Оценка механизма использования прибыли предприятия и разработка предложений по ее повышению

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является обоснование путей увеличения прибыли на основе результатов комплексного анализа ее уровня.
Объектом исследования в дипломной работе выступала продукция ОАО «Жабинковский комбикормовый завод». Предмет исследования – показатели прибыли и рентабельности предприятия.
При выполнении дипломной работы использованы системный подход и общенаучные методы познания: анализа и синтеза, сравнения, научного обобщения.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………
1 Прибыль как экономическая категория и важнейший показатель хозяйственной деятельности организации ……………………...…..…
1.1 Сущность и значение показателей прибыли и их роль в оценке деятельности организации ……………………………………..
1.2 Основные направления использования прибыли …………..
2 Оценка механизма использования прибыли предприятия …………
2.1 Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» ………………………..
2.2 Анализ состояния прибыли и ее динамики …………………
2.3 Оценка факторов, влияющих на прибыль предприятия …...
2.4 Анализ показателей рентабельности предприятия ………..
3 Обобщение основных направления повышения показателей прибыли и рентабельности …………………………………………...
3.1 Экономическое обоснование прогнозных резервов роста прибыли и рентабельности ……………………………………………..
3.2 Маржинальный анализ прибыли и рентабельности ……….
Заключение ……………………………………………………………..
Список используемых источников ……………

Файлы: 1 файл

диплом на тему прибыли(скач.).docx

— 250.57 Кб (Скачать)

С учетом данных факторов рентабельность предприятия в 2006 году могла составить 5,431 % (1289 / ( 24602 – 867,277 ) * 100).

Таким образом, рентабельность продукции  могла быть на 0,192 % большее значение.

Наибольший эффект предполагается достигнуть за счет повышения производительности труда, а также снижения удельного веса энергозатрат  в общей сумме себестоимости. Если первый фактор может быть реализован за счет организационных мероприятий и не потребует значительных дополнительных затрат, то снижение удельного веса энергозатрат связано с модернизацией производства, которое всегда требует дополнительных инвестиций в основные производственные фонды. Следовательно, резервы снижения себестоимости необходимо искать не только в модернизации, но и построении эффективной системы управления предприятием.

Таблица 3.4 – Анализ рентабельности капитала

Показатели

2005 год

2006 год

Отклонение

В % к прошлому году

1

2

3

4

5

Выручка от реализации, млн. р.

26610

29609

2999

111,27

Прибыль от реализации, млн.р.

1338

1289

-49

96,34

Рентабельность реализованной продукции, %

5,03

4,35

-0,68

86,48

Прибыль (убыток) от операционных доходов, расходов

-154

2

156

-1,30

Прибыль (убыток) от внереализационной доходов, расходов

-332

-352

-20

106,02

Прибыль отчетного периода, млн.р.

852

939

87

110,21

Налоги из прибыли, млн.р.

418

403

-15

96,41

Чистая прибыль, млн.р.

434

536

102

123,50

в % к прибыли отчетного периода

50,94

57,08

6,14

112,06

Среднегодовая стоимость общего капитала, млн.р.

14540

18047,5

3507,5

124,12

Среднегодовая стоимость собственных  источников средств организации, млн.р.

5694

7204,5

1510,5

126,53

Рентабельность совокупного капитала относительно прибыли отчетного  периода (Р1), %

5,86

5,20

-0,66

88,79

Рентабельность собственных источников относительно прибыли отчетного периода  (Р2), %

14,96

13,03

-1,93

87,10

Рентабельность собственных источников относительно прибыли от реализации, (Р3),%

23,50

17,89

-5,61

76,14

Рентабельность собственных источников относительно чистой прибыли (Р4),%

7,62

7,44

-0,18

97,61

Р1 - Р2 - результат влияния заёмных источников

-9,10

-7,83

1,27

86,02

Р2 - Р4 - результат влияния налоговых  отчислений

7,34

5,59

-1,75

76,20

Р2 - РЗ - влияние на рентабельность операционных и внереализационных доходов и расходов

-8,54

-4,86

3,68

56,92


Примечание - Источник: собственная разработка

 

По данным таблицы 3.4 можно заключить, что положительное влияние на прибыль и рентабельность оказали изменение сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов, а также изменение состава источников финансирования капитала. Отрицательное влияние оказало изменение налоговых отчислений. Рассмотрим влияние факторов на рентабельность капитала (табл. 3.5).

Таблица 3.5 – Анализ влияния факторов на рентабельности капитала

Показатели

2004 год

2005 год

Отклонение

1

2

3

4

Рентабельность общего капитала относительно прибыли от реализации, %

9,20

7,14

-2,06

Коэффициент оборачиваемости совокупного  капитала

1,83

1,64

-0,19

Рентабельность реализованной продукции, %

5,03

4,35

-0,68

Изменение рентаб. общего капитала за счет:

     

а) коэффициента оборачиваемости совокупного  капитала

   

0,95

б) рентабельности реализованной продукции

   

1,24


Примечание - Источник: собственная разработка

 

Как видим, изменение обоих факторов (коэффициента оборачиваемости совокупного капитала и рентабельности реализованной продукции) оказали положительное значение на рентабельность капитала. Поскольку прибыль и объем реализации находятся в непосредственной взаимозависимости, возникает необходимость подсчета резервов роста прибыли за счет наращивания объема продаж, снижения себестоимости, улучшения качества продукции. Расчеты резервов представим в следующих таблицах (табл. 3.6-3.8).

