Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является: проанализировать коммерческую деятельность предприятия и направления ее совершенствования на примере конкретного магазина. Исходя из вышесказанного, задачами данной курсовой работы являются: изучение вопросов организации предпринимательской деятельности предприятия; проведение анализа предпринимательской деятельности предприятия на примере компьютерного магазина «ОФИСКОМП»; найти возможные пути совершенствования предпринимательской деятельности.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………. 5
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности………….……….....5
1.2 Цели, задачи и функции коммерческой деятельности……………..…..12
1.3 Организация коммерческой деятельности …………………………....16
Глава 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КОМПЬТЕРНОГО МАГАЗИНА «ОФИСКОМП» …………………………………………………………………….19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………19
2.2 Анализ коммерческой деятельности предприятия………..…………...28
2.3 Пути совершенствования предпринимательской деятельности.……..35
Заключение……………………………………………………………………..………………....38
Список использованных источников…………………………………………………….....41
В типовых ситуациях им (подразделениям) присваиваются такие названия:
- отдел материально-технического снабжения (обеспечения);
отдел производственной (производственно-технической
и производственно-
- служба комплектования оборудованием строящихся объектов.
Необходимо выделить сбыт готовой продукции (услуг). Функцию сбыта выполняет специальная служба предприятия, которая организует формирование партий отгрузки, занимается продвижением товара на рынок, осуществляет поиск и оформление отношений с покупателями (клиентами). В современных условиях успех этой деятельности в большой степени зависит от профессионализма сбытового персонала и поэтому основной технологией работы службы сбыта становится маркетинг [14, с. 56].
В отдельную категорию следует выделить торгово-посреднические операции на потребительском и промышленном (бизнес) рынке, имея в виду, прежде всего, оптовую и розничную торговлю. Участие посредника в процессе товародвижения во многих случаях является необходимым условием заключения сделки купли-продажи, так как обеспечивает более широкий доступ потребителей к товару. Более того, на потребительском рынке покупатель, почти всегда, может приобрести товар только через посредника (розничного торговца), так как фирмы-изготовители практически никогда не работают с физическими лицами.
Коммерческая деятельность всегда связана с выполнением операций по доведению материальных ресурсов от поставщиков до потребителей.
К таким операциям относятся:
- у изготовителей – подготовка продукции к отправке, отгрузка, отпуск и ее документальное оформление;
- на складах посреднических и транспортных предприятий в процессе движения продукции – ее приемка, хранение, формирование комплектных партий, отгрузка;
- на складах предприятий-потребителей – приемка продукции по количеству и качеству, хранение, доведение приобретенных материалов до высокой степени технологической готовности к производственному потреблению, отпуск и доставка материалов к рабочим местам.
В целом все эти операции в зависимости от конкретной ситуации можно условно распределить на две категории – сбытовые и снабженческие. Сбытовые операции и процессы связаны с производством и поставкой продукции. Процесс производства продукции заканчивается сбытом продукции. Снабженческие операции связаны с производственным потреблением материальных ресурсов, получением материальных ресурсов и обеспечением ими предприятий производственной и непроизводственной сферы [13, с. 11].
1.2 Цели, задачи и функции коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность возникла в глубокой древности с появлением товарно-денежных отношений и торговых посредников. В России становление торговли относят к VIII-IX вв. В XIX — начале XX вв. коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почётным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, провозглашавший твёрдость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, честное и добросовестное служение своему делу. Репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко. Многие после Октябрьской революции отношение государственной власти к коммерческой деятельности складывалось по-разному, но, в основном, резко отрицательное. Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчёта и самофинансирования способствовали появлению нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе ,самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в рыночных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу [19, с.28].
Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия торговых партнёров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств. Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определённую направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования.
В переходный период к рынку, когда возрастает роль коммерческой деятельности торговых предприятий, требуется более полное раскрытие её сущности и содержания. В монографии профессора Ф.Г. Панкратова и профессора Т.К. Серегиной прослеживается объективный подход к коммерческой деятельности. Суть рассматриваемой проблемы сформулирована следующим образом: «Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представления им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учёта и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств» . Вместе с тем, коммерческую деятельность в торговле авторы выделяют отдельно и характеризуют её следующим образом: «Коммерческая работа представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли» [16, с. 21].
Такой подход конкретизирует и предопределяет направленность функций коммерческой деятельности, связанных с закупкой, продвижением товаров от поставщика до потребителя и продажей их конечному покупателю. Более широкое толкование сущности коммерческой деятельности дал профессор Б.А. Райберг: «Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности» . Далее автор конкретизирует, что при простой формуле торговой сделки: «товар - деньги» при продаже и «деньги -товар» при покупке — реальная картина коммерческого бизнеса более сложная. При рассмотрении коммерческой деятельности целесообразно выделить ту её часть, которая взаимосвязана с рынком, а именно с торгово-денежным обменом в условиях конкурентной среды рынка и получением реальной прибыли. От коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на изменения рыночной ситуации, что способствует устойчивому положению торговой организации на рынке. Не менее важным моментом является и ориентация на покупателя. Торговая организация любой формы собственности существует для потребителей и благодаря потребителям. Следовательно, всё внимание и средства коммерческой деятельности должны быть направлены на реализацию пожеланий и запросов покупателей. Итак, коммерческая деятельность - неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли [10, с. 84].
Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя.
Цели коммерческой деятельности определяют её содержание:
- установление хозяйственных и партнёрских связей с субъектами рынка;
- изучение и анализ источников закупки товаров;
- обеспечение связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объём и обновление продукции);
- осуществление купли и продажи товаров с учётом рыночной среды;
- глубокое проникновение на существующие рынки и перспективное развитие целевых рынков товаров.
По мере развития рыночных отношений, составляющие элементы коммерческой деятельности будут подвергаться качественным изменениям. С переходом к рынку усиливается значимость овладения работниками торговли знаниями в области теории и практики коммерческой деятельности [17,с.49].
Коммерческая деятельность в розничной торговле включает следующие основные элементы:
- детальное изучение потребителя, его требований к товару, мотивов покупки и особенностей покупательского поведения;
- определение объема и структуры спроса на товары и услуги;
- формирование конкурентоспособного ассортимента и управление им;
- организацию процесса продажи и стимулирование объемов реализации;
- рекламно-информационную деятельность;
- услуги, сервисное обслуживание.
Основными задачами коммерческой деятельности являются:
- развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности;
- координация закупочных работ среди поставщиков и потребителей;
- удовлетворение потребностей населения;
- выбор необходимого сегмента рынка;
- организация сбыта и продвижения товаров;
- грамотное и эффективное формирование ассортиментной и ценовой политики предприятия.
Основные функции коммерческой деятельности:
- новаторская – содействие процессу продуцирования новых идей (технических, организационных, управленческих), осуществление опытно-конструкторских разработок, создание новых тов./услуг и т.п.;
- организационная – внедрение новых форм и методов организации производства, рациональное объединение форм единичного разделения труда и основных элементов производственной системы, контроль за ними;
- хозяйственная – наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных ресурсов;
- личностная – самореализация предпринимателя как личности через достижение собственной цели, получение удовлетворения от собственной работы.
Таким образом, можно сказать, что коммерческая деятельность – это, прежде всего, интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества [20,с. 99].
1.3 Организация коммерческой деятельности
При характеристике
коммерческой деятельности используются
экономические понятия: рынок, потребности,
собственность, ресурсы, цена, полезность
и др. Технологические и организационные
процессы управления продажей связаны
с понятиями: закупка, продажа, товароснабжение,
обслуживание и др. Чтобы обобщить основные
коммерческие процессы, в коммерческой
деятельности используют понятия: система,
организация, структура организации, цель,
субъекты, объекты и др. Именно такие основные
понятия и составляют структуру коммерческой
деятельности. При исследовании проблем
коммерции эти понятия рассматриваются
комплексно. Осуществление коммерческой
деятельности связано с организацией
(лат.- сообщаю стройный ряд, устраиваю).
Существует множество определений организации,
из которых обычно выделяется концепция
организации как рациональной системы,
направленной на достижение цели [12, c.
82-89].
Основными элементами организации являются:
- люди, входящие в данную организацию;
- цели, для достижения которых существует данная организация;
- управление, приводящее в движение потенциал организации для достижения стоящих перед ней целей.
Поэтому понятие организации тесно связано
с понятием управления. Организация
- это систематизированное, сознательное
объединение действий людей, преследующих
достижение определенных целей и действующих
на основе определенных правил и процедур.
- общенаучные методы;
- метод диалектического материализма,
системный анализ, математические методы,
методы моделирования, наблюдения, эксперимента,
аналогии, группировки, сравнения и др.
Эти методы основаны на историческом развитии
явлений и процессов, на исследовании
понятий и переходе от простых к более
сложным с выделением тенденции их непрерывного
совершенствования и развития;
В последние годы, несмотря на значительные
сложности в становлении и развитии российского
рынка, происходит постепенное укрепление
экономической, материальной и правовой
базы для повышения заинтересованности
промышленных предприятий и оптово-посреднического
звена в формировании рыночной деятельности.
Коммерческая деятельность оказывает
непосредственное влияние на эффективное
производство и воздействует на различные
показатели деятельности предприятия:
объем реализации товара, уровень коммерческих
издержек, показатели. Далее мы рассмотрим
организацию коммерческой деятельности
на примере конкретного предприятия –
магазина «ОФИСКОМП». Ведущим направлением
деятельности предприятия является торговля
непродовольственными товарами. Персональные
компьютеры, ноутбуки, их комплектующие,
планшетные ПК, принтеры составляют постоянный
ассортимент магазина. Магазин предлагает
товары только хороших и ведущих производителей
и по доступным ценам. Принцип работы «ОФИСКОМПА»
- обеспечить возможность для покупателя
быстро и выгодно приобрести спектр
непродовольственных товаров. В настоящее
время магазин вступил в период активной
конкуренции за рынки сбыта.
Информация о работе Организация и совершенствование предпринимательской деятельности