Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:15, реферат
Одним из основополагающих признаков человека в современном обществе является величина и способы получения им своего совокупного дохода. Доход в самом общем виде - это та сумма денег, которую мы зарабатываем или получаем в течение определенного времени (обычно 1 год).
Доходы населения
их виды и источники формирования.
Неравенство доходов. Кривая Лоренца
и коэффициент Джинни. Перераспределение
доходов.
Одним из основополагающих признаков человека в современном обществе является величина и способы получения им своего совокупного дохода. Доход в самом общем виде - это та сумма денег, которую мы зарабатываем или получаем в течение определенного времени (обычно 1 год). Величина дохода, оцениваемая в деньгах, представляет номинальный доход. Реальный доход - это сумма товаров и услуг, которые можно приобрести на денежные доходы. Различие между реальными и номинальными доходами образуется за счет инфляции, налогов и натуральных трансфертов.
На графике биссектриса OD делит квадрат пополам и характеризует полное равенство, т. е. каждой из 20 % группы населения принадлежит равная 20 % доля доходов страны. Такое распределение доходов ? идеальная возможность, но на практике она реализована быть не может. А если бы такое распределение доходов удалось осуществить, то это разрушило бы стимулы к труду как у предпринимателей, так и у работников, снизило бы эффективность производства.
В реальной жизни
доходы распределяются неравномерно,
что характеризуется кривой OBCD, которую
и называют кривой Лоренца. Чем дальше
кривая располагается от биссектрисы,
тем выше степень неравенства в распределении
доходов.
Итальянский экономист
К. Джини предложил количественную
оценку степени неравномерности
распределения доходов, вошедшую в
экономическую науку как
Он исчисляется отношением площади OBCD к площади треугольника ODE, т. е.
Чем больше величина
коэффициента Джини, тем выше степень
неравенства в доходах. Эта величина
может изменяться от 0 до 1, однако никогда
не может достигнуть этих крайних
показателей, ибо 0 означал бы полное
равенство, а 1 ? абсолютное неравенство.
Лоренца кривая,
кривая концентрации
(англ. Lorenz curve ) -
в статистическом анализе
Кривая, названная
его именем, наглядно показывает, насколько
фактич. распределение дохода отличается
от равномерного. Кривая строится в прямолинейной
системе координат, по осям к-рой отложены
кумулятивные распределения (накопленные
частоты объема совокупности) групп получателей
дохода (населения) и приходящейся на каждую
из них доли дохода общества, начиная с
получателей наименьшего дохода.
Точка на графике
показывает долю населения, получающую
данный процент дохода. Если распределение
дохода равномерное, точки лягут
на линию, выходящую из начала координат
под углом 45°. Степень отклонения
кривой, соединяющей полученные точки,
от этой линии абсолютного равенства указывает
на неравномерность распределения дохода
в обществе. В качестве измерителя степени
социального неравенства исполь-зуют
макроэкономический показатель - коэффициент
Докипи и др. характеристики. На рис. приведено
распределение общего объема денежных
доходов населения России в 1999 (начиная
с 1998 Госкомстат РФ применяет разбиение
по 20%-ным группам). Кривые концентрации
(локализации, дифференциации) применяют
для изучения неравномерности распределения
населения по величине среднедушевых
денежных доходов, прибыли по группам
предприятий, объема сделок на рынке ценных
бумаг по эмитентам и т.п.
2.3. Деятельность
государства по
Для государства
достижение социальной справедливости
за счет имеющихся в его распоряжении
средств и прежде всего за счет перераспределения
доходов является важнейшим направлением
деятельности (наряду с изменением в распределении
ресурсов для обеспечения эффективных
состояний).
Исходным пунктом
деятельности государства по перераспределению
доходов можно считать оценку состояний
экономики с точки зрения социальной справедливости.
Другими словами, возникает вопрос, как
сопоставить разные состояния экономики
по достижению большего или меньшего уровня
социальной справедливости.
Для соизмерения
справедливости различных распределений
благ между i-ми членами общества можно
использовать функцию общественного
благосостояния F как функцию от
индивидуальных полезностей Ui :
F = F(U1,…, Ui,…, Un).
Наибольшую известность
получили следующие принципы социальной
справедливости и соответствующие им
разновидности функции общественного
благосостояния.
1. Эгалитаристский
подход, предполагающий равное (уравнительное)
распределение благ между
U1 = U2 = … = Ui = …
= Un.
2. Утилитаристский
подход, максимизирующий общую
F = U1 + U2 + … + Ui
+… +Un .
При этом предполагается
соизмеримость, или возможность
определения всех индивидуальных полезностей
с помощью некоторого единого измерителя
и их взвешивание с единичными коэффициентами
(тем самым одинаковая значимость всех
полезностей с точки зрения вклада в общую
полезность).
3. Роулсианский
подход (названный по имени
F = min {U1,…,Ui,…,Un}.
Для измерения
степени неравенства в обществе
на практике используется целый ряд
методов, и одним из наиболее известных
считается кривая Лоренца, графически
представляющая информацию о распределении
дохода различных групп населения. Необходимые
для такого анализа исходные данные собираются
статистическими службами большинства
стран, что позволяет проводить международные,
межрегиональные и межвременные сопоставления
уровня неравенства. При этом используется
следующий стандартный прием. Все население
разбивается на равные по численности
группы, проранжированные по уровню дохода.
Для каждой группы населения приводятся
данные о получаемой доле совокупного
дохода.
Рассмотрим процесс
построения кривой Лоренца на основе
указанных исходных данных (см. рис.
