Предпринимательский доход и источники его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Под предпринимательским доходом понимается прибыль, приравненные к ней доходы или смешанный доход, определяемые за вычетом уплаченных предприятиями процентов и ренты и с добавлением полученных предприятием доходов от собственности.1

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 497.00 Кб (Скачать)

Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

 

 

 

 

1.2 Виды предпринимательской  деятельности

Учитывая, что  предпринимательская деятельность связана с осуществлением определенных функций, такую деятельность можно  охарактеризовать как процесс планирования, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли.

В соответствии со структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства:

1.производственная,  
2.коммерческая,  
3.финансовая  
4. сфера потребления.

 Другие  виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.  
В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самоокупаемость, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое в совокупности должно быть присуще экономической деятельности, чтобы ее можно было с полным основание назвать предпринимательской или бизнесом.       

Предпринимательская деятельность может осуществляться:

1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги;

2) путем производства  посреднических функций по продвижению  товара от продуцента к потребителю. 

В рамках такого разделения труда сформировалась типология  предпринимательской деятельности (Рисунок 1). 

 

 

 

 



 





 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Типология  предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность − это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая  основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее (Рисунок 2).12

Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.

Предпринимательство выступает  в качестве особого вида экономической  активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

В предпринимательстве  целесообразно рассматривать два основных элемента:

  • новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию (Таблица 3.);
  • действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции (Рисунок 3).

Результатом каждого  типа предпринимательской деятельности является достижение поставленных предпринимателем целей. В качестве основных целей предпринимательской деятельности могут выступать:

  • получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств;
  • удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона.

В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий  спектр. Например, в качестве целей  могут быть:

  • накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;
  • улучшение социальных условий сотрудникам организации;
  • оптимизация спроса покупателей на продукцию организации;
  • оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т.д.

 

Рис. 2.Общая  схема предпринимательской деятельности

 

 

 

Таблица 3

Классификация инновационной деятельности

Критерий

Виды инноваций

Распространенность

- единичные 
- диффузные

Место в производственном цикле

- сырьевые 
- продуктовые 
- обеспечивающие


 

Продолжение таблицы 3

Преемственность

- открывающие 
- отменяющие 
- замещающие 
- возвратные

Охват доли рынка

- локальные 
- системные

Потенциал и степень  новизны

- радикальные 
- совершенствующие 
- комбинированные

Сфера деятельности предпринимателя

- технологические (производственные) 
-  экономические (торговые)  
- социальные (управленческие)


 

Для достижения целей  определяются и решаются конкретные задачи предпринимательской деятельности в рамках текущей или перспективной политики предприятия. Политика организации определяет направление и методы осуществления предпринимательской деятельности, ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение организации в сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды.

Задачи предпринимательской  деятельности и их решение, способствующие достижению поставленных целей, можно  разделить на два направления. Первое направление − это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя, второе направление − это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.13

Достижение  роста прибыли, например, требует  решения комплекса таких задач, как:

− обеспечение процесса производства необходимыми факторами производства;

− поиск источников финансирования;

− анализ выживаемости предприятия в меняющихся условиях конкуренции;

− удовлетворение потребностей покупателей или клиентов;

− увеличение объема продаж; снижение численности работников; 

− разработка маркетинговых стратегий; выбор поставщика;

− выбор партнера по бизнесу;

− повышение ликвидности организации;

− разработка мероприятий по охране окружающей среды и т.д.

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему  не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеются три основных источника  получения прибыли:

  1. источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
  2. источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания коньюктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся коньюктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
  3. источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Экономическая сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса.

Субъектом новаторской  творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих  в рамках организации и выступающих  с инициативой по выпуску нового товара, реализации новых решений, новых подходов и т.п.

Взаимодействие предпринимателя  или его представителей соответствующих  служб с внешними организациями, партнерами, конкурентами, отдельными группами потребителей, поставщиками, местными и центральными органами власти, налоговыми органами, таможней и другими участниками предпринимательской деятельности требует соблюдения установленных форм, норм и правил сотрудничества.

 

 

 

 
Рис. 3 Действия предпринимателя  по разработке новшеств

 

Основным субъектом  предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий:

  1. С потребителем как основным его контрагентом.
  2. С государством, которое в различным ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.
  3. С наемными работниками.
  4. С партнерами по бизнесу.

Главной составляющей сотрудничества в сфере предпринимательства  является сделка, т.е. экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделка рассматривается как действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических или физических лиц в области предпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка − это любая договоренность между предпринимателями, в основе которой имеется коммерческий интерес.14 Результат сделки как процесса обмена − удовлетворение всех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей или получение в результате обмена ценностями пользы, выгоды.

Сделка считается заключенной  сразу же после подписания договора, содержание и форма которого зависят  от направления и формы сотрудничества партнеров.15

Основными направлениями  сотрудничества могут быть сфера  производства, сфера товарообмена, сфера торговли, сфера финансовых отношений.16

В сфере производственных отношений используются такие формы сотрудничества, как организация совместных предприятий; организация смешанных предприятий; производственная кооперация; лизинг; проектное финансирование; лицензирование; управление по контракту; подрядное производство и др.17

Основными формами сотрудничества в сфере товарообмена (встречная торговля) являются: бартер, бартерные операции; встречные поставки; коммерческая триангуляция (бартерные операции, в которых участвуют три стороны и более).18

В сфере торговли применяются следующие формы взаимоотношений: обычная сделка; форвардная сделка; сделка о передаче информации; сделка об установлении прямых производственных связей; сделка спот; сделка об экспорте товара; сделка об импорте товара.19

Взаимодействие предпринимателей в сфере финансовых отношений в основном сводится к факторингу и коммерческому трансферту в зависимости от сферы, в рамках которой осуществляются отношения предпринимателей (национальная, межнациональная или международная).20

Информация о работе Предпринимательский доход и источники его формирования