Доходы населения их виды и источники формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:15, реферат

Краткое описание

Одним из основополагающих признаков человека в современном обществе является величина и способы получения им своего совокупного дохода. Доход в самом общем виде - это та сумма денег, которую мы зарабатываем или получаем в течение определенного времени (обычно 1 год).

Файлы: 1 файл

кривая лоренца.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

Доходы населения  их виды и источники формирования. Неравенство доходов. Кривая Лоренца  и коэффициент Джинни. Перераспределение  доходов. 

Одним из основополагающих признаков человека в современном  обществе является величина и способы  получения им своего совокупного дохода. Доход в самом общем виде - это та сумма денег, которую мы зарабатываем или получаем в течение определенного времени (обычно 1 год). Величина дохода, оцениваемая в деньгах, представляет номинальный доход. Реальный доход - это сумма товаров и услуг, которые можно приобрести на денежные доходы. Различие между реальными и номинальными доходами образуется за счет инфляции, налогов и натуральных трансфертов.

На графике  биссектриса OD делит квадрат пополам  и характеризует полное равенство, т. е. каждой из 20 % группы населения принадлежит равная 20 % доля доходов страны. Такое распределение доходов ? идеальная возможность, но на практике она реализована быть не может. А если бы такое распределение доходов удалось осуществить, то это разрушило бы стимулы к труду как у предпринимателей, так и у работников, снизило бы эффективность производства.

В реальной жизни  доходы распределяются неравномерно, что характеризуется кривой OBCD, которую  и называют кривой Лоренца. Чем дальше кривая располагается от биссектрисы, тем выше степень неравенства в распределении доходов. 

Итальянский экономист  К. Джини предложил количественную оценку степени неравномерности  распределения доходов, вошедшую в  экономическую науку как коэффициент  Джини.

Он исчисляется  отношением площади OBCD к площади треугольника ODE, т. е.

Чем больше величина коэффициента Джини, тем выше степень  неравенства в доходах. Эта величина может изменяться от 0 до 1, однако никогда  не может достигнуть этих крайних  показателей, ибо 0 означал бы полное равенство, а 1 ? абсолютное неравенство. 
 

Лоренца кривая, кривая концентрации 
 

(англ. Lorenz curve ) - в статистическом анализе способ  оценки степени концентрации  изучаемого признака по единицам  совокупности или оценки неравномерности  его распределения. Впервые графич. интерпретацию неравномерности распределения дохода в обществе предложил амер. экономист и статистик Макс Лоренц (1876-1959).  

Кривая, названная  его именем, наглядно показывает, насколько  фактич. распределение дохода отличается от равномерного. Кривая строится в прямолинейной системе координат, по осям к-рой отложены кумулятивные распределения (накопленные частоты объема совокупности) групп получателей дохода (населения) и приходящейся на каждую из них доли дохода общества, начиная с получателей наименьшего дохода.  

Точка на графике  показывает долю населения, получающую данный процент дохода. Если распределение  дохода равномерное, точки лягут  на линию, выходящую из начала координат  под углом 45°. Степень отклонения кривой, соединяющей полученные точки, от этой линии абсолютного равенства указывает на неравномерность распределения дохода в обществе. В качестве измерителя степени социального неравенства исполь-зуют макроэкономический показатель - коэффициент Докипи и др. характеристики. На рис. приведено распределение общего объема денежных доходов населения России в 1999 (начиная с 1998 Госкомстат РФ применяет разбиение по 20%-ным группам). Кривые концентрации (локализации, дифференциации) применяют для изучения неравномерности распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов, прибыли по группам предприятий, объема сделок на рынке ценных бумаг по эмитентам и т.п. 
 

2.3. Деятельность  государства по перераспределению  доходов 

Для государства  достижение социальной справедливости за счет имеющихся в его распоряжении средств и прежде всего за счет перераспределения доходов является важнейшим направлением деятельности (наряду с изменением в распределении ресурсов для обеспечения эффективных состояний).  

Исходным пунктом  деятельности государства по перераспределению доходов можно считать оценку состояний экономики с точки зрения социальной справедливости. Другими словами, возникает вопрос, как сопоставить разные состояния экономики по достижению большего или меньшего уровня социальной справедливости. 

Для соизмерения  справедливости различных распределений  благ между i-ми членами общества можно  использовать функцию общественного  благосостояния F как функцию от индивидуальных полезностей Ui : 

F = F(U1,…, Ui,…, Un). 

Наибольшую известность  получили следующие принципы социальной справедливости и соответствующие им разновидности функции общественного благосостояния. 

1. Эгалитаристский  подход, предполагающий равное (уравнительное)  распределение благ между членами  общества: 

U1 = U2 = … = Ui = … = Un. 

2. Утилитаристский  подход, максимизирующий общую суммарную  полезность всех членов общества: 

F = U1 + U2 + … + Ui +… +Un . 

При этом предполагается соизмеримость, или возможность  определения всех индивидуальных полезностей  с помощью некоторого единого измерителя и их взвешивание с единичными коэффициентами (тем самым одинаковая значимость всех полезностей с точки зрения вклада в общую полезность).  

3. Роулсианский  подход (названный по имени современного  философа, автора “теории справедливости”  Дж.Роулза), максимизирующий полезность наименее обеспеченных членов общества: 

F = min {U1,…,Ui,…,Un}. 

