Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:38, дипломная работа
Целью дипломной работы является обоснование путей увеличения прибыли на основе результатов комплексного анализа ее уровня.
Объектом исследования в дипломной работе выступала продукция ОАО «Жабинковский комбикормовый завод». Предмет исследования – показатели прибыли и рентабельности предприятия.
При выполнении дипломной работы использованы системный подход и общенаучные методы познания: анализа и синтеза, сравнения, научного обобщения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………
1 Прибыль как экономическая категория и важнейший показатель хозяйственной деятельности организации ……………………...…..…
1.1 Сущность и значение показателей прибыли и их роль в оценке деятельности организации ……………………………………..
1.2 Основные направления использования прибыли …………..
2 Оценка механизма использования прибыли предприятия …………
2.1 Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» ………………………..
2.2 Анализ состояния прибыли и ее динамики …………………
2.3 Оценка факторов, влияющих на прибыль предприятия …...
2.4 Анализ показателей рентабельности предприятия ………..
3 Обобщение основных направления повышения показателей прибыли и рентабельности …………………………………………...
3.1 Экономическое обоснование прогнозных резервов роста прибыли и рентабельности ……………………………………………..
3.2 Маржинальный анализ прибыли и рентабельности ……….
Заключение ……………………………………………………………..
Список используемых источников ……………
Показатель |
Значение показателя | |
2005 год |
2006 год | |
1 |
2 |
3 |
Объема реализации, тыс. тонн |
79 |
87 |
Цена на продукцию, млн. руб. |
296,63 |
297,60 |
Сумма переменных затрат на единицу, млн. руб. |
201,72 |
210,28 |
Сумма постоянных затрат, млн. руб. |
6160 |
6308 |
Прибыль от реализации, млн. руб. |
1338 |
1289 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Для маржинального анализа
П = Vрп(p – b) - А, |
(3.5) |
где Vрп – физический объем реализации продукции;
p – цена единицы продукции;
b - переменные затраты на единицу родукции;
А – общая сумма постоянных затрат.
Воспользуемся методом абсолютных разниц для расчета влияния факторов.
П0=79*(296,63-201,72)-6160 = 1338 млн. руб.
Пусл1=87*(296,63-201,72)-6160 = 2097 млн. руб.
Пусл2=87*(297,60-201,72)-6160 = 2182 млн. руб.
Пусл3=87*(297,60-210,28)-6160 = 1437 млн. руб.
П1=87*(297,60-210,28)-6308 = 1289 млн. руб.
Δ П Vрп = 2097-1338 = 759 млн. руб.
Δ П р = 2182-2097 = 85 млн. руб.
Δ П b = 1437-2182 = -745 млн. руб.
Δ П А = 1289-1437 = -148 млн. руб.
Как видим положительное влияние на изменение прибыли от реализации оказали увеличение объема реализованной продукции (759 млн. руб.), увеличение цены (85 млн. руб.).
Рост переменных затрат на единицу продукции, а также увеличение суммы постоянных затрат оказали отрицательное влияние на сумму 745 млн. руб. и 148 млн. руб. соответственно.
В таблице 3.12 представлены
факторы изменения
Таблица 3.12 - Исходная информация для проведения анализа влияния факторов на изменение рентабельности реализованной продукции по методике маржинального анализа прибыли
Показатель |
Значение показателя | |
2005 год |
2006 год | |
1 |
2 |
3 |
Объема реализации, тыс. тонн |
79 |
87 |
Цена на продукцию, млн. руб. |
296,63 |
297,60 |
Сумма переменных затрат на единицу, млн. руб. |
201,72 |
210,28 |
Сумма постоянных затрат, млн. руб. |
6160 |
6308 |
Рентабельность реализованной продукции, млн. руб. |
6,055 |
5,239 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Для маржинального анализа
R = Vрп*(p – b) – А , Vрп*b + А |
(3.6) |
Воспользуемся методом абсолютных разниц для расчета влияния факторов.
R 0 = (79*(296,63-201,72)-6160)/(79*
R усл1 = (87*(296,63-201,72)-6160) / (87*201,72+6160) = 2097 / 23710 = 8,844 %.
R усл2 = (87*(297,60-201,72)-6160) / (87*201,72+6160) = 2182 / 23710 = 9,203 %.
R усл3 = (87*(297,60-210,28)-6160) / (87*210,28+6160)= 1437 / 24454 = 5,876 %.
R 1= (87*(297,60-210,28)-6308) / (87*210,28+6308)= 1289 / 24602 = 5,239 %.
Δ R Vрп = 8,844-6,055 = 2,789 %.
Δ R р = 9,203-8,844 = 0,359 %.
Δ R b = 5,876-9,203 = -3,327 %.
Δ R А = 5,239-5,876 = -0,637 %.
Как видим положительное
влияние на изменение рентабельности
реализованной продукции
Рост переменных затрат на единицу продукции, а также увеличение суммы постоянных затрат оказали отрицательное влияние на сумму 3,327 % и 0,637 % соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыль представляет собой часть
вновь созданной стоимости и
выступает одной из форм чистого
дохода общества, образующегося в
сфере материального
Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.
Ведущее значение прибыли в качестве
финансового показателя предпринимательской
деятельности организации вместе с
тем не означает его уникальности.
Анализ стимулирующей роли прибыли
показывает, что в отдельных хозяйствующих
субъектах преобладает
В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.
