Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 14:27, курсовая работа
Транспорт удолетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещение. Производственный транспорт промышленных предприятий, который обычно называют «промышленный транспорт», осуществляет перемещение предметов и продуктов труда на производственном объекте. Промышленный транспорт является важнейшим звеном любого производства, его неотъемлемой частью. Согласно статистике, примерно четвертая часть всех рабочих занята на производственном транспорте предприятий.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Промышленный транспорт…………………………………………………...4
2. Функционированиее промышленного транспорта………………………...10
3. Транспорт……………………………………………………………………..12
4. Виды промышленного транспорта, их функции и сферы рационального использования…………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………………29
Изучение спроса на транспортные услуги свидетельствует, что одним из главных требований клиентов к работе транспорта является своевременность отправки и доставки грузов. Связано это со стремлением большинства грузовладельцев к сокращению запасов как в сфере производства, так и в сфере обращения, поскольку их затраты на содержание запасов составляют по ряду отраслей 20% и более от стоимости выпускаемой продукции. Отсутствие гарантии своевременной доставки или отправки требуемого груза, возможность отказа или неоднократного откладывания заявки на перевозку были характерными особенностями сложившейся у нас в стране системы работы транспорта. В целом доставка продукции распадается на ряд последовательных конкретных отдельных этапов, зачастую не связанных между собой и выполняемых разными подразделениями. Поэтому оптимизация такой пространственно-временной системы представляет собой достаточно сложную задачу. Транспортное обслуживание и его характер во многом определяет спрос на перевозки. Спрос носит локальный характер и на его количественные и качественные характеристики влияет покупательная способность, существующая в данном конкретном месте, так как в зависимости от нее изменяется спрос.
Что касается предложения, то оно практически всегда рассредоточено, а, следовательно, в количественном и качественном отношении меняется в зависимости от наличия или отсутствия возможностей для получения прибылей (или удовлетворение потребностей) на местном рынке. Успешно решается задача по созданию высокоэффективной единой транспортной системы страны, которая полностью удовлетворит потребности населения и народного хозяйства в перевозках (см. табл. 1).
Табл. 1. — Показатели развития транспорта общего пользования в ССС
Виды транспорта |
Протяжённость сети, тыс.км. |
Грузооборот, млрд. т∙км |
Пассажиро-оборот,млрд. пасс.∙км |
Себестоимость перевозки грузов1, коп/10 т∙км | ||||
Железнодорожный Автомобильный Морской Речной Воздушный Нефтепроводный Газопроводный |
1950 |
1975 |
1950 |
1975 |
1950 |
1975 |
1950 |
1975 |
116,9 177,32 - 130,2 300,5 5,4 2,3 |
138,3 660,52 - 145,4 827,0 56,9 99,2 |
602,3 0,1 39,7 46,2 0,14 4,9 1,54 |
3236,5 337,4 736,2 221,7 2,59 665,8 279,44 |
88,0 5,23 1,2 2,7 1,2 - - |
312,5 303,63 2,1 6,3 122,6 - - |
4,861 73,56 3,47 3,75
2,29 - |
2,478 50,51 1,98 2,59
0,84 - |
1. В ценах соответствующих лет.
2. Все дороги с твёрдым покрытием.
3. Перевозки автобусами общего пользования.
4. Подача товарного газа, млрд. м3
4. Виды промышленного транспорта, их функции и сферы рационального использования
1.Железнодорожный транспорт, вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или мотор-вагонной тяги. Современный ж.-д. транспорт - результат длительного процесса развития сети железных дорог и усовершенствования отдельных их элементов: пути, станции, вагонов, средств тяги, сигнализации, связи и др. Возникновение ж.-д. транспорта тесно связано с развитием крупной промышленности, особенно горнодобывающей и металлургической. С развитием капитализма в конце 18 - начале 19 вв. существенно изменилась структура грузооборота, возникла потребность в массовых перевозках железной руды, угля, лесных и строительных материалов и др. «Жел. дороги, - указывал В. И. Ленин,- это итоги самых главных отраслей капиталистической промышленности, каменноугольной и железоделательной, итоги - и наиболее наглядные показатели развития мировой торговли...»
