Доходы населения их виды и источники формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 00:15, реферат

Краткое описание

Одним из основополагающих признаков человека в современном обществе является величина и способы получения им своего совокупного дохода. Доход в самом общем виде - это та сумма денег, которую мы зарабатываем или получаем в течение определенного времени (обычно 1 год).

Файлы: 1 файл

кривая лоренца.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

Социальная политика государства реализуется через  механизм государственных программ социального обеспечения и системы  социальных услуг.  

Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.  

Источником фонда  социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также  отчисления фирм и государства. Соотношение  между этими источниками финансирования социального страхования в различных странах различно. Например, во Франции доля взносов застрахованных работников составляет в фонде социального страхования 22 %, предприятий – 59 %, государства – 17 %.  

Другая часть  государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Оно финансируется из налоговых поступлений государства и направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам) .  

Социальная защита населения в странах рыночной экономики достигает значительных размеров. Так в США расход на социальное страхование составляет 40 % федерального бюджета, а на вспомоществование – 16 % Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.  

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам) .  

Наилучшим образом  социальную политику государства в  рыночных условиях отражает так называемая “шведская модель благосостояния” “Шведская модель” это система взаимосвязанных принципов, предусматривающая одновременность их реализации. Занятость, социальное обеспечение, образование, культура, сектор государственных услуг, высокий уровень организации трудящихся в профсоюзы, их роль в решении ряда экономических проблем – все это компоненты одновременного действия.  

Перестройка социальной политики идет по нескольким направлениям. Сокращаются расходы на социальные нужды, увеличивается платность  социальных услуг, повышаются требования для получения социальных пособий. Компенсационные выплаты за потерю работы все больше заменяются профессиональной подготовкой рабочей силы, происходит разгосударствление предприятий сферы социальных услуг путем частичной продажи государственной собственности и развития частного сектора в отраслях социальной инфраструктуры.  

Главное звено  в социальной политике государства  занимает политика формирования доходов  населения. Понятие “доход” представляет собой показатель результатов экономической деятельности. Экономическая литература использует понятие “доход” 1 как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.  

Уровень доходов  членов общества является важнейшим  показателем их благосостояния, так  как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания  здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.  

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.  

Номинальный доход /NI/ — количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного  периода: Располагаемый доход /DI/ —  доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.  

Реальный доход /RI/ — представляет собой количество товаров и услуг, которое можно  купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен. Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот, поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.  

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в  порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда) , составляют решающую часть доходов этой группы населения: заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствую о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.  

Существенное  влияние на формирование доходов  населения оказывают выплаты  по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице) .  

Соотношение в  доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.  

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.  

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:  

1) выплат по  государственному страхованию;  

2) банковских  ссуд на индивидуальное жилищное  строительство, хозяйственное обзаведение  молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство) ;  

3) процентов  по вкладам в сберегательных  кассах, начисляемых по итогам  года;  

4) доходов от  увеличения стоимости акций, облигаций,  выигрышей и погашении по займам;  

5) выигрышей  по лотереям;  

6) временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;  

7) выплат различного  рода компенсаций (увечья, ущерб  и пр.) .  

Прочие денежные поступления включают выручку населения  от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.  

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.  

Обратимся к  конкретным примерам неравенства в  распределении доходов: какова пропасть между богатыми и бедными? Как  измерить неравенство в распределении  доходов?  

Одним из наиболее известных способов измерения этого  неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американскою экономиста и статистика Макса Лоренца. Кривая Лоренца отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. (Рис 1) По горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали - проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20 % населения получали бы 20 % от всего совокупного дохода общества, 40 % населения — соответственно 40 % дохода, 80 % населения — 80 % дохода и т.д. Следовательно, линия ОЕ показывает абсолютное равенство в распределении доходов.  

Абсолютное неравенство  означает, что и 20 %, и 40 %, и 60 %, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100 % всего дохода. Ломаная линия ОЕ — это линия абсолютного неравенства.  

  

В реальности фактическое  распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.  

Если площадь  заштрихованного Рис. 1 Кривая Лоренца  участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение: Т G = --------- OFE где G — показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.  

На рис. 2 приведены  различные кривые Лоренца для России на 1997 г., отражающие распределение доходов от собственности, предпринимательских доходов, доходов от труда (заработная плата) и т.д.  

  

Рис. 2 Кривые Лоренца  для России Больше всего приближается к линии абсолютною равенства  кривая Лоренца, отражающая распределение доходов с учетом трансфертных выплат, а далее всего от нее находится кривая, демонстрирующая распределение доходов от собственности.  

Рассмотрим динамику коэффициента Джини в России. Так, в СССР в 1991 г. он составлял 0,260, а в 1993 г., после одного года радикальных экономических преобразований, уже 0,496. В 1997 г., по данным Института экономических проблем переходного периода, он снизился, составив величину 0,370.  

Для сравнения  коэффициент Джини составлял  в Японии -0,270; Швеции - 0,291; США 0,329; Бразилии - 0,565; Великобритании -0,297; Германии - 0,250.  

В связи с  переходом России к рыночной экономике  механизм распределения ресурсов и  доходов сопровождается большей  дифференциацией доходов населения, чего не наблюдается в период социалистического хозяйства. При этом не учитываются доходы, не декларируемые субъектами теневой экономики и просто граждан. Следовательно, в переходной экономике России коэффициент Джини может оказаться еще большей величиной по сравнению с официальными цифрами. Периоды экономических потрясений, высокой инфляции и т.п. сопровождаются усилением разрыва в доходах различных групп населения. Так, в России (сентябрь 1997 г.) на долю 10 % наиболее обеспеченной группы населения приходилось 31 % денежных доходов, а на долю 10 % наименее обеспеченной 2,5 %. Таким образом, разрыв в доходах этих групп составил 12,5 раз. В сентябре 1998 г. этот разрыв составил 13,5 раз. Обратим особое внимание на неравномерность коэффициента по различным регионам и отдельным крупнейшим промышлснно-финансовым центрам. В 1997 г. он составил в Дальневосточном экономическом районе 16,4; Центрально-Черноземном районе 6,4; в Москве 15,9 раз.  

Но почему вообще существует неравенство в доходах? Ведь в демократических странах  принято говорить о равенстве возможностей, которые должны обеспечиваться соответствующими институтами рыночной экономики. Отметим самые важнейшие факторы и причины неравенства.  

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, гак и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в виду) , человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.  

Информация о работе Доходы населения их виды и источники формирования