Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:38, дипломная работа
Целью дипломной работы является обоснование путей увеличения прибыли на основе результатов комплексного анализа ее уровня.
Объектом исследования в дипломной работе выступала продукция ОАО «Жабинковский комбикормовый завод». Предмет исследования – показатели прибыли и рентабельности предприятия.
При выполнении дипломной работы использованы системный подход и общенаучные методы познания: анализа и синтеза, сравнения, научного обобщения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………
1 Прибыль как экономическая категория и важнейший показатель хозяйственной деятельности организации ……………………...…..…
1.1 Сущность и значение показателей прибыли и их роль в оценке деятельности организации ……………………………………..
1.2 Основные направления использования прибыли …………..
2 Оценка механизма использования прибыли предприятия …………
2.1 Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» ………………………..
2.2 Анализ состояния прибыли и ее динамики …………………
2.3 Оценка факторов, влияющих на прибыль предприятия …...
2.4 Анализ показателей рентабельности предприятия ………..
3 Обобщение основных направления повышения показателей прибыли и рентабельности …………………………………………...
3.1 Экономическое обоснование прогнозных резервов роста прибыли и рентабельности ……………………………………………..
3.2 Маржинальный анализ прибыли и рентабельности ……….
Заключение ……………………………………………………………..
Список используемых источников ……………
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Организации любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Ведущее значение прибыли в качестве
финансового показателя предпринимательской
деятельности организации вместе с
тем не означает его уникальности.
Анализ стимулирующей роли прибыли
показывает, что в отдельных хозяйствующих
субъектах преобладает
В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.
Стремление любыми путями получить
высокую прибыль с целью
Показатели прибыли или убытка
являются исходной позицией для определения
уровня экономической эффективности
субъекта хозяйствования. Высокий уровень
экономической эффективности
Размер прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Главная задача работы каждого предприятия - это минимизировать убытки и увеличить прибыль. В достижении этих целей могут возникнуть любые трудности.
Чтобы управлять прибылью, необходимо проводить объективный систематизированный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволяет выявить резервы увеличения прибыли.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции. Общая сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, эффективности использования производственных ресурсов и многого другого.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования - отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности.
Анализ прибыли предприятия дает возможность увидеть, насколько эффективно работало предприятие в предыдущем периоде и сделать соответствующие выводы о дальнейшем направлении работы.
Помимо выработки стратегии поведения, направленной на уменьшение затрат, анализ прибыли также позволяет понять, что нужно для того чтобы прибыль предприятия постоянно увеличивалась.
Основными источниками информации при анализе прибыли служат данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерского баланса, а также соответствующие плановые данные предприятия.
В процессе анализа используются различные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом [15, с. 262].
1. По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.
2. По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль.
Маржинальная прибыль - это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов), характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).
Прибыль до налогообложения - это результат после выплаты процентов кредиторам. Чистая прибыль - это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия.
4. По характеру налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
6. По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов.
Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую. Капитализированная прибыль - это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.
С точки зрения белорусского законодательства существует более приближенная к национальному бухгалтерскому учету классификация.
По источникам формирования прибыли выделяют: прибыль от реализации продукции, работ и услуг, от операционной деятельности предприятия и прибыль от внереализационных операций [4, с. 53].
Прибыль от реализации продукции является основным ее видом, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности предприятий. Она характеризует финансовый результат основной производственно-коммерческой деятельности предприятия и может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом.
Величина прибыли определяется как разница между выручкой от реализации продукции, работ и услуг в отпускных ценах, уменьшенных на сумму косвенных налогов и отчислений в централизованные государственные фонды, и затратами на производство и реализацию.
Расчет производится раздельно по каждому виду деятельности, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг, что облегчает расчеты, повышает их точность.
В состав прибыли от реализации продукции, работ и услуг включается также прибыль, полученная от подсобных сельских хозяйств, торговых, транспортных организаций и других подразделений, находящихся на балансе предприятия.
В условиях рыночных отношений предприятия, кроме основной деятельности, имеют дополнительные возможности получения доходов, в частности, от реализации имущества и по внереализационным операциям.
Прибыль от реализации имущества представляет собой доходы, полученные от продажи изношенных или неиспользуемых основных фондов, излишних запасов сырья, материалов, топлива, запчастей и нематериальных активов в виде патентов, лицензий, торговых марок, программных средств, уменьшенные на сумму расходов по их реализации.
В состав доходов, формирующих прибыль по внереализационным операциям, относятся: доходы от участия в совместной деятельности; от принадлежащих предприятию облигаций, и других ценных бумаг, выпущенных сторонними эмитентами; по депозитным вкладам в банках; полученные штрафы, пени, неустойки и др.
Схему формирования и использования прибыли рассмотрим на рисунке 1.1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Рисунок 1.1 - Схема формирования и использования прибыли
Примечание - Источник: [15, c. 263]
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.
Анализируя состав и динамику прибыли, следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики предприятия. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов. Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования.
1. Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к оборотным активам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами отнесения их на затраты.
2. Изменение метода переоценки основных средств: путем индексации первоначальной стоимости с использованием среднестатистических коэффициентов пересчета или прямым пересчетом первоначальной стоимости в цены, сложившиеся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств.
От выбранного метода переоценки основных средств зависят фонд переоценки имущества (добавочный капитал), сумма амортизационных отчислений и как результат - величина прибыли и собственного капитала предприятия.
3. Использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а, следовательно, и налогов на прибыль.
4. Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним.
5. Выбор метода оценки потребленных производственных запасов.
6. Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда).
7. Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.
8. Изменение метода определения выручки от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты).
Таким образом, учетная политика, формируемая руководством, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.
В процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму брутто-прибыли, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер потребляемой и капитализированной прибыли. Для этого следует отразить в специальной таблице уровень перечисленных показателей до и после изменения каждого метода учетной политики субъекта хозяйствования.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (V РП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi) [15, с. 267]:
Увеличение продаж – это самый эффективный и быстродействующий способ увеличения прибыли и минимизации убытков. Однако объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.