Первой в мире ж. д. общего пользования с паровой тягой была линия Стоктон - Дарлингтон (21 км, Англия), построенная Дж. Стефенсоном в 1825. В 30-х гг. появились ж. д. в Австрии, Германии, Бельгии, Франции и др. В 1830 была открыта первая железная дорога в США. Россия также была в числе первых стран, начавших строительство железных дорог (1837). Скорость доставки грузов по ж. д. примерно вдвое выше, чем речным и трубопроводным транспортом, но ниже, чем автотранспортом и тем более авиатранспортом. Скорость доставки грузов, например по ж. д. СССР, составляет (с учётом всех видов простоя вагонов в пути следования) около 240-320 км/сут, или 10-12 км/ч (1970). Приблизительно такая же скорость доставки грузов и в большинстве зарубежных стран. Скорость движения пассажирских поездов (не считая экспрессов) близка к скорости движения современных автобусов. Огромна провозная способность ж. д. - от нескольких миллионов тонн грузов в год (по однопутной линии) до сотен миллионов тонн в каждую сторону (по двухпутной линии). Ж.-д. перевозки осуществляются регулярно в любое время года и суток.
2.Автомобильный транспорт, вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Основные сферы всё более расширяющегося целесообразного применения Автомобильный транспорт — развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, перевозки грузов для торговли и строительства. На дальние расстояния Автомобильный транспорт перевозит скоропортящиеся, особо ценные, требующие быстрой доставки, неудобные для перегрузки другими видами транспорта грузы. Ныне без Автомобильный транспорт невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.
Автомобильный транспорт начал развиваться с 20 в. по мере роста производства автомобилей и строительства автодорог. В 1900 во всём мире было 11 тыс. автомобилей, 1826 тыс. в 1914, 10922 тыс. в 1921, 46 057 тыс. в 1940, 70 388 тыс. в 1950, 126 955 тыс. в 1960, 177 902 тыс. в 1965. В 1970 будет, предположительно, около 230 млн. автомобилей. В 1968 в мире было произведено свыше 15 млн. автомобилей. Если в 19 в. железнодорожный транспорт, вытеснив внутренний водный и гужевой транспорт, был наиболее распространённым видом транспорта, то в 20 в. быстро развивающийся автомобильный транспорт стал оттеснять железнодорожный. Доля автомобильного транспорта с 1913 по 1965 возросла (во внутреннем грузообороте) во всём мире с 0,2% до 17,1%, а железнодорожного транспорта соответственно уменьшилась с 72,9% до 50,7%. Развитие автомобільного транспорта в капиталистических странах происходит в конкурентной борьбе с другими видами транспорта, особенно с железнодорожным, и осуществляется (несмотря на принятые некоторыми государствами ограничительные меры) более высокими темпами по сравнению с другими видами транспорта.
Объём перевозок грузов автомобильным транспортом в 1964 во всём мире превысил 53 млрд.т, а грузооборот — 1370 млрд.т.км, на долю экономически развитых капиталистических стран приходилось 77,9% грузооборота.
Табл. 1. — Рост мирового грузооборота автомобильного транспорта (без социалистических стран, млрд. т км)
1950 |
1960 |
1965 | ||||
Всего |
В т. ч. междугородный |
Всего |
В т. ч. междугородный |
Всего |
В т. ч. междугородный | |
Европа |
87 |
77 |
210 |
187 |
285 |
255 |
Азия |
10 |
6 |
43 |
30 |
97 |
55 |
Африка |
8 |
4 |
18 |
10 |
29 |
16 |
Сев. Америка |
353 |
264 |
587 |
455 |
752 |
596 |
Лат. Америка |
16 |
13 |
50 |
40 |
78 |
56 |
Австралия и Океания |
20 |
11 |
38 |
24 |
48 |
34 |
Всего |
494 |
375 |
946 |
746 |
1289 |
1012 |
Концентрация автомобилей в крупных транспортных предприятиях сделала возможным не только увеличивать долю участия Автомобильный транспорт в перевозках, но и постоянно совершенствовать транспортный процесс, вводить прогрессивные методы перевозок (централизованные по системе тяговых «плеч», широкое применение контейнеров, поддонов и т. п.), улучшать транспортно-экспедиционное обслуживание, сокращать нерациональные перевозки, организовывать прямые перевозки грузов от производителя к потребителю.
