Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является: проанализировать коммерческую деятельность предприятия и направления ее совершенствования на примере конкретного магазина. Исходя из вышесказанного, задачами данной курсовой работы являются: изучение вопросов организации предпринимательской деятельности предприятия; проведение анализа предпринимательской деятельности предприятия на примере компьютерного магазина «ОФИСКОМП»; найти возможные пути совершенствования предпринимательской деятельности.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………. 5
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности………….……….....5
1.2 Цели, задачи и функции коммерческой деятельности……………..…..12
1.3 Организация коммерческой деятельности …………………………....16
Глава 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КОМПЬТЕРНОГО МАГАЗИНА «ОФИСКОМП» …………………………………………………………………….19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………19
2.2 Анализ коммерческой деятельности предприятия………..…………...28
2.3 Пути совершенствования предпринимательской деятельности.……..35
Заключение……………………………………………………………………..………………....38
Список использованных источников…………………………………………………….....41
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КОМПЬТЕРНОГО МАГАЗИНА «ОФИСКОМП»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Индивидуальный предприниматель Салимов Альберт Адгамович начал свою деятельность в 2010 году, с момента получения Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2015 г. В соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидирована в соответствии с действующим законодательством.
Местом нахождения и почтовым адресом общества является: Российская Федерация, Республика Башкортостан, Бакалинский р-н, с.Бакалы ул.Мостовая,2. В магазине реализуются компьютерная техника и их комплектующие. Режим работы магазина. Часы работы: с 9.00 до 18.00 часов, с перерывом на обед с 13.00 до 13.30 часов, в субботу с 10.00 до 18.00 часов. С таким же перерывом на обед. Выходной- в воскресенье. Магазин в ночное время остается под сигнализацией. Ассортимент товаров в магазине регулярно пополняется и расширяется. Основные посетители в магазине – это жители района.
Организация создана для удовлетворения потребностей населения в непродовольственных товаров, рост материального благосостояния своих сотрудников, обеспечения занятости населения, увеличения поступлений в местный бюджет и получение прибыли. Организация занимается закупкой и доставкой непродовольственных товаров, а именно компьютерной техники.
Организационная структура ИП Салимова А.А. является довольно простой в связи с малыми ее размерами и необходимым количеством сотрудников.
В организации работает 4 человека, а именно: директор, бухгалтер, администратор, продавец – консультант (Рисунок 1).
Рисунок 1- Организационная структура магазина «ОФИСКОМП»
Организация действует на основе Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2015 г.
Работу организации магазина «ОФИСКОМП» можно описать следующим образом: Руководитель организации директор − в обязанности директора входят представительские функции и функции контроля за деятельностью своих подчинённых. Все сделки осуществляются директором. Главный бухгалтер − лицо, которое ведёт бухгалтерский учёт в магазине «ОФИСКОМП». Администратор - специалист по управлению обращением товаров, организует работу в магазине, руководит производственной деятельностью групп сотрудников магазина. Продавцы-консультанты – должностные лица продающие продукцию, отвечающие за порядок в торговом зале, выкладку и учёт продукции. В магазине «ОФИСКОМП» используется линейная организационная структура. Достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична. Стиль руководства – это обычная манера поведения руководителя, который оказывает влияние на подчинённых, и побуждает их к достижению целей организации. В магазине «ОФИСКОМП» используется демократичный стиль руководства. То есть, руководитель прислушивается к мнению подчинённых при принятии каких либо решений.
Определим удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте (Таблица 1).
Таблица 1- Товарооборот в поквартальном разрезе в действующих ценах за 2010 и 2011 год
Кварталы |
2010 год |
2011 год |
Отклонение
|
Темп отклонения | ||
Сумма, руб. |
Удель. |
Сумма, руб. |
Удель. | |||
Iквартал |
189930 |
23 |
243600 |
24 |
+53670 |
128,3 |
II квартал |
219170 |
26,8 |
220140
|
21,8
|
+970 |
100,4
|
III квартал |
201980 |
24,7 |
263280 |
26 |
+61300 |
130 |
IV квартал |
206200 |
25,2 |
283300 |
28 |
+77100 |
137,4 |
Итого |
817280 |
100 |
1010320 |
100 |
193040 |
123,6 |
Товарооборот магазина за отчетный год вырос на 23,6%, абсолютный прирост составил 193040 руб. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот магазина «ОФИСКОМП» распределяется по кварталам неравномерно.
Наиболее напряженным был второй квартал, наименее напряженным – четвертый. В I квартале отчетного года товарооборот значительно увеличился, относительный прирост составил 28,3%, а абсолютное увеличение составило 53670 руб. Во II квартале товарооборот по сравнению с плановым годом увеличился всего на 0,44%, прибыль составила 970 руб. В III квартале товарооборот по сравнению с 2010 годом вырос на 30%, абсолютное отклонение составило 61300 рублей. В IV квартале наблюдается рост: относительный - 24%, а абсолютное отклонение составило 77100 руб. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что увеличился удельный вес I квартала (с 23,3% до 24%). Удельный вес II, III, IV квартала увеличился по сравнению с плановым годом. Но товарооборот по кварталам в 2010 году распределился более равномерно, чем в 2010 году.
Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно также рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение по формуле 2.1:
(2.1)
где x - процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;
ẍ- процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;
n - число месяцев (кварталов) изучаемого периода.
