Коммерческая деятельность предприятий розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ теоретических и практических аспектов эффективности коммерческой деятельности розничной торговой организации на примере ООО «Domo».
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
Раскрыть роль и место розничной торговли в современных условиях.
Изучить понятие и сущность коммерческой работы в розничной торговле.
Определить особенности коммерческой работы в розничной торговой организации.
Проанализировать коммерческую деятельность ООО «Domo».
Разработать пути совершенствования коммерческой работы торгового предприятия.

Оглавление

Введение - стр. 2
1. Коммерческая деятельность в розничных предприятиях - стр. 5
1.1 Понятие коммерческой деятельности и ее содержание в розничной торговле - стр. 5
1.2 Роль и значение коммерческой деятельности в условиях рынка - стр. 9
1.3 Задачи коммерческой работы по розничной продаже товаров на современном этапе - стр. 13
2. Состояние коммерческой деятельности в магазине «Domo» - стр. 19
2.1 Характеристика предприятия - стр. 19
2.2 Коммерческая работа в магазине «Domo» - стр. 21
2.2.1 Изучение спроса населения
2.2.2 Закупочная деятельность
2.2.3 Формирование ассортимента товаров
2.2.4 Продажа товаров и ее стимулирование
2.3. Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия - стр. 31
3. Пути улучшения коммерческой деятельности в ООО «Domo» - стр. 35
Заключение - стр. 41
Библиографический список - стр. 44
Приложение - стр. 45

Файлы: 1 файл

Ком деят предпр розн торг.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Коммерческая деятельность на рынке в целях свободного товарно-денежного обмена, определенного пропорциями между спросом и предложениями товаров и услуг, частичного регулируемого государством с помощью экономически ресурсов.

     Чтобы понять роль коммерческой деятельности в условиях рынка, кроме понятия «коммерческой деятельности» необходимо рассмотреть понятие «рынок» [6].

     «Рынок  – это совокупность покупателей  и продавцов, взаимодействие которых  приводит к возможности обмена», - считает Пиндайк.

     Понятие «рынок» чаще всего используют в широком смысле – как синоним понятия «рыночное хозяйство», механизма взаимодействия продавцов и покупателей в процессе купли-продажи товаров. «Экономисты подразумевают под термином „рынок“, – писал английский экономист конца 19 в. Альфред Маршалл, – не какую-либо конкретную рыночную площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В современной экономической науке рыночное хозяйство обычно определяют как основанную на разделении труда систему товарного производства и рыночного обмена, когда все блага производятся не для собственного потребления, а для купли-продажи на рынке.

     Каждый  экономист дает свое определение  рынка, но, определив все определения  можно сказать, что рынок - это форма экономической связи продавцом и покупателем. На рынке производитель возмещает свои затраты и получает прибавочный каптал, а потребитель получает в замен своих средств товары и услуги.

     В условиях рынка существует такой  механизм товарно-денежных отношений, который обеспечивает эквивалентный  обмен товаров и услуг, рабочей силы, финансов и ценных бумаг, которые очищает с помощью конкуренции общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц. Таким образом, чтобы выжить предприятию, необходимо производить то, что можно продать, а не на оборот – продавать то, что только производит предприятие, тоже можно сказать и о железнодорожных предприятиях.

     В условиях рынка коммерческий успех  предприятия и его жизнь полностью  зависит от возврата вложенных средств, через реализацию товаров и услуг, следовательно, главная задача предприятия является исследование и возможно более полная эксплуатация [10].

     Для выживания предприятия в условиях рынка необходимо не просто заниматься коммерческой деятельностью, а выполнять  весь комплекс коммерческой деятельности, который включает в себя прогнозирование изучения спроса, изучение емкости рынка, рациональной организации хозяйственной деятельности, рекламной деятельности и реализации своих услуг.

     Кроме того, необходимо уметь выявить открывающиеся  рыночные возможности, ни одно предприятие не может вечно полагаться на свои нынешние товары и услуги, их ассортимент и на свои рынки сбыта.

     Существует  несколько способов выявления новых  рынков, с помощью которых можно  добиться конечных результатов деятельности.

     Первый  способ – это добиться более глубокого внедрения на рынок, т.е. рост продаж услуг ныне существующей целевой группе покупателей без внесения каких-либо изменений в сам товар или сами услуги. Другими словами, предприятие будет работать с существующими товарами и услугам на существующих рынках. В этом случае можно опробовать несколько подходов, в том числе снижение прейскурантных цен и тарифов, увеличение расходов на рекламу, т.е. привлечь внимание покупателей именно к тому предприятию.

     Кроме того, вторым способом – расширение границ рынка, можно добиться не меньших результатов.

     Существуют  и другие методы улучшения конечных результатов деятельности предприятий  и тем самым их выживание в  условиях рынка. Всем этим занимаются коммерческие службы, это является для них основной целью деятельности. Таким образом, если предприятие не хочет обанкротиться и закончить свое существование ему не возможно обойтись без коммерческой деятельности [12].

