Оценка механизма использования прибыли предприятия и разработка предложений по ее повышению

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является обоснование путей увеличения прибыли на основе результатов комплексного анализа ее уровня.
Объектом исследования в дипломной работе выступала продукция ОАО «Жабинковский комбикормовый завод». Предмет исследования – показатели прибыли и рентабельности предприятия.
При выполнении дипломной работы использованы системный подход и общенаучные методы познания: анализа и синтеза, сравнения, научного обобщения.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………
1 Прибыль как экономическая категория и важнейший показатель хозяйственной деятельности организации ……………………...…..…
1.1 Сущность и значение показателей прибыли и их роль в оценке деятельности организации ……………………………………..
1.2 Основные направления использования прибыли …………..
2 Оценка механизма использования прибыли предприятия …………
2.1 Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» ………………………..
2.2 Анализ состояния прибыли и ее динамики …………………
2.3 Оценка факторов, влияющих на прибыль предприятия …...
2.4 Анализ показателей рентабельности предприятия ………..
3 Обобщение основных направления повышения показателей прибыли и рентабельности …………………………………………...
3.1 Экономическое обоснование прогнозных резервов роста прибыли и рентабельности ……………………………………………..
3.2 Маржинальный анализ прибыли и рентабельности ……….
Заключение ……………………………………………………………..
Список используемых источников ……………

Файлы: 1 файл

диплом на тему прибыли(скач.).docx

— 250.57 Кб (Скачать)

Чтобы управлять прибылью, необходимо проводить объективный систематизированный анализ распределения и использования прибыли, который позволяет выявить резервы увеличения прибыли.

Очень часто руководители мелких, средних, а зачастую и крупных предприятий уделяют мало времени контролю расходов на своем предприятии. В подавляющем большинстве предприятий затраты можно уменьшить от 10 до 50%, увеличив таким образом чистую прибыль. Уменьшение расходов самый простой и эффективный способ заработать больше.

Специалисты компании «Global Business Group» (Россия) уменьшение расходов рекомендуют начинать с рекламного бюджета, как самого низкоэффективного в настоящее время. Кроме того, анализ затрат на приобретение ТМЦ (товарно-материальные ценности), анализ стоимости покупки, проверка подлинности цены покупки, поиск альтернативных поставщиков, позволяют предупредить и устранить возможные злоупотребления специалистов по снабжению. Так, например, регистрация условий договора в программе контроля условий договора позволяет снизить затраты на покупку сырья.

Также одним из факторов уменьшения расходов является систематизация и улучшение порядка оплаты труда персонала, введение прогрессивных методов поощрения и контроля сотрудников. Введение правил и норм, контроль их выполнения на первых этапах внедрения.

Эффективность работы компании и ее прибыль сильно зависят от работы каждого сотрудника компании, начиная от директора и закачивания низшими звеньями. Рядовые сотрудники, зачастую, могут влиять на плодотворность работы больше, чем руководящие сотрудники. Таким образом,  увеличение эффективности работы сотрудников компании - это прямое увеличение прибыли. Росту  прибыли  предприятия также содействует манипулирование тремя переменными, определяющими его рентабельность: 1) ускорением оборачиваемости; 2) уменьшением массы затрта; 3) увеличением нормы прибыли путем повышения цен.

Это самые основные переменные. Вместе с тем фирмы, успешно функционирующие  на западном рынке, считают, что долгосрочная прибыльность компаний (фирм) зависит  от значительно большего числа факторов (более 30), характеризующих состояние конкурентной ситуации, ситуации на рынке производители, рыночной ситуации. И поэтому важно в процессе разработки стратегического плана управления прибылью не упустить из виду и ряд других важных факторов (капиталоемкость, относительное качество продукции (торговых услуг), относительную долю предприятия (компании) на рынке, производительность труда).

Между целями развития предприятия  и факторами, их определяющими, существует тесная связь. Если целью является обеспечение потребности в накоплениях на производственное развитие, тогда важнейшими факторами выступают  структура реализации товаров и услуг, уровень торговых  надбавок,  цены реализации, объем, структура  и  эффективность использования ресурсного потенциала, размер прибыли.

