Оценка механизма использования прибыли предприятия и разработка предложений по ее повышению

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является обоснование путей увеличения прибыли на основе результатов комплексного анализа ее уровня.
Объектом исследования в дипломной работе выступала продукция ОАО «Жабинковский комбикормовый завод». Предмет исследования – показатели прибыли и рентабельности предприятия.
При выполнении дипломной работы использованы системный подход и общенаучные методы познания: анализа и синтеза, сравнения, научного обобщения.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………
1 Прибыль как экономическая категория и важнейший показатель хозяйственной деятельности организации ……………………...…..…
1.1 Сущность и значение показателей прибыли и их роль в оценке деятельности организации ……………………………………..
1.2 Основные направления использования прибыли …………..
2 Оценка механизма использования прибыли предприятия …………
2.1 Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» ………………………..
2.2 Анализ состояния прибыли и ее динамики …………………
2.3 Оценка факторов, влияющих на прибыль предприятия …...
2.4 Анализ показателей рентабельности предприятия ………..
3 Обобщение основных направления повышения показателей прибыли и рентабельности …………………………………………...
3.1 Экономическое обоснование прогнозных резервов роста прибыли и рентабельности ……………………………………………..
3.2 Маржинальный анализ прибыли и рентабельности ……….
Заключение ……………………………………………………………..
Список используемых источников ……………

Файлы: 1 файл

диплом на тему прибыли(скач.).docx

— 250.57 Кб (Скачать)

Показатель 

Значение показателя

2005 год

2006 год

1

2

3

Объема реализации, тыс. тонн

79

87

Цена на продукцию, млн. руб.

296,63

297,60

Сумма переменных затрат на единицу, млн. руб.

201,72

210,28

Сумма постоянных затрат, млн. руб.

6160

6308

Прибыль от реализации, млн. руб.

1338

1289


Примечание - Источник: собственная разработка

 

Для маржинального анализа используется следующая модель:

 

П = Vрп(p – b) - А,

(3.5)


 

где Vрп – физический объем реализации продукции;

p – цена единицы продукции;

b - переменные затраты на единицу родукции;

А – общая сумма постоянных затрат.

Воспользуемся методом  абсолютных разниц для расчета влияния факторов.

П0=79*(296,63-201,72)-6160 = 1338 млн. руб.

Пусл1=87*(296,63-201,72)-6160 = 2097 млн. руб.

Пусл2=87*(297,60-201,72)-6160 = 2182 млн. руб.

Пусл3=87*(297,60-210,28)-6160 = 1437 млн. руб.

П1=87*(297,60-210,28)-6308 = 1289 млн. руб.

Δ П Vрп = 2097-1338 = 759 млн. руб.

Δ П р = 2182-2097 = 85 млн. руб.

Δ П b = 1437-2182 = -745 млн. руб.

Δ П А = 1289-1437 = -148 млн. руб.

Как видим положительное  влияние на изменение прибыли  от реализации оказали увеличение объема реализованной продукции (759 млн. руб.), увеличение цены (85 млн. руб.).

Рост переменных затрат на единицу продукции, а также  увеличение суммы постоянных затрат оказали отрицательное влияние  на сумму 745 млн. руб. и 148 млн. руб. соответственно.

В таблице 3.12 представлены факторы изменения рентабельности реализованной продукции.

Таблица 3.12 - Исходная информация для проведения анализа влияния факторов на изменение рентабельности реализованной продукции по методике маржинального анализа прибыли

Показатель 

Значение показателя

2005 год

2006 год

1

2

3

Объема реализации, тыс. тонн

79

87

Цена на продукцию, млн. руб.

296,63

297,60

Сумма переменных затрат на единицу, млн. руб.

201,72

210,28

Сумма постоянных затрат, млн. руб.

6160

6308

Рентабельность реализованной продукции, млн. руб.

6,055

5,239


Примечание - Источник: собственная разработка

 

Для маржинального анализа используется следующая модель:

 

R = Vрп*(p – b) – А  ,

Vрп*b + А 

(3.6)


 

Воспользуемся методом  абсолютных разниц для расчета влияния факторов.

R 0 = (79*(296,63-201,72)-6160)/(79*201,72+6160)= 1338/22096=6,055 %.

R усл1 = (87*(296,63-201,72)-6160) / (87*201,72+6160) = 2097 / 23710 = 8,844 %.

