Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является: проанализировать коммерческую деятельность предприятия и направления ее совершенствования на примере конкретного магазина. Исходя из вышесказанного, задачами данной курсовой работы являются: изучение вопросов организации предпринимательской деятельности предприятия; проведение анализа предпринимательской деятельности предприятия на примере компьютерного магазина «ОФИСКОМП»; найти возможные пути совершенствования предпринимательской деятельности.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………. 5
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности………….……….....5
1.2 Цели, задачи и функции коммерческой деятельности……………..…..12
1.3 Организация коммерческой деятельности …………………………....16
Глава 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КОМПЬТЕРНОГО МАГАЗИНА «ОФИСКОМП» …………………………………………………………………….19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………19
2.2 Анализ коммерческой деятельности предприятия………..…………...28
2.3 Пути совершенствования предпринимательской деятельности.……..35
Заключение……………………………………………………………………..………………....38
Список использованных источников…………………………………………………….....41
Розничная реализация всех товаров в действующих ценах в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен. В сопоставимой оценке продажа комплектующих снизилась, в связи с чем потери в товарообороте составили 2,7 руб. Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота.
Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли продажи ноутбуков (на 30,5%). Увеличилась доля планшетных ПК в общем товарообороте (29% ). Продажа нетбуков увеличилась на 28%. Возрос удельный вес комплектующих для компьютера на 4%, удельный вес в общем товарообороте снизился на 2,7%. Средний рост товарооборота по всем товарным группам составил 23,6% . Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации ноутбуков и планшетных ПК. Формирование товарного ассортимента - это установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли. К факторам, влияющим на этот процесс, относятся: принципы формирования ассортимента, профиль торгового предприятия, потребительские комплексы.
2.2. Анализ коммерческой деятельности предприятия
Магазин «ОФИСКОМП» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, свидетельством о государственной регистрации. Предприятие имеет статус юридического лица, а также печати и штампы, фирменные бланки, расчетный и иные счета в учреждениях банков. Целью создания магазина «ОФИСКОМП» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли. Основным предметом деятельности предприятия является осуществление розничной торговли непродовольственными товарами. Органом управления предприятия является дирекция предприятия. Имущество магазина составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности магазина является прибыль.
Прибыль — это важнейший, качественный показатель
эффективности деятельности организации,
характеризующий рациональность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Качество прибыли представляет собой обобщенную характеристику структуры источников формирования прибыли. Качество прибыли отражает насколько для данной организации является характерным (стабильным) достигнутый уровень прибыли, а также степень использования хозяйственных резервов для его достижения. Для оценки качества прибыли наряду с различными методиками аудиторской проверки могут быть использованы методы, способы и приемы экономического и финансового анализа. На оценку качества прибыли оказывают влияние различные факторы: стабильность дохода, структура товарооборота, величина издержек обращения, сложившаяся структура оборотных средств, эффективность использования трудовых ресурсов, внереализационные операции. При высоком «качестве» прибыли увеличивается объем произведенной продукции, снижается ее себестоимость. При низком же «качестве» прибыли имеет место рост реализационных цен на продукцию в сочетании с отсутствием увеличения объема продукции в натуральных измерителях. Главным в повышении «качества» прибыли является снижение себестоимости продукции. Это интенсивное направление увеличения прибыли за счет мобилизации имеющихся резервов. Проведем анализ показателей эффективности коммерческой деятельности магазина(Таблица 5).
Таблица 5 - Основные показатели коммерческой деятельности магазина «ОФИСКОМП»
№ |
Показатель |
Ед.изм. |
Год |
Отклонение |
В % | |
2010 |
2011 |
В абс. величине | ||||
1 |
Оборот розничной торговли |
руб. |
672000 |
730000 |
58000 |
108,6 |
2 |
Валовой доход |
руб. |
186000 |
230000 |
44000 |
123,6 |
3 |
Уровень валового дохода |
% |
27,6 |
31,5 |
3,9 | |
4 |
Издержки обращения |
руб. |
126000 |
141000 |
15000 |
112 |
5 |
Уровень издержек обращения |
% |
18,7 |
19,3 |
0,6 | |
6 |
Прибыль от реализации |
руб. |
60000 |
89000 |
29000 |
148,3 |
7 |
Рентабельность продаж |
% |
8,9 |
12,1 |
3,2 | |
8 |
Товарные запасы на конец периода |
руб. |
152000 |
162000 |
1000 |
106,5 |
9 |
Средние товарные запасы |
руб. |
186000 |
173000 |
-13000 |
93 |
10 |
Товарооборачиваемость |
дни |
101 |
86 |
-15 |
85,1 |
обороты |
3,6 |
4,2 |
0,6 |
116,6 | ||
11 |
Численность работников |
Чел. |
4 |
4 |
0 |
100 |
12 |
Оборот на одного работника |
руб. |
84000 |
91250 |
72500 |
108,6 |
Анализируя данные таблицы, можно сделать ряд выводов. Валовой доход увеличился в 2011 на 440000 руб. Это связано с тем, что в магазине стали предоставлять платные услуги по подгонке изделий, что позволило получить доход от вне реализационной деятельности. При рассмотрении товарооборота в 2011 г. наблюдается тенденция к его росту. Так, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. он увеличился на 8,6 %. Процессы роста товарооборота были связаны с ростом себестоимости товара. В связи с тем, что в 2011 году был, проведет текущий ремонт магазина, издержки обращения увеличились на 12%. Следует отметить, что поставщики подняли цены на закупаемую ткань, это привело к увеличению затрат на производство товара, а соответственно и издержек обращения. Прибыль в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 290 тыс. руб. и составила 890 тыс. руб. Такие показатели как выручка и прибыль являются показателями экономического эффекта, то есть они являются абсолютными, объемными показателями и не дают нам полного представления об эффективности деятельности предприятия. Именно поэтому при анализе необходимо использовать показатели экономической эффективности, которые могут дать полную оценку. Одним из таких показателей является рентабельность, которая определяется как отношение прибыли к выручке от реализации. В 2010 г. показатель рентабельности составил 8,9%, следовательно, в 2010 г. с 1 рубля выручки было получено 8,9 копеек прибыли. В 2011 г. рентабельность составила 12,1%, с 1 рубля выручки было получено 12,1копеек прибыли. Таким образом, можно сделать вывод, что магазин «Офискомп» имеет прибыль, величина которой выросла за последний год на 48,3%, несмотря на увеличения издержек обращения. Товарные запасы на конец периода увеличились в 2011 на 10 тыс. руб., руководству следует обратить внимание на залежалый товар. Количество работников в 2011 году не изменилось, а оборот на одного работника увеличился на 8,6%. Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятия находятся во взаимосвязи. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Каждый результативный показатель зависит от множества факторов. Необходимым условием хозяйственной деятельности торгового предприятия является обеспечение его товарами. Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей должны быть определены товарные запасы. Норматив текущих запасов товаров ИП Салимов планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.