Если целью является удовлетворение интересов собственника имущества, важнейшими факторами, обеспечивающими  ее достижение, становятся объем собственных и привлеченных оборотных средств и эффективность их использования, размер прибыли.

Если предприятия в качестве первоочередной цели определяют обеспечение социального потребления и социального развития коллектива, то основными факторами, которые должны быть использованы для ее достижения, выступают затраты на производство и реализацию продукции, численность и состав используемых трудовых ресурсов, меры государственного регулирования (нормы и нормативы отчислений в различные фонды социальной защиты населения и т. п., минимальная заработная плата, минимальный прожиточный уровень и т. п.), размер прибыли.

Все вышеназванные цели и факторы  сами находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Важно, чтобы все мероприятия, проводимые предприятием по росту прибыли (при использовании всех возможностей), способствовали достижению важнейших целей развития предприятия (фирмы)   (рис. 1.2).

 

Рисунок 1.2 - Схема   формирования   стратегического   плана   управления   прибылью

Примечание - Источник: [22, c. 263]

В практике работы предприятия имеются  большие резервы роста прибыли. Они носят характер традиционных (рост выручки от реализации, снижение себестоимости и т. п.). В современных же условиях надо использовать для наращивания прибыли не только традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований, приватизации. Среди них основными являются:

    • новая философия взаимоотношений с контрагентами;
    • использование возможностей рисковой деятельности;
    • инновационная политика;
    • оптимальные масштабы предприятия;
    • использование возможностей меняющейся конъюнктуры рынка;
    • выгодное размещение денежных ресурсов и др.

 

 

1.2 Основные направления использования прибыли

 

Рост и развитие предприятия (фирмы) тесно связаны с выработкой и  реализацией стратегии и тактики  управления процессом формирования, увеличения и распределения прибыли. Существуют три наиболее распространенных подхода к распределению прибыли.

Первый - полное изъятие чистой прибыли на потребление Собственник всю чистую прибыль изымает в виде дивидендов на капитал. В таком случае у предприятия нет источника финансирования расширенного воспроизводства.

Второй - равное распределение чистой прибыли на потребление и накопление. Чистая прибыль делится на две части - накопление (капитализация прибыли) и дивиденды (фонд потребления). Это оптимальный вариант финансовой стратегии. С одной стороны, без накопления не будет развития предприятия, а, следовательно, его ожидает снижение конкурентоспособности продукции и потеря рынков сбыта. С другой стороны, без дивидендов выше учетной ставки банка вряд ли можно рассчитывать на приток новых инвестиций в виде очередной эмиссии акций или заимствований.

Третий - преобладание потребления над накоплением. Значительная часть чистой прибыли идет в фонд потребления для выплаты премий и вознаграждения персоналу в соответствии с коллективным договором, часть средств идет на накопление (приобретение основных фондов и прирост оборотных средств), минимальная величина - на выплату дивидендов собственникам. Этот подход ведет к стагнации предприятия и сокращению инвестиций. Низкая доходность собственного капитала не привлекает инвесторов. Зачастую такая ситуация возникает на государственных предприятиях или в акционерных обществах с контрольным пакетом акций у государства.

Приведенные расчеты прибыли и  методический подход к осмыслению движения капитальной и текущей стоимости базируются на данных бухгалтерского учета, но используются в управленческом учете для принятия решений о путях повышения прибыли для каждого конкретного предприятия.

Существует три основных направления  увеличения прибыли [16, с. 368]:

    • технологическое;
    • организационное;
    • экономическое.

Технологические способы повышения  прибыли базируются на совершенствовании  технологии производства и приобретении современного оборудования с целью  снижения себестоимости продукции и приведения ее качества в соответствие с международными стандартами. Особенности распределения прибыли предприятия зависят от хозяйственно-правовой формы предприятия и от формы собственности. Общим в механизме распределения прибыли является то, что предприятие из прибыли уплачивает налоги на доходы, налог на недвижимость, налог на прибыль и местные сборы и налоги. Различия заключаются в том, как распределяется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, поскольку порядок распределения этой части прибыли устанавливается собственником.