R усл2 = (87*(297,60-201,72)-6160) / (87*201,72+6160) = 2182 / 23710 = 9,203 %.

R усл3 = (87*(297,60-210,28)-6160) / (87*210,28+6160)= 1437 / 24454 = 5,876 %.

R 1= (87*(297,60-210,28)-6308) / (87*210,28+6308)= 1289 / 24602 = 5,239  %.

Δ R Vрп = 8,844-6,055 = 2,789 %.

Δ R р = 9,203-8,844 = 0,359 %.

Δ R b = 5,876-9,203 = -3,327 %.

Δ R А = 5,239-5,876 = -0,637 %.

Как видим положительное  влияние на изменение рентабельности  реализованной продукции оказали  увеличение объема реализованной продукции (2,789 %), увеличение цены (0,359 %).

Рост переменных затрат на единицу продукции, а также  увеличение суммы постоянных затрат оказали отрицательное влияние  на сумму 3,327 % и 0,637 % соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Прибыль представляет собой часть  вновь созданной стоимости и  выступает одной из форм чистого  дохода общества, образующегося в  сфере материального производства [7, с. 646]. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки и затрат на производство и реализацию.

Являясь оценочным показателем, прибыль  характеризует совокупную эффективность  использования всех ресурсов предприятия. 

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской  деятельности организации вместе с  тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли  показывает, что в отдельных хозяйствующих  субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.

В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к  росту объема денежной массы в  обращение, не обеспеченной товарными  ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляции, а, следовательно, эмиссии денег.

Показатели прибыли или убытка являются исходной позицией для определения  уровня экономической эффективности  субъекта хозяйствования. Высокий уровень  экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообразности совместной инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность, в  свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности  продукции и, следовательно, увеличению прибыли.

Размер прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Чтобы управлять прибылью, необходимо проводить объективный систематизированный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволяет выявить резервы увеличения прибыли.

Открытое акционерное общество «Жабинковский комбикормовый завод» зарегистрировано решением Жабинковского исполнительного комитета от 23.05.1991 года № 76. Проведенный анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия выявил следующее. Выручка от реализации в период с 2004 по 2006 год постоянно увеличивалась, однако в 2006 году увеличение по сравнению с 2005 годом произошло лишь на 2999 млн. руб., что вызвало сокращение прибыли от реализации продукции на 49 млн. руб. Это произошло в связи с тем, что себестоимость произведенной продукции (услуг) выросла в соответствующем году на 2506 млн. руб. Опережающий темп роста затрат в сравнении с выручкой за вычетом косвенных налогов не позволил добиться положительной динамики показателя прибыли отчетного периода, которая сократилась на 49 млн. руб.

Аналогичная динамика наблюдалась  и по другим важнейшим показателям  финансово-хозяйственной деятельности предприятия (уровень рентабельности, прибыль на 1 рубль материальных затрат). Положительная динамика наблюдалась  в 2005 году. Проведенный экспресс-анализ финансового состояния ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» показал, что предприятие на протяжении 2004-2006 годов не являлось платежеспособным в достаточной мере, так как соотношения между активами и пассивами предприятия не соблюдаются в приемлемых пропорциях. На протяжении исследуемых лет коэффициент текущей ликвидности находился в диапазоне от 0,543 - на 01.01.2006 года до 0,707 - на 01.01.2007 года, что говорит о невозможности предприятия в любой момент рассчитаться по своим текущим обязательствам. Коэффициенты абсолютной и промежуточной ликвидности также находились в неприемлемых соотношениях.

Данные анализа показателей прибыли показали, что сумма налогооблагаемой прибыли уменьшилась на 49 млн. руб. в 2006 году в сравнении с 2005 годом, достигнув в 2006 году значения 939 млн. руб. На величину налогооблагаемой прибыли в 2004-2006 годах значительно повлияло сальдо от внереализационных операций и операционных доходов и расходов, которые на протяжении анализируемого периода имели отрицательную величину.

Сумма налогооблагаемой прибыли увеличилась в основном за счет увеличения прибыли от реализации продукции (128,74 %), сальдо внереализационных доходов и расходов, а также операционных доходов и расходов оказали отрицательное влияние на величину налогооблагаемой прибыли – 27,85 % и 0,89 % соответственно. Сумма чистой прибыли увеличилась в 2005 году в сравнении с 2004 годом на 238 млн. руб., или в 19,3 раза, и в 2006 году в сравнении с 2005 годом увеличилась на 285 млн. руб. или на 113,55 %.