Процесс товароснабжения розничной торговой сети заключается в организации доведения товаров от производителей до розничной торговой сети, в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения.
Для детального рассмотрения процесса товароснабжения необходимо выделить предприятие ИП Салимов в общей схеме товароснабжения (Рисунок 2).
Рисунок 2- Схема товароснабжения
Процесс товароснабжения можно подразделить на следующие основные этапы:
- организация закупки товаров;
- организация завоза;
- приемка и хранение товаров.
ИП Салимов использует складскую форму завоза товара, под которой понимают поступление товаров в магазины со складов оптовых и розничных организаций которые, принимая крупные партии товаров от поставщиков, выполняют все необходимые операции (распаковка, подсортировка, проверка качества и т.д.) по подготовке товаров к их дальнейшему продвижению в розничную торговую сеть.
Поступление товаров от поставщиков производится на основании заключенных между поставщиками и покупателями хозяйственных договоров.
Каждая хозяйственная операция, в том числе поступление товаров, оформлена документально. Документы составляются в момент совершения операции, а если это невозможно, то непосредственно после окончания операции.
Для получения товаров от поставщиков представителю предприятия (экспедитору) выдается доверенность. Все доверенности регистрируются в момент выдачи в специальном журнале. Основными документами, на основании которых поступают товары, являются товарная накладная и торгово-закупочные акты. Счета-фактуры регистрируются в книге продаж и в книге покупок.
Получаемые и выдаваемые счета-фактуры хранятся раздельно в журнале учета счетов-фактур в течение года с даты их получения. Они должны быть подшиты и пронумерованы.
В магазине ведется журнал учета полученных от поставщиков счетов-фактур и книгу покупок. Книга покупок предназначена для регистрации счетов-фактур в целях определения сумм налога на добавленную стоимость. Счета-фактуры, предъявляемые поставщиками, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретенных товаров. Книга покупок должна быть прошнурована, ее страницы пронумеровывают и скрепляют печатью. Контроль над правильностью ведения книги осуществляется главным бухгалтером. Книга покупок хранится в течение полных пяти лет с даты последней записи.
Сегментирование – процесс деления всех потенциальных покупателей на достаточно большие группы таким образом, что каждая из них предъявляют отличные от других требования к товарам и услугам.
Сегмент – особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий обладающих определенными признаками.
Цель сегментации: максимально удовлетворить запросы потребителей, а также рационализация затрат предприятия.
Суть сегментирования рынка состоит в следующем: определяются подгруппы покупателей со схожими потребностями, некоторые из этих групп выбираются для дальнейшей работы и им предлагаются тщательно разработанные сбытовые и маркетинговые программы, подчеркивающие отличительный имидж продукта или позиционирующие торговую марку.
Основные характеристики покупателей:
- демографические характеристики – возраст, размер семьи, раса, жизненный цикл семьи, пол, семейное положение, религия;
- социально-демографические характеристики – доход, образование, род деятельности социальный класс;
- географическое расположение - страна, регион, тип городской зоны (плотность населения), город (сельская местность), тип дома;
-психологические характеристики – тип личности, образ жизни, принадлежность к определенному общественному классу, мотивы покупки, потребления, регион.
Типы поведения в отношении продукта:
- покупательское поведение;
- обстоятельства покупки;
- искомые выгоды;
- потребительское поведение и статус пользователя;
- отношение к товару или услуге.
Профиль покупателей магазина «ОФИСКОМП» составлен по следующим характеристикам:
- географическое месторасположение покупателя;
- демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности;
- социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы привычки;
- отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт.
Наиболее выгодными группами потребителей являются население от 20 до 40 лет, так как они больше привлечены к покупке товаров, продаваемых в магазине «ОФИСКОМП». Такие группы людей лучше всех знают, где дешевле, дороже, качественней, именно на такие группы покупателей ориентируются производители, продавцы.
При рассмотрении всех факторов, влияющих на покупательское поведение, можно сделать следующее заключение. Магазин «ОФИСКОМП» находится в благоприятных условиях, так как расположен в центре села, на большом расстоянии отсутствуют фирмы-конкуренты. Торговая точка находится вблизи других торговых рядов.
Информация о работе Организация и совершенствование предпринимательской деятельности