Среднее квадратичное отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, т.е. максимальный и минимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.
Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, т.е. относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера. Коэффициент вариации — это отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической, выраженное в процентах. Он применяется для сравнений колеблемости одного и того же признака в нескольких совокупностях с различным средним арифметическим. Коэффициент вариации используют не только для сравнительной оценки единиц совокупности, но и также для характеристики однородности совокупности. Совокупность считается однородной, если коэффициент вариации не превышает 33%. Вариация признака определяется различными факторами, часть этих факторов можно выделить, если статистическую совокупность разделить на группы по определенному признаку. В простом случае, когда совокупность разделена на группы по одному фактору, изучение вариации достигается посредством вычисления и анализа трех видов дисперсий: общей, межгрупповой и внутригрупповой.
Его вычислим по формуле 2.2:
V=×100%
(2.2)
где - искомый показатель,
- среднее квадратичное отклонение,
- средняя величина.
По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя по формуле 2.3:
=100-V,
(2.3)
где V - коэффициент вариации.
Коэффициент ритмичности определяется отношением суммы фактически произведенной продукции в пределах не более планового задания за каждый отрезок времени изучаемого периода к обшей величине планового задания на период в целом, изменяется в пределах 0:1.
Проведем расчеты этих показателей (Таблица 2.)
Таблица 2-Расчеты, необходимые для определения коэффициента ритмичности за 2010 – 2011 года
Квартал |
Темп отклонения (%) |
Х-Хсреднее |
|
I квартал |
128,2578 |
+4 |
17 |
II квартал |
100,4426 |
-23,7 |
560 |
III квартал |
130,3 |
+6 |
38,9 |
IV квартал |
137,4 |
+13,3 |
176,4 |
Xсреднее |
124 |
- |
15403,4 |
Итак, колебание в развитии товарооборота составляет 62%. Выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным только на 50%. Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот. На основе квартальных изменений за ряд лет необходимо определить коэффициент сезонности, который используется при планировании товарооборота по кварталам года.
Определим сезонность продажи товаров за 2 года (Таблица 3).
Таблица 3 - Определение сезонности продажи товаров по кварталам года за 2010 -2012 года.
квартал |
2010год Сумма, руб. |
2011год Сумма, руб. |
2012год Сумма, руб. |
Итого за 3 года |
Средний за 3 года |
Коэффициент сезонности, % |
I квартал |
148670 |
189930 |
243600 |
582200 |
19406,7 |
93,1 |
II квартал |
143070 |
219172 |
220141 |
582381 |
19412,7 |
93,1 |
III квартал |
156782 |
201984 |
263282 |
622042 |
20734,7 |
99,5 |
IV квартал |
|
|
|
|
|
|
Итого за год |
673530 |
81728 |
101032 |
2501130 |
833712 |
400 |
Сред.кварт.т/от |
16838,3 |
20432 |
252581 |
62528,3 |
20842,750 |
- |
По данным таблицы можно сделать вывод, что наибольший спрос на продукцию в IV квартале (114%), а наименьший в I квартале (93%). Это необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2013 года.
Проведем анализ структуры товарооборота. Удельный вес группы товаров определяется по следующей формуле 2.4:
где Тгр – товарооборот группы товаров;
То – товарооборот общий.
Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам. На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. При разработке прогнозов применяются рассмотренные выше методы прогнозирования спроса и учитываются важнейшие факторы, влияющие на него, используются материалы торгующих организаций, статистики, научно обоснованные нормы потребления и другая необходимая информация. При формировании структуры спроса следует учитывать конкретную потребность в товарах определенного ассортимента и качества, платежеспособность потребителей, уровень потребительских цен. В процессе разработки прогнозов должен осуществляться анализ тенденций изменения структуры товарооборота за предшествующие периоды, отклонений заказов и заявок торгующих организаций от ресурсов соответствующих товаров. На втором этапе необходимо осуществлять прогноз структуры товарного предложения. Предложение товаров на потребительском рынке формируется из товаров, произведенных в стране (регионе), за ее пределами (импорт товаров) и товарных запасов. Размеры товарного предложения определяются на основе балансов товаров народного потребления. На третьем этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота должны разрабатываться балансы спроса и предложения. Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных в 5 товарных группах.
Динамику розничной реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы 4.
Таблица 4 -Анализ структуры товарооборота магазина
Товарные группы |
2010год |
2011год |
Изменения в динамике структуры товарооборота, % |
Темп отклонения (%) |
||||||
Сумма, руб. |
Удельный вес, % |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
|||||
Сумма, руб. |
Удельный вес, % |
|||||||||
Настольный компьютер |
12365 |
15,1 |
15963 |
15,8 |
14511 |
0,67 |
129,1 |
117,4 | ||
Ноутбук |
6523 |
8 |
8512 |
8,4 |
7738 |
0,44 |
130,5 |
118,6 | ||
Нетбуки |
15698 |
19,2 |
20145 |
19,9 |
18313,64 |
0,73 |
128,3 |
116,7 | ||
Планшетные ПК |
13947 |
17,1 |
16845 |
16,7 |
15314 |
-0,4 |
120,8 |
109,8 | ||
Комплектующие |
13697 |
16,8 |
14250 |
14,1 |
12954 |
-2,7 |
104 |
94,6 | ||
итого |
81728 |
100 |
101032 |
|||||||
Информация о работе Организация и совершенствование предпринимательской деятельности