Таблица 3.6 – Расчет резерва роста прибыли за счет изменения объема реализации

Вид продукции

Резерв увеличения объема реализации продукции

Фактическая сумма прибыли на единицу  продукции, млн. руб.

Резерв увеличения суммы прибыли

1

2

3

4

Комбикорм, тыс. тонн

5

14,82

74,08


Примечание - Источник: собственная разработка

Резерв увеличения выпуска продукции обусловлен достигнутыми долгосрочными договорами на поставку продукции сверх объемов реализации в отчетном периоде.

Возможности снижения себестоимости  продукции были рассчитаны выше. Учитывая то, что объем реализации комбикормов в натуральном выражении составил за 2006 год  87 тыс. тонн, резерв снижения себестоимости 1 тыс. тонн продукции составит:

 

867,277/87=9,97 млн. руб.

 

Общая сумма резерва роста прибыли  за счет изменения себестоимости  продукции рассчитана в таблице 3.7.

Таблица 3.7 – Расчет резерва роста прибыли за счет изменения себестоимости продукции

Вид продукции

Резерв снижения себестоимости единицы  продукции, млн. руб.

Прогнозируемый объем реализации продукции, тыс. тон 

Резерв увеличения суммы прибыли

1

2

3

4

Комбикорм

9,97

97

966,96


Примечание - Источник: собственная разработка

 

В завершении проведенного анализа  выявленные резервы необходимо обобщить.

 

Таблица 3.8 – Обобщение неиспользованных резервов роста прибыли

Виды резервов

Вид продукции

Всего

1

2

3

Увеличение объема реализации

Комбикорм

74,08

Снижение себестоимости продукции

Комбикорм

966,96

Итого:

 

1041,04


Примечание - Источник: собственная разработка

 

Как видим по данным таблицы 3.8 резерв увеличения прибыли в 2007 году за счет реализации предложенных мероприятий  составит 1041,04 млн. руб.

 

3.2 Маржинальный анализ прибыли и рентабельности

 

Управленческий  учет и анализ финансовых результатов предполагает деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода (маржи покрытия). В отличие от традиционной методики анализа такой подход позволяет точнее исчислить влияние факторов на изменение суммы операционной прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования финансовых результатов. Маржинальный доход (маржа покрытия) - это выручка от реализации продукции,  товаров  и услуг минус переменные издержки, приходящиеся на  реализованную продукцию.  Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее и  включает  в  себя  не  только  постоянные затраты, но и прибыль.

Таблица 3.9 - Динамика показателя маржинальной прибыли предприятия

Показатель

Период

Отклонение

Темп роста, %

2004

2005

2006

2005-2004

2006-2005

2005/ 2004

2006/ 2005

1

2

3

4

5

6

7

8

Объем реализации продукции, млн. руб.

16207

23434

25891

7227

2457

144,59

110,48

Себестоимость продукции, млн. р.

15738

22096

24602

6358

2506

140,40

111,34

В том числе переменные затраты, млн. руб.

10889

15936

18294

5047

2358

146,34

114,80

Сумма постоянных расходов, млн.р.

4849

6160

6308

1311

148

127,05

102,40

Прибыль от реализации, млн. р.

469

1338

1289

869

-49

285,29

96,34

Маржинальный доход, млн. р.

5318

7498

7597

2180

99

141,00

101,31

Доля маржинального дохода в выручке, %

32,81

32,00

29,34

-0,81

-2,66

97,52

91,70

Рентабельность продукции, %

2,98

6,06

5,24

3,08

-0,82

203,20

86,52

Рентабельность продаж, %

2,89

5,71

4,98

2,82

-0,73

197,31

87,20


Примечание - Источник: собственная разработка

Данные табл. 3.9 свидетельствуют об увеличении доли переменных расходов, что вело к снижению уровня маржинального дохода с 40,88 % в 2004 году до 38,21 % в 2006 году. Для наглядности воспользуемся рисунком 3.2.

 

  Рисунок 3.2 – Динамика уровня пе ременных затрат и маржинального дохода ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» за 2004-2006 годы

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Таким образом, данная система учета и анализа ориентирована не на производство, а на реализацию. Она побуждает изыскивать резервы увеличения объема продаж: чем больше объем продаж, тем меньше постоянных затрат, отнесенных прямо на финансовый результат, приходится на единицу реализованной продукции, тем больше прибыль и рентабельность.

Таблица 3.10 - Исходная информация для проведения анализа влияния факторов на изменение прибыли от реализации, рентабельности продукции (продаж)

Вид

продукции

Объем продаж, тыс. тонн

Цена, млн. р.

Переменные затраты, млн. р.

Постоянные затраты, млн. р.

2005 год

2006 год

2005 год

2006 год

2005 год

2006 год

2005 год

2006 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Комбикорм

79

87

336,84

340,33

15936

18294

6160

6308


Примечание - Источник: собственная разработка

Как видим по данным таблицы 3.10, в 2006 году произошло увеличение как постоянных, так и переменных затрат. Объем реализации в натуральном  измерении увеличился на 8 тыс. тонн.

Рассчитаем влияние факторов на прибыль от реализации по методике маржинального анализа прибыли. Сгруппируем показатели для анализа  в таблице 3.11.

Таблица 3.11 - Исходная информация для проведения анализа влияния факторов на изменение прибыли от реализации по методике маржинального анализа прибыли

Информация о работе Оценка механизма использования прибыли предприятия и разработка предложений по ее повышению