Стремление любыми путями получить
высокую прибыль с целью
Показатели прибыли или убытка
являются исходной позицией для определения
уровня экономической эффективности
субъекта хозяйствования. Высокий уровень
экономической эффективности
Размер прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Чтобы управлять прибылью, необходимо проводить объективный систематизированный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволяет выявить резервы увеличения прибыли.
Открытое акционерное общество «Жабинковский комбикормовый завод» зарегистрировано решением Жабинковского исполнительного комитета от 23.05.1991 года № 76. Проведенный анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия выявил следующее. Выручка от реализации в период с 2004 по 2006 год постоянно увеличивалась, однако в 2006 году увеличение по сравнению с 2005 годом произошло лишь на 2999 млн. руб., что вызвало сокращение прибыли от реализации продукции на 49 млн. руб. Это произошло в связи с тем, что себестоимость произведенной продукции (услуг) выросла в соответствующем году на 2506 млн. руб. Опережающий темп роста затрат в сравнении с выручкой за вычетом косвенных налогов не позволил добиться положительной динамики показателя прибыли отчетного периода, которая сократилась на 49 млн. руб.
Аналогичная динамика наблюдалась
и по другим важнейшим показателям
финансово-хозяйственной
Данные анализа показателей прибыли показали, что сумма налогооблагаемой прибыли уменьшилась на 49 млн. руб. в 2006 году в сравнении с 2005 годом, достигнув в 2006 году значения 939 млн. руб. На величину налогооблагаемой прибыли в 2004-2006 годах значительно повлияло сальдо от внереализационных операций и операционных доходов и расходов, которые на протяжении анализируемого периода имели отрицательную величину.
Сумма налогооблагаемой прибыли увеличилась в основном за счет увеличения прибыли от реализации продукции (128,74 %), сальдо внереализационных доходов и расходов, а также операционных доходов и расходов оказали отрицательное влияние на величину налогооблагаемой прибыли – 27,85 % и 0,89 % соответственно. Сумма чистой прибыли увеличилась в 2005 году в сравнении с 2004 годом на 238 млн. руб., или в 19,3 раза, и в 2006 году в сравнении с 2005 годом увеличилась на 285 млн. руб. или на 113,55 %.
Управленческий учет и анализ финансовых результатов предполагает деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода (маржи покрытия). Данные проведенного анализа свидетельствуют об увеличении доли переменных расходов, что вело к снижению уровня маржинального дохода с 40,88 % в 2004 году до 38,21 % в 2006 году.
Анализ рентабельности показал, что все показатели рентабельности на конец анализируемого периода улучшили свои значения. Наибольшее увеличение достигнуто по рентабельности продукции (4,52 %) и рентабельности совокупных активов (4,66 %). В условиях конкуренции товаров, работ, услуг на внутренних и внешних рынках сбыта снижение их себестоимости приобретает большое значение. В связи с этим у субъекта хозяйствования возникает потребность в совершенствовании внутрифирменного планирования, учета и изыскании резервов снижения себестоимости продукции (товаров, работ, услуг).
Увеличение продаж – это самый эффективный и быстродействующий способ увеличения прибыли и минимизации убытков. Изучение опыта предприятия-аналога позволит ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» в 2007 году увеличить выручку от реализации продукции на 888,27 млн. руб. При уровне рентабельности за последний отчетный год 5,239 % планируемая прибыль от реализации в результате данных изменений составит 46,54 млн. руб.
Резервы снижения себестоимости продукции были выявлены в следующих направлениях и мероприятиях:
Таким образом, экономия ресурсов позволит ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» увеличить прибыль от реализации в общей сложности на 867,277 млн. руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Адаменкова С.И., Бурцева И.Н., Левкович А.О. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль. - Учебное пособие Мн.: ООО «Элайда», 2006. - 556 с.
2 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2001. – 416с.
3 Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 260с.
4 Вуколова Т.И. Управление финансами предприятия. Мн.: Изд-во «Мисанта», 2005.– 224 с.
5 Маркова В.Д., Кузнецова
С.А. Стратегический
6 Ильин А.И. Планирование
на предприятии: учебное
7 Ильин А.И. Экономика предприятия: учебное пособие. – М.: Новое знание, 2005. – 698 с.
8 Кондратьева Т.Н. Финансы
предприятий в схемах и
9 Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для вузов. – Мн.: Вышэйш. шк., 2000. – 430 с.
10 Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М, 1997. - 720 с.
11 Козловских Л.А., Чернина Л.А., Якушева А.И. Организация производства на предприятиях отрасли. Учебное пособие. – М.: МГЗИПП, 1997. – 130с.
12 Организация оплаты труда работников предприятий в условиях либерализации цен и приватизации: Рекомендации. М.: Институт труда, 1998. - 204 с.
13 Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997.- 336 с.
14 Ример М.И. Экономическая оценка инвестиций. СПб.: Питер, 2007. – 480 с.
15 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ООО «Новое знание», 2005. - 651 с.
16 Суша Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособие для вузов. М.: Новое знание, 2005. - 470 с.
17 Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. – Мн.: Выш. шк., 1999. - 352 с.
18 Статистика: показатели
и методы анализа/ Н.Н.
19 Ткачук М.И., Киреева
Е.Ф. Основы финансового
20 Управление финансами предприятия / Под ред. Т.И. Вуколовой. - Мн.: Мисанта, 1998. – 487 с.