населения за 2009г.
      РФ 611,7 29,7
      Центральный 905,9 63,2
      Северо-Западный 928,5 76,2
      Южный 397,7 18,1
      Приволжский 469,3 56,6
      Уральский 452,1 4,0
      Сибирский 448,3 -38,7
      Дальневосточный 498,7 -74,0

  
 

          За 2009 г. число зарегистрированных  малых предприятий  увеличилось   на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2009  г. относительно аналогичного периода предыдущего года  зафиксирован  рост,  что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2010 г. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2. Критерии определения малых предпринимательства.

          Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как “коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

    в промышленности - 100 человек;

    в строительстве - 100 человек;

    на  транспорте - 100 человек;

    в сельском хозяйстве - 60 человек;

    в научно-технической сфере - 60 человек;

    в оптовой торговле - 50 человек;

    в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

    в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

    Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица”.

    В зарубежных странах критерии определения  малого предприятия различны:

    Великобритания - малое предприятие должно соответствовать двум из трех следующих критериев:

    - оборот не более 2,3 млн Евро;

    - активы не более 1,5 млн Евро;

    - средняя численность занятых  до 50 чел. (применяются также более  конкретные отраслевые показатели, оборота (а в грузоперевозках  - количество автомобилей).

    Германия - официальное определение малого предприятия отсутствует,

    Обычно  малое и среднее предприятие:

    - не более 500 занятых;

    - не свыше 50 млн. Евро годового оборота.

    Греция

    - годовой оборот за последние 3 года не свыше 1,3 млн. Евро;

    - среднее количество занятых за  последние 3 года не свыше 50 человек;

    - собственник участвует в управлении  предприятием.

    Европейское Сообщество (ЕС)

    - количество занятых до 50 чел.;

    - годовой оборот менее 4 млн.Евро;

    - сумма баланса менее 2 млн. Евро.

    Италия

    - количество занятых менее 300 чел.;

    - капитал не более 9,5 млн. Евро;

    - предприятие не является дочерним  и не входит в группу. (Для  ремесленных предприятий - частная  фирма с числом занятости не  более 20 чел.)

    США

    - управляются независимыми собственниками;

    - не занимают доминирующего положения  на рынке.

    Франция

    законодательно  закреплено для ремесленных предприятий:

    - не более 10 наемных работников;

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в России