8). По горизонтальной оси нарастающим
итогом откладывается доля населения,
начиная с групп с самым
низким доходом и переходя к группам
со все более высоким доходом,
вплоть до 100%. Затем на вертикальной оси
указывается доля дохода, который получает
процент населения, указанный на горизонтальной
оси.
Кривая Лоренца
показывает неравномерность распределения
совокупного дохода общества между
различными группами населения.
В самом деле,
форма данной кривой свидетельствует
об определенной степени равенства
в обществе. Например, ее удаление от
диагонали соответствует
При одновременной
оценке состояний с точек зрения
и экономической эффективности,
и социальной справедливости возникает
сложная проблема взаимосвязи указанных
двух критериев. Наблюдается обратная
(противоположная) зависимость между эффективностью
и равенством, т.е. большее равенство достигается
ценой снижения эффективности, и наоборот,
для повышения эффективности необходимо
(при прочих равных условиях) усилить неравенство
в распределении доходов. Например, расширение
программ пенсионного обеспечения способствует
увеличению равенства в обществе, однако
приводит к более раннему выходу на пенсию
и усилению бремени налогов, за счет которых
финансируются такие программы. Наоборот,
чтобы не подорвать стимулы к поиску работы,
величина пособий по безработице не должна
быть слишком высокой. Графически названную
зависимость можно представить с помощью
кривой взаимосвязи эффективности и равенства
TT (см. рис. 9).
Наличие такой
противоположной зависимости объясняется
значимостью экономического стимулирования
деятельности в условиях рыночной системы,
непосредственно связанного с распределением
доходов и в конечном счете приводящего
к росту эффективности. Попытки добиться
все более высокого уровня равенства в
распределении доходов приводят к подрыву
экономической заинтересованности в эффективном
использовании факторов производства.
Характеристика
экономики той или иной страны
по соотношению эффективности и
равенства и соответствующее положение
относительно кривой ТТ со временем может
изменяться. Предположим, что Россия в
начале 90-х годов находилась в состоянии,
близком к максимальному использованию
ресурсов (следовательно, эффективности)
при некотором, достаточно высоком, уровне
равенства в распределении доходов, т.е.
к кривой взаимосвязи эффективности и
равенства, например, в точке Е1 на рис.
9. Программы рыночных преобразований
предусматривали переход в точку Е3, характеризующуюся
существенно более высоким уровнем эффективности
и соответствующим ростом общественного
благосостояния. К сожалению, в начальный
период в связи с трудностями реформирования
экономики России существенное увеличение
неравенства не сопровождалось адекватной
системой мер по стимулированию экономического
роста и соответствующим заметным ростом
эффективности, соответственно, экономика
перешла из точки Е1 в точку Е2. Видимо,
менее болезненным с социальной точки
зрения и более продуктивным с точки зрения
эффективности был бы прямой переход к
состояниям типа Е3, пусть менее эффективным,
но более приемлемым с точки зрения социальной
справедливости и одновременно более
близким к кривой взаимосвязи эффективности
и равенства, соответствующей полному
использованию имеющихся возможностей.
Такая модель переходного процесса успешно
применяется, например, для реформирования
экономики Китая. В настоящее время в России
необходимо осуществлять переход не вдоль
кривой взаимосвязи эффективности и равенства,
а по направлению к данной кривой из точки
Е2 в закрашенную область, показывающую
улучшение состояний хотя бы по одному
из критериев или обоим одновременно.
Экономическая
теория. Социальная политика государства
Введение.
Наиболее масштабной
задачей социально
Существуют некоторые
проблемы, связанные с регулированием
и обеспечением социальной защиты населения.
В данной работе рассмотрены принципы
и направления социальной политики, а
также система социальной защиты в России.
Проблема охвата социальной защитой всех
слоев населения, обусловленная отсутствием
нормативно-законодательной базы и прочими
трудностями.
Необходимость
и сущность социальной политики государства
В любой хозяйственной
системе общество сталкивается с
необходимостью решения трех задач:
что, как и для кого производить. Говоря
о социальной политике государства, мы
подразумеваем действия правительства,
направленные на распределение и перераспределение
доходов различных членов и групп общества.
Так можно определить социальную политику
в узком смысле слова. В широком смысле
социальная политика - это одно из направлений
макроэкономического регулирования, призванное
обеспечить социальную стабильность общества
и создать, насколько это возможно, одинаковые
“стартовые условия” для граждан страны.
1
Социально ориентированная
рыночная экономика предполагает значительную
деятельность государства в решении социальных
проблем. Это связано с тем, что рыночная
экономика не гарантирует трудящимся
право на труд, стандартное образование,
не обеспечивает социальную защиту инвалидов,
малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает
необходимость вмешательства государства
в сферу распределения дохода путем проведения
социальной политики. Осуществляется
перераспределение национального дохода
через бюджет, государство реализует систему
социальных программ. Система социальных
программ сформировалась в развитых странах
после второй Мировой войны и получила
название “государства благосостояния”
.
В социальной сфере
господствующее положение занимает
государственный сектор (в отличие
от экономики, где главные функции выполняют
рыночные структуры) . В зависимости от
величины государственного сектора в
той или иной стране социальная политика
имеет свои особенности. На практике это
выражается в разных масштабах социальной
политики государства. Расширенная социальная
политика означает общедоступность социальных
программ, универсальность социальных
выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной
деятельности государства. Ограничительная
социальная политика означает сведение
ее к минимуму, к функции дополнять традиционные
институты социальной сферы.
Социальная политика
призвана гарантировать населению
минимальный доход; социально защищать
население от болезней, инвалидности,
безработицы, старости. При этом обеспечение
государством минимальных условий жизни
касается только тех, кто не может это
сделать самостоятельно.
Информация о работе Доходы населения их виды и источники формирования