Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:38, дипломная работа
Целью дипломной работы является обоснование путей увеличения прибыли на основе результатов комплексного анализа ее уровня.
Объектом исследования в дипломной работе выступала продукция ОАО «Жабинковский комбикормовый завод». Предмет исследования – показатели прибыли и рентабельности предприятия.
При выполнении дипломной работы использованы системный подход и общенаучные методы познания: анализа и синтеза, сравнения, научного обобщения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………
1 Прибыль как экономическая категория и важнейший показатель хозяйственной деятельности организации ……………………...…..…
1.1 Сущность и значение показателей прибыли и их роль в оценке деятельности организации ……………………………………..
1.2 Основные направления использования прибыли …………..
2 Оценка механизма использования прибыли предприятия …………
2.1 Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» ………………………..
2.2 Анализ состояния прибыли и ее динамики …………………
2.3 Оценка факторов, влияющих на прибыль предприятия …...
2.4 Анализ показателей рентабельности предприятия ………..
3 Обобщение основных направления повышения показателей прибыли и рентабельности …………………………………………...
3.1 Экономическое обоснование прогнозных резервов роста прибыли и рентабельности ……………………………………………..
3.2 Маржинальный анализ прибыли и рентабельности ……….
Заключение ……………………………………………………………..
Список используемых источников ……………
С учетом данных факторов рентабельность предприятия в 2006 году могла составить 5,431 % (1289 / ( 24602 – 867,277 ) * 100).
Таким образом, рентабельность продукции могла быть на 0,192 % большее значение.
Наибольший эффект предполагается достигнуть за счет повышения производительности труда, а также снижения удельного веса энергозатрат в общей сумме себестоимости. Если первый фактор может быть реализован за счет организационных мероприятий и не потребует значительных дополнительных затрат, то снижение удельного веса энергозатрат связано с модернизацией производства, которое всегда требует дополнительных инвестиций в основные производственные фонды. Следовательно, резервы снижения себестоимости необходимо искать не только в модернизации, но и построении эффективной системы управления предприятием.
Таблица 3.4 – Анализ рентабельности капитала
Показатели |
2005 год |
2006 год |
Отклонение |
В % к прошлому году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от реализации, млн. р. |
26610 |
29609 |
2999 |
111,27 |
Прибыль от реализации, млн.р. |
1338 |
1289 |
-49 |
96,34 |
Рентабельность реализованной |
5,03 |
4,35 |
-0,68 |
86,48 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов, расходов |
-154 |
2 |
156 |
-1,30 |
Прибыль (убыток) от внереализационной доходов, расходов |
-332 |
-352 |
-20 |
106,02 |
Прибыль отчетного периода, млн.р. |
852 |
939 |
87 |
110,21 |
Налоги из прибыли, млн.р. |
418 |
403 |
-15 |
96,41 |
Чистая прибыль, млн.р. |
434 |
536 |
102 |
123,50 |
в % к прибыли отчетного периода |
50,94 |
57,08 |
6,14 |
112,06 |
Среднегодовая стоимость общего капитала, млн.р. |
14540 |
18047,5 |
3507,5 |
124,12 |
Среднегодовая стоимость собственных источников средств организации, млн.р. |
5694 |
7204,5 |
1510,5 |
126,53 |
Рентабельность совокупного |
5,86 |
5,20 |
-0,66 |
88,79 |
Рентабельность собственных |
14,96 |
13,03 |
-1,93 |
87,10 |
Рентабельность собственных |
23,50 |
17,89 |
-5,61 |
76,14 |
Рентабельность собственных |
7,62 |
7,44 |
-0,18 |
97,61 |
Р1 - Р2 - результат влияния заёмных источников |
-9,10 |
-7,83 |
1,27 |
86,02 |
Р2 - Р4 - результат влияния налоговых отчислений |
7,34 |
5,59 |
-1,75 |
76,20 |
Р2 - РЗ - влияние на рентабельность операционных и внереализационных доходов и расходов |
-8,54 |
-4,86 |
3,68 |
56,92 |
Примечание - Источник: собственная разработка
По данным таблицы 3.4 можно заключить, что положительное влияние на прибыль и рентабельность оказали изменение сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов, а также изменение состава источников финансирования капитала. Отрицательное влияние оказало изменение налоговых отчислений. Рассмотрим влияние факторов на рентабельность капитала (табл. 3.5).
Таблица 3.5 – Анализ влияния факторов на рентабельности капитала
Показатели |
2004 год |
2005 год |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
Рентабельность общего капитала относительно прибыли от реализации, % |
9,20 |
7,14 |
-2,06 |
Коэффициент оборачиваемости совокупного капитала |
1,83 |
1,64 |
-0,19 |
Рентабельность реализованной |
5,03 |
4,35 |
-0,68 |
Изменение рентаб. общего капитала за счет: |
|||
а) коэффициента оборачиваемости совокупного капитала |
0,95 | ||
б) рентабельности реализованной продукции |
1,24 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Как видим, изменение обоих факторов (коэффициента оборачиваемости совокупного капитала и рентабельности реализованной продукции) оказали положительное значение на рентабельность капитала. Поскольку прибыль и объем реализации находятся в непосредственной взаимозависимости, возникает необходимость подсчета резервов роста прибыли за счет наращивания объема продаж, снижения себестоимости, улучшения качества продукции. Расчеты резервов представим в следующих таблицах (табл. 3.6-3.8).