Управленческий  учет  и  анализ  финансовых  результатов предполагает  деление  производственных  и  сбытовых  затрат в зависимости  от объема производства на переменные и постоянные и использование  категории маржинального дохода (маржи покрытия). Данные проведенного анализа свидетельствуют об увеличении доли переменных расходов, что вело к снижению уровня маржинального  дохода с 40,88 % в 2004 году до 38,21 % в 2006 году.

Анализ рентабельности показал, что  все показатели рентабельности на конец  анализируемого периода улучшили свои значения. Наибольшее увеличение достигнуто по рентабельности продукции (4,52 %) и  рентабельности совокупных активов (4,66 %). В условиях конкуренции товаров, работ, услуг на внутренних и внешних рынках сбыта снижение их себестоимости приобретает большое значение. В связи с этим у субъекта хозяйствования возникает потребность в совершенствовании внутрифирменного планирования, учета и изыскании резервов снижения себестоимости продукции (товаров, работ, услуг).

Увеличение продаж – это самый эффективный и быстродействующий способ увеличения прибыли и минимизации убытков. Изучение опыта предприятия-аналога позволит ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» в 2007 году увеличить выручку от реализации продукции на 888,27 млн. руб. При уровне рентабельности за последний отчетный год 5,239 % планируемая прибыль от реализации в результате данных изменений составит 46,54 млн. руб.

Резервы снижения себестоимости продукции  были выявлены в следующих направлениях и мероприятиях:

    • завершение модернизации производственной линии
    • изменение условий хозяйствования (налоговое окружение)
    • оптимизация поставок сырья и материалов
    • ограничение выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск
    • повышения производительности труда
    • снижение удельного веса энергозатрат  в общей сумме себестоимости
    • нерациональное использование вспомогательных материалов
    • экономия затрат за счет рационального использования собственного транспорта
    • построение эффективной системы стимулирования труда

Таким образом, экономия ресурсов позволит ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» увеличить прибыль от реализации в общей сложности на 867,277 млн. руб.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Адаменкова С.И., Бурцева И.Н., Левкович А.О. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль. - Учебное пособие Мн.: ООО «Элайда», 2006. - 556 с.

2 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2001. – 416с.

3 Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 260с.

4 Вуколова Т.И. Управление финансами предприятия. Мн.: Изд-во «Мисанта», 2005.– 224 с.

5 Маркова В.Д., Кузнецова  С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 288 с.

6 Ильин А.И. Планирование  на предприятии: учебное пособие.  – М.: Новое знание, 2005. – 656 с.

7 Ильин А.И. Экономика  предприятия: учебное пособие.  – М.: Новое знание, 2005. – 698 с.

8 Кондратьева Т.Н. Финансы  предприятий в схемах и таблицах: учебное пособие. – Мн.: Вышэйш. шк., 2007. – 238 с.

9 Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для вузов. – Мн.: Вышэйш. шк., 2000. – 430 с.

10 Курс экономики: Учебник  / Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М, 1997. - 720 с.

11 Козловских Л.А., Чернина Л.А., Якушева А.И. Организация производства на предприятиях отрасли. Учебное пособие. – М.: МГЗИПП, 1997. – 130с.

12 Организация оплаты  труда работников предприятий  в условиях либерализации цен  и приватизации: Рекомендации. М.: Институт  труда, 1998. - 204 с.

13 Основы экономической  теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997.- 336 с.

14 Ример М.И. Экономическая оценка инвестиций. СПб.: Питер, 2007. – 480 с.

15 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ООО «Новое знание», 2005. - 651 с.

16 Суша Г.З. Экономика  предприятия: Учеб. пособие для вузов. М.: Новое знание, 2005. - 470 с.

17 Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. – Мн.: Выш. шк., 1999. - 352 с.

18 Статистика: показатели  и методы анализа/ Н.Н. Бондаренко, Н.С. Бузыгина, Л.И. Василевская, и др.; Под ред. М.М. Новикова. – Мн.: Современная школа, 2005.- 628 с.

19 Ткачук М.И., Киреева  Е.Ф. Основы финансового менеджмента:  Учебное пособие. Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. - 416 с.

20 Управление финансами  предприятия / Под ред. Т.И. Вуколовой. - Мн.: Мисанта, 1998. – 487 с.

Информация о работе Оценка механизма использования прибыли предприятия и разработка предложений по ее повышению