Доходы населения, их виды и источники формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:25, доклад

Краткое описание

За последние десятилетия в обществе произошли карди¬нальные изменения в представлении о целях образования и пу¬тях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пони-манию обучения как процесса подготовки обучающихся к ре¬альной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную по¬зицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Файлы: 1 файл

За последние десятилетия в обществе произошли карди.docx

— 25.04 Кб (Скачать)

    За  последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию  путём сознательного и активного  присвоения нового социального опыта.

    Способность обучающегося самостоятельно успешно  усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    В составе основных видов универсальных  учебных действий, соответствующих  ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

    Применительно к учебной деятельности следует  выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные  универсальные учебные  действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
 
  • оценка  — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные   универсальные   учебные   действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные  универсальные  учебные  действия

обеспечивают  социальную компетентность и учёт позиции  других людей, партнёров по общению  или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    В общей концепции перехода учителей и школ к ФГОС НОО указывается, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств возможно только в деятельности (Л.С. Выготский) и проходит через следующие этапы:

1 этап  – приобретение первичного опыта  выполнения действия и мотивация;

2 этап  – формирование нового способа  (алгоритма) действия, установление  первичных связей с имеющимися  способами;

3 этап  – тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция;

4 этап  – контроль.

    Этот  же путь обучающиеся должны пройти и при формировании универсальных  учебных умений и способностей, но изучаемые алгоритмы действий будут  носить уже не узко предметный, а  надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.

    Следовательно, для того чтобы сформировать у  обучающихся любое универсальное  учебное действие (УУД), каждый ученик должен пройти следующий путь, состоящий  из четырех этапов:

  1. вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
  2. основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД;
  3. далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;
  4. в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
 

Информация, приведённая в таблице № 1 для  урока открытия нового знания, подтверждает выше сказанное: использование технологии   деятельностного метода обучения на разных учебных предметах позволяет системно проводить каждого ученика через выполнение всего комплекса УУД и реализовать требования ФГОС к формированию метапредметных результатов образования. 
 

Таблица №1.

Универсальные учебные действия,

выполняемые учащимися на уроках открытия новых знаний 

Краткое описание этапов урока

открытия  нового знания в ТДМ

Перечень  УУД, выполняемых  учащимися на данных этапах
1. Мотивация (самоопределение)  к учебной деятельности
Данный  этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося  в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной  деятельности на уроке

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(К).)

2. Актуализация и  фиксирование индивидуального  затруднения в  пробном действии
На  данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– извлечение необходимой информации из текстов (П);

– использование  знаково-символических средств (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в  пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование  критериев для обоснования своего суждения (К).

3. Выявление места  и причины затруднения.
На  данном этапе учащиеся выявляют место  и причину затруднения. –анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– определение  основной и второстепенной информации (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

4. Построение проекта  выхода из затруднения.
На  данном этапе учащиеся в коммуникативной  форме обдумывают проект будущих  учебных действий:
  • ставят цель,
  • согласовывают тему урока,
  • выбирают способ,
  • строят план достижения цели;
  • определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим  процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего  диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских  методов.

самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

–анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели

(П);

– поиск  и выделение необходимой информации (П);

– выбор  наиболее эффективных способов решения  задач (П);

– планирование (П);

– прогнозирование (П);

5. Реализация построенного  проекта.
На  данном этапе учащиеся выдвигают  гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения  исходной задачи, вызвавшей

затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

– познавательная инициатива (Р);

– выдвижение гипотез и их обоснование (П);

– поиск  необходимой информации (П);

– самостоятельное  создание способов решения проблем  творческого и поискового характера  на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

рассуждений, доказательство (П);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

– выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– формулирование и аргументация своего мнения и позиции  в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

– использование  критериев для обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– разрешение конфликтов (К).

6. Первичное закрепление  с проговариванием  во внешней речи.
На  данном этапе учащиеся в форме  коммуникативного взаимодействия (в  парах, в группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма  решения вслух. – извлечение из текстов необходимой информации (П);

– моделирование  и преобразование моделей разных типов (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

– выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

7. Самостоятельная  работа с самопроверкой  по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая  с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы  действий, которые вызывают у них  затруднения и им предстоит их доработать. – выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование  критериев для обоснования своего суждения (К).

8. Включение в систему  знаний и повторение.
На  данном этапе выявляются границы  применимости нового знания и выполняются  задания, в которых новый способ действий предусматривается как  промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование  изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

– нравственно-этическое  оценивание усваиваемого содержания (Л);

– моделирование, преобразование модели (П);

– использование  знаково-символических средств (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– выведение  следствий (П);

– самостоятельное  создание алгоритмов деятельности (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

доказательство (П);

9.Рефлексия  учебной деятельности  на уроке.
На  данном этапе фиксируется новое  содержание, изученное на уроке, и  организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной  деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень  их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

– контроль и  оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

 

    Формирование  универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

    На  ступени начального общего образования  имеет особое значение обеспечение  при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. 

Информация о работе Доходы населения, их виды и источники формирования