Таблица 3.6 – Расчет резерва роста прибыли за счет изменения объема реализации
Вид продукции |
Резерв увеличения объема реализации продукции |
Фактическая сумма прибыли на единицу продукции, млн. руб. |
Резерв увеличения суммы прибыли |
1 |
2 |
3 |
4 |
Комбикорм, тыс. тонн |
5 |
14,82 |
74,08 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Резерв увеличения выпуска продукции обусловлен достигнутыми долгосрочными договорами на поставку продукции сверх объемов реализации в отчетном периоде.
Возможности снижения себестоимости продукции были рассчитаны выше. Учитывая то, что объем реализации комбикормов в натуральном выражении составил за 2006 год 87 тыс. тонн, резерв снижения себестоимости 1 тыс. тонн продукции составит:
867,277/87=9,97 млн. руб.
Общая сумма резерва роста прибыли за счет изменения себестоимости продукции рассчитана в таблице 3.7.
Таблица 3.7 – Расчет резерва роста прибыли за счет изменения себестоимости продукции
Вид продукции |
Резерв снижения себестоимости единицы продукции, млн. руб. |
Прогнозируемый объем |
Резерв увеличения суммы прибыли |
1 |
2 |
3 |
4 |
Комбикорм |
9,97 |
97 |
966,96 |
Примечание - Источник: собственная разработка
В завершении проведенного анализа выявленные резервы необходимо обобщить.
Таблица 3.8 – Обобщение неиспользованных резервов роста прибыли
Виды резервов |
Вид продукции |
Всего |
1 |
2 |
3 |
Увеличение объема реализации |
Комбикорм |
74,08 |
Снижение себестоимости |
Комбикорм |
966,96 |
Итого: |
1041,04 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Как видим по данным таблицы 3.8 резерв увеличения прибыли в 2007 году за счет реализации предложенных мероприятий составит 1041,04 млн. руб.
3.2 Маржинальный анализ прибыли и рентабельности
Управленческий учет и анализ финансовых результатов предполагает деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода (маржи покрытия). В отличие от традиционной методики анализа такой подход позволяет точнее исчислить влияние факторов на изменение суммы операционной прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования финансовых результатов. Маржинальный доход (маржа покрытия) - это выручка от реализации продукции, товаров и услуг минус переменные издержки, приходящиеся на реализованную продукцию. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее и включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Таблица 3.9 - Динамика показателя маржинальной прибыли предприятия
Показатель |
Период |
Отклонение |
Темп роста, % | ||||
2004 |
2005 |
2006 |
2005-2004 |
2006-2005 |
2005/ 2004 |
2006/ 2005 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Объем реализации продукции, млн. руб. |
16207 |
23434 |
25891 |
7227 |
2457 |
144,59 |
110,48 |
Себестоимость продукции, млн. р. |
15738 |
22096 |
24602 |
6358 |
2506 |
140,40 |
111,34 |
В том числе переменные затраты, млн. руб. |
10889 |
15936 |
18294 |
5047 |
2358 |
146,34 |
114,80 |
Сумма постоянных расходов, млн.р. |
4849 |
6160 |
6308 |
1311 |
148 |
127,05 |
102,40 |
Прибыль от реализации, млн. р. |
469 |
1338 |
1289 |
869 |
-49 |
285,29 |
96,34 |
Маржинальный доход, млн. р. |
5318 |
7498 |
7597 |
2180 |
99 |
141,00 |
101,31 |
Доля маржинального дохода в выручке, % |
32,81 |
32,00 |
29,34 |
-0,81 |
-2,66 |
97,52 |
91,70 |
Рентабельность продукции, % |
2,98 |
6,06 |
5,24 |
3,08 |
-0,82 |
203,20 |
86,52 |
Рентабельность продаж, % |
2,89 |
5,71 |
4,98 |
2,82 |
-0,73 |
197,31 |
87,20 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Данные табл. 3.9 свидетельствуют об увеличении доли переменных расходов, что вело к снижению уровня маржинального дохода с 40,88 % в 2004 году до 38,21 % в 2006 году. Для наглядности воспользуемся рисунком 3.2.
Рисунок 3.2 – Динамика уровня пе ременных затрат и маржинального дохода ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» за 2004-2006 годы
Примечание - Источник: собственная разработка
Таким образом, данная система учета и анализа ориентирована не на производство, а на реализацию. Она побуждает изыскивать резервы увеличения объема продаж: чем больше объем продаж, тем меньше постоянных затрат, отнесенных прямо на финансовый результат, приходится на единицу реализованной продукции, тем больше прибыль и рентабельность.
Таблица 3.10 - Исходная информация для проведения анализа влияния факторов на изменение прибыли от реализации, рентабельности продукции (продаж)
Вид продукции |
Объем продаж, тыс. тонн |
Цена, млн. р. |
Переменные затраты, млн. р. |
Постоянные затраты, млн. р. | ||||
2005 год |
2006 год |
2005 год |
2006 год |
2005 год |
2006 год |
2005 год |
2006 год | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Комбикорм |
79 |
87 |
336,84 |
340,33 |
15936 |
18294 |
6160 |
6308 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Как видим по данным таблицы 3.10, в 2006 году произошло увеличение как постоянных, так и переменных затрат. Объем реализации в натуральном измерении увеличился на 8 тыс. тонн.
Рассчитаем влияние факторов на прибыль от реализации по методике маржинального анализа прибыли. Сгруппируем показатели для анализа в таблице 3.11.
Таблица 3.11 - Исходная информация для проведения анализа влияния факторов на изменение прибыли от реализации по методике маржинального анализа прибыли