Организационные пути увеличения прибыли  проявляются в улучшении организации  производства, труда и управления

Существуют следующие экономические  рычаги для роста прибыли:

    • стимулирование предприятий через принимаемые законы, постановления и другие нормативные документы;
    • наличие конкурентной среды, способствующей поиску резервов снижения себестоимости продукции и выпуску конкурентоспособной продукции;
    • материальное поощрение персонала за творческую и ответственную работу, обеспечивающую рост деловой активности.

Изменение суммы прибыли во времени  происходит под воздействием множества факторов. Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия, имеет важное значение для поиска резервов ее увеличения. По направленности влияния они делятся на внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от работы трудового коллектива).

В числе внешних факторов основное влияние на размер и темпы изменения  прибыли оказывает налоговая  система государства. Она является сильнейшим экономическим рычагом, регулирующим взаимоотношения товаропроизводителей и государства. Эффективная налоговая система оказывает благоприятное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и усиливает инвестиционную активность.

Внутренние факторы, в свою очередь, делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли (это средства труда, предметы труда и труд персонала). Внепроизводственные факторы связаны с коммерческой деятельностью фирмы, с выполнением природоохранной и социальной функции, с юридическими и кредитными отношениям партнеров.

В составе производственных факторов выделяются экстенсивные и интенсивные группы факторов. К экстенсивным факторам относятся те, которые отражают увеличение количества используемых производственных ресурсов (приобретение нового оборудования, увеличение численности работников, изменение коэффициента сменности и другие). К интенсивным факторам относятся те, которые обусловливают повышение эффективности работы при тех же производственных ресурсах (повышение квалификации персонала и производительности труда, оптимизация загрузки производственных мощностей, рационализация всех сфер деятельности предприятия).

При распределении прибыли выделяют:

    • прибыль, полученную от видов деятельности, облагаемых налогом на доходы;
    • прибыль, облагаемую налогом на прибыль;
    • льготируемую прибыль.

Прибыль, облагаемая налогом на доходы, может быть получена от следующих  источников:

    • казино;
    • видеосалонов;
    • лотерей;
    • акций, облигаций и других ценных бумаг.

Ставки налога на доход дифференцированы по видам деятельности.

Льготируемая прибыль - это прибыль, освобождаемая от уплаты налога на прибыль. Например, в состав льготируемой прибыли может быть отнесена прибыль, полученная от мероприятий, направленных на снижение последствий от аварии на ЧАЭС; прибыль производственных мастерских, опытно-экспериментальных предприятий и предприятий учебных заведений, полученная в процессе практического обучения студентов и учащихся; прибыль предприятий, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в их составе составляет не менее 50 % от среднесписочной численности промышленно-производственного персонала, и т.д.

Для того чтобы определить величину налога на прибыль, необходимо учитывать, что вначале предприятие обязано уплатить из прибыли налог на недвижимость. Он рассчитывается исходя из остаточной стоимости основных фондов, числящихся на балансе предприятия, и установленной величины ставки данного налога. Налогооблагаемая прибыль определяется как разность между при- былью, облагаемой налогом на прибыль, и величиной налога на недвижимость. Она является базой для определения налога на прибыль (ставка налога на прибыль устанавливается законодательно).

В процессе распределения прибыли  предприятие также определяет величину прибыли, которая является базой для расчета местных налогов и сборов (прибыль, облагаемая налогом на прибыль, минус налог на недвижимость, минус налог на прибыль).

Заключительным этапом в распределении  прибыли является расчет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли), и установление направлений ее использования.

Основное направление распределения  чистой прибыли оговаривается в учредительном договоре, уставе и соответствует требованиям законодательства (например, наличие требования обязательности формирования резервного фонда предполагает, что предприятие осуществляет соответствующие регулярные отчисления из чистой прибыли).

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 Оценка  механизма использования прибыли  предприятия

 

2.1 Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «Жабинковский комбикормовый завод»

Информация о работе Оценка механизма использования прибыли предприятия и разработка предложений по ее повышению