Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:25, доклад
За последние десятилетия в обществе произошли карди¬нальные изменения в представлении о целях образования и пу¬тях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пони-манию обучения как процесса подготовки обучающихся к ре¬альной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную по¬зицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
За
последние десятилетия в
В
широком значении термин «универсальные
учебные действия» означает умение
учиться, т. е. способность субъекта
к саморазвитию и самосовершенствованию
путём сознательного и
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
Познавательные универсальные учебные действия
включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В общей концепции перехода учителей и школ к ФГОС НОО указывается, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств возможно только в деятельности (Л.С. Выготский) и проходит через следующие этапы:
1 этап
– приобретение первичного
2 этап – формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами;
3 этап – тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция;
4 этап – контроль.
Этот же путь обучающиеся должны пройти и при формировании универсальных учебных умений и способностей, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Следовательно,
для того чтобы сформировать у
обучающихся любое
Информация,
приведённая в таблице № 1 для
урока открытия нового знания, подтверждает
выше сказанное: использование технологии
деятельностного метода обучения на разных
учебных предметах позволяет системно
проводить каждого ученика через выполнение
всего комплекса УУД и реализовать требования
ФГОС к формированию метапредметных результатов
образования.
Таблица №1.
Универсальные учебные действия,
выполняемые
учащимися на уроках
открытия новых знаний
Краткое
описание этапов урока
открытия нового знания в ТДМ |
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | |
Данный
этап процесса обучения предполагает
осознанное вхождение учащегося
в пространство учебной деятельности.
С этой
целью на данном этапе организуется
мотивирование ученика к |
– самоопределение
(Л);
– смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | |
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. | – анализ, синтез,
сравнение, обобщение, аналогия, классификация,
сериация (П);
– извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование
критериев для обоснования |
3. Выявление места и причины затруднения. | |
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. | –анализ, синтез,
сравнение, обобщение, аналогия (П);
– определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | |
На
данном этапе учащиеся в коммуникативной
форме обдумывают проект будущих
учебных действий:
Этим
процессом руководит учитель: на
первых порах с помощью подводящего
диалога, затем – побуждающего диалога,
а затем и с помощью |
самоопределение
(Л);
– смыслообразование (Л); –анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск
и выделение необходимой – выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П); |
5. Реализация построенного проекта. | |
На
данном этапе учащиеся выдвигают
гипотезы и строят модели исходной
проблемной ситуации. Различные варианты,
предложенные учащимися, обсуждаются
и выбирается оптимальный вариант, который
фиксируется в языке вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение,
уточняется общий характер нового знания
и фиксируется преодоление |
– познавательная
инициатива (Р);
– выдвижение гипотез и их обоснование (П); – поиск необходимой информации (П); – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); рассуждений, доказательство (П); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование разных позиций (К); – использование
критериев для обоснования – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – разрешение конфликтов (К). |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, в группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | – извлечение из
текстов необходимой информации
(П);
– моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. | – выполнение действий
по алгоритму (П);
– доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – использование
критериев для обоснования |
8. Включение в систему знаний и повторение. | |
На
данном этапе выявляются границы
применимости нового знания и выполняются
задания, в которых новый способ
действий предусматривается как
промежуточный шаг.
Организуя
этот этап, учитель подбирает задания,
в которых тренируется |
– нравственно-этическое
оценивание усваиваемого содержания (Л);
– моделирование, преобразование модели (П); – использование знаково-символических средств (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выведение следствий (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – построение логической цепи рассуждений (П); доказательство (П); |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |
На
данном этапе фиксируется новое
содержание, изученное на уроке, и
организуется рефлексия и самооценка
учениками собственной учебной
деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. |
– контроль и
оценка процесса и результатов деятельности
(П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); |
Формирование
универсальных учебных
На
ступени начального общего образования
имеет особое значение обеспечение
при организации учебного процесса
сбалансированного развития у обучающихся
логического, наглядно-образного и знаково-символического
мышления, исключающее риск развития формализма
мышления, формирования псевдологического
мышления. Каждый учебный предмет в зависимости
от предметного содержания и релевантных
способов организации учебной деятельности
обучающихся раскрывает определённые
возможности для формирования универсальных
учебных действий.
Информация о работе Доходы населения, их виды и источники формирования