Табл. 2. — Перевозки грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот автомобильного транспорта СССР
Единица измерения |
1913 |
1928 |
1940 |
1950 |
1960 |
1967 | |
Перевозки грузов |
млн. т |
10,0 |
20,0 |
858,6 |
1859,6 |
8492,7 |
11947,0 |
Грузооборот |
млрд. т · км |
0,1 |
0,2 |
8,9 |
20,1 |
98,5 |
170,2 |
Перевозки пассажиров (автобусы) |
млн. чел. |
— |
— |
590 |
1053 |
11316 |
22013 |
Пассажира- оборот (автобусы) |
млрд. пассажира - километров |
— |
— |
3,4 |
5,2 |
61,0 |
153,0 |
3. Морской транспорт, вид транспортной сферы материального производства; осуществляет перевозки грузов и пассажиров судами. Морской транспорт широко применяется для международных и внутренних (каботажных) перевозок.
История развития морского транспорта восходит примерно к 6—4-му тыс. до н. э., когда у человека появилась необходимость в изучении и освоении морей. Первые морские суда были гребными, имевшими в качестве движителя вёсла. Около 3 тыс. лет до н. э. был изобретён парус, ставший на многие столетия главным движителем судов. С 3 в. до н. э. по 5 в. н. э. большие размеры приобретает морская торговля средиземноморских стран с Индией и Китаем. Племена, населявшие территорию СССР, стали ходить водным путём из Балтийского в Чёрное море. К 9 в. восточные славяне освоили водные пути по Чёрному и Каспийскому морям, поморские славяне совершали рейсы в Англию, а южные — по Средиземному морю. В начале 17 в. русские моряки начали исследовать и осваивать побережье Северного Ледовитого океана, а в середине того же века — побережье Охотского и других дальневосточных морей. Особенно быстро развивался морской транспорт в России в конце 17 и начале 18 вв. в связи с преобразованиями Петра I. Оживилась торговля с Западом через Архангельск; с основанием Петербурга (1703) центр торговли переместился на Балтийское море. Начало развиваться торговое мореплавание и на Чёрном море, где были сооружены важные порты — Херсон (1778), Севастополь (1784), Одесса (1794). В 19 в. появились пароходы, вытеснившие парусные суда. В начале 20 в. построены первые в мире теплоходы, сначала речные («Вандал», 1903, и др.), а потом и морские («Дело», 1908, и др.); транспортные суда специализировались для перевозки руды, леса, скоропортящихся грузов, нефти и т. д. Однако в целом морской транспорт дореволюционной России был слабо развит. Каботажных перевозок было мало, экспортно-импортные перевозки осуществлялись главным образом на иностранных судах. К морскому транспорту относятся также многочисленные и разнообразные по типам и конструкции суда служебно-вспомогательного и технического флота, используемые для буксировочных, аварийно-спасательных, дноуглубительных, ледокольных и др. работ, связанных с обеспечением судоходства. В этой категории судов особое место занимают ледоколы. Крупнейшим в мире ледокольным флотом располагает СССР. Самый мощный ледокол и первый атомоход в мире — «Ленин» (1959) с эффективной мощностью на валах 32,3 Мвт (44 тыс. л. с.). В СССР строится (1974) новый атомоход «Арктика» с эффективной мощностью 55 Мвт (75 тыс. л. с.). Ледокольный флот имеют также Канада, Швеция, Финляндия, Дания и США.
Морской транспорт включает: порты — транспортные узлы, где происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой и осуществляется обслуживание флота; судоремонтные предприятия, оснащенные судоподъёмными средствами (доки, слипы, эллинги); устройства связи, сигнализации и др. На 1 января 1973 насчитывалось свыше 7000 морских портов, в том числе более 500 с грузооборотом свыше 1 млн. т в год. Общий объём грузов, погруженных и выгруженных в портах мира, увеличился с 3350 млн. т в 1965 до 5349 млн. т в 1971, в том числе в портах промышленно развитых капиталистических стран — соответственно с 1835 до 2894 млн. т, развивающихся стран — с 1339 до 2193 млн. т, социалистических стран — со 176 до 262 млн. т.