Для измерения  степени неравенства в обществе на практике используется целый ряд  методов, и одним из наиболее известных  считается кривая Лоренца, графически представляющая информацию о распределении дохода различных групп населения. Необходимые для такого анализа исходные данные собираются статистическими службами большинства стран, что позволяет проводить международные, межрегиональные и межвременные сопоставления уровня неравенства. При этом используется следующий стандартный прием. Все население разбивается на равные по численности группы, проранжированные по уровню дохода. Для каждой группы населения приводятся данные о получаемой доле совокупного дохода. 

Рассмотрим процесс  построения кривой Лоренца на основе указанных исходных данных (см. рис. 8). По горизонтальной оси нарастающим  итогом откладывается доля населения, начиная с групп с самым  низким доходом и переходя к группам  со все более высоким доходом, вплоть до 100%. Затем на вертикальной оси указывается доля дохода, который получает процент населения, указанный на горизонтальной оси.  

 

Кривая Лоренца  показывает неравномерность распределения  совокупного дохода общества между  различными группами населения. 

В самом деле, форма данной кривой свидетельствует  об определенной степени равенства  в обществе. Например, ее удаление от диагонали соответствует увеличению неравномерности в распределении  дохода, а приближение к диагонали, наоборот, достижению большего равенства. Совпадение с диагональю означает абсолютное равенство в распределении доходов, а положение прямого угла ОВС - абсолютное неравенство. Количественным показателем уровня неравномерности распределения дохода является коэффициент Джини, или коэффициент концентрации. Он определяется как отношение площади между кривой Лоренца и диагональю к площади треугольника ОВС, т.е. устанавливает степень отклонения фактического распределения доходов от равномерного. В развитых европейских странах в 1992 г. он составлял около 30% и выше, в США - 47%, в России - 29% и увеличился к 1995 г. до 38%. 

При одновременной  оценке состояний с точек зрения и экономической эффективности, и социальной справедливости возникает  сложная проблема взаимосвязи указанных  двух критериев. Наблюдается обратная (противоположная) зависимость между эффективностью и равенством, т.е. большее равенство достигается ценой снижения эффективности, и наоборот, для повышения эффективности необходимо (при прочих равных условиях) усилить неравенство в распределении доходов. Например, расширение программ пенсионного обеспечения способствует увеличению равенства в обществе, однако приводит к более раннему выходу на пенсию и усилению бремени налогов, за счет которых финансируются такие программы. Наоборот, чтобы не подорвать стимулы к поиску работы, величина пособий по безработице не должна быть слишком высокой. Графически названную зависимость можно представить с помощью кривой взаимосвязи эффективности и равенства TT (см. рис. 9).  
 

Наличие такой  противоположной зависимости объясняется значимостью экономического стимулирования деятельности в условиях рыночной системы, непосредственно связанного с распределением доходов и в конечном счете приводящего к росту эффективности. Попытки добиться все более высокого уровня равенства в распределении доходов приводят к подрыву экономической заинтересованности в эффективном использовании факторов производства.  

Характеристика  экономики той или иной страны по соотношению эффективности и  равенства и соответствующее положение относительно кривой ТТ со временем может изменяться. Предположим, что Россия в начале 90-х годов находилась в состоянии, близком к максимальному использованию ресурсов (следовательно, эффективности) при некотором, достаточно высоком, уровне равенства в распределении доходов, т.е. к кривой взаимосвязи эффективности и равенства, например, в точке Е1 на рис. 9. Программы рыночных преобразований предусматривали переход в точку Е3, характеризующуюся существенно более высоким уровнем эффективности и соответствующим ростом общественного благосостояния. К сожалению, в начальный период в связи с трудностями реформирования экономики России существенное увеличение неравенства не сопровождалось адекватной системой мер по стимулированию экономического роста и соответствующим заметным ростом эффективности, соответственно, экономика перешла из точки Е1 в точку Е2. Видимо, менее болезненным с социальной точки зрения и более продуктивным с точки зрения эффективности был бы прямой переход к состояниям типа Е3, пусть менее эффективным, но более приемлемым с точки зрения социальной справедливости и одновременно более близким к кривой взаимосвязи эффективности и равенства, соответствующей полному использованию имеющихся возможностей. Такая модель переходного процесса успешно применяется, например, для реформирования экономики Китая. В настоящее время в России необходимо осуществлять переход не вдоль кривой взаимосвязи эффективности и равенства, а по направлению к данной кривой из точки Е2 в закрашенную область, показывающую улучшение состояний хотя бы по одному из критериев или обоим одновременно. 
 

Экономическая теория. Социальная политика государства  

   

Введение.  

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся  рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.  

Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием и обеспечением социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены принципы и направления социальной политики, а также система социальной защиты в России. Проблема охвата социальной защитой всех слоев населения, обусловленная отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями.  

Необходимость и сущность социальной политики государства  

В любой хозяйственной  системе общество сталкивается с  необходимостью решения трех задач: что, как и для кого производить. Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны. 1  

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах после второй Мировой войны и получила название “государства благосостояния” .  

В социальной сфере  господствующее положение занимает государственный сектор (в отличие от экономики, где главные функции выполняют рыночные структуры) . В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.  

Социальная политика призвана гарантировать населению  минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение  государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.  

Информация о работе Доходы населения их виды и источники формирования