     Коммерческая  деятельность предприятий подвержена постоянным изменениям, причем не столько по причине технологического прогресса, сколько в результате перемен потребности потребителей. Свобода выбора потребителя лучше всего способствует сохранению различных форм реализации продукции: однако со временем предпочтение потребителей изменяются, и иногда он начинает отвергать то, что хотел вчера и наоборот. Таким образом, ни одна форма сбыта, не обладает решительным преимуществом перед другими формами и никогда нельзя быть уверенным в том, что именно данный метод реализации услуг и товаров открывает путь к долговременному успеху, тем более, что всегда могут появиться новшества, основанные на иных методах, обслуживания запросов потребителей так, в последние годы многие компании в разных сферах начали экспериментировать наряду с производственными услугами открывать различные типы магазинов, чтобы лучше подновиться к будущему.

     К новым методам относятся:

     продажа продовольственных и не продовольственных  товаров по каталогам в демонстрационном зале;

     продажа в магазинах, имеющих небольшую  торговую площади расположенных в самом центре города, которые имеют строгий интерьер, немногочисленный персонал и торгуют ограниченным ассортиментом;

     «удобные  магазины» («SHOP»), которые торгуют  ограниченным ассортиментом товаров, отдавая предпочтения свежим продуктами открытым для покупателя целые сутки. Их успехов настоящее время не оспорим

     Задача  любого рыночного исследования состоит  в оценке существующей ситуации, разработки прогнозов развития рынка и составления  соответствующих мер маркетингового воздействия на рынок с целью обеспечения эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия. Только тот, кто знает или предвидит куда пойдет рынок и как будет развиваться товар, обеспечит себе рыночный успех. Таким образом, изучение рынка становиться наиболее интересной и важной для развития предприятия областью исследования. 

     1.3 Задачи коммерческой  работы по розничной  продаже товаров на современном этапе 

     Коммерческая  работа по розничной продаже товаров  складывается из следующих этапов:

     изучение  и прогнозирование спроса на реализуемые в магазинах товары;

     формирование  оптимального ассортимента товаров  в магазине;

     рекламно-информационная деятельность розничных торговых предприятий;

     выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;

     организация оказания торговых услуг покупателям.

     Коммерческая  работа по продаже товаров в розничных  торговых предприятиях в отличие  от оптовых предприятий имеет  особенности. Розничные торговые предприятия  реализуют товары непосредственно  населению, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи.

     Важным  коммерческим условием успешной продажи  товаров в розничной торговой сети является изучение и прогнозирование  покупательского спроса населения. В отличие от оптовых предприятий, где эта работа направлена на изучение объема спроса по крупным территориальным образованиям, в розничной торговле - на определение ассортиментной структуры спроса.

     Ассортиментную  и внутригрупповую структуру  спроса отражают данные о продаже  и запасах товаров, а также  сведения о неудовлетворенном спросе. Основные первичные данные о внутригрупповой структуре спроса можно получить только на розничных торговых предприятиях.

     Организация сбора, обработки и анализа такой  информации - сложная и трудоемкая задача. Это обусловлено тем, что  во внутригрупповом ассортименте товаров каждого магазина насчитываются тысячи разновидностей. Учет движения такого огромного ассортимента возможен лишь с использованием современной компьютерной техники.

     В небольших розничных торговых предприятиях могут использоваться неавтоматизированные методы учета внутригрупповой структуры реализованного спроса (данные о запасах и поступлении товаров, материалы инвентаризаций, учет продажи по товарным чекам и др.).

     Наряду  с учетом реализованного спроса в  магазинах для изучения спроса организуется сбор информации по анализу товарных запасов, учету неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству товаров [8].

     Важным  элементом коммерческой работы по сбыту  является формирование оптимального ассортимента товаров в магазине. Установление оптимального ассортимента магазина находится в прямой зависимости от типа и специализации торгового предприятия.

     В рыночных условиях ни одно торговое предприятие  не может успешно осуществлять реализацию товаров без использования рекламы.

     В розничной торговле для стимулирования сбыта должны использоваться различные виды рекламы - от самых простых (оформление оконных и внутримагазинных витрин, организация рекламных выставок товаров) до более сложных (печатная, радиотелевизионная и другие).

     Выбор эффективных методов розничной продажи товаров - важнейший этап коммерческой работы розничных торговых предприятий. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.

     Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров - экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.

     Система хозяйственных связей включает участие  торговых организаций в разработке планов производства товаров посредством  представления заявок и заказов; составление договоров; контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций; участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок; установление оптимальных финансовых взаимоотношений; применение административно-правовых норм и др.

     При административно-командной системе  управления экономикой организация  хозяйственных связей по поставкам товаров подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию (Положение о поставках товаров) [1].

     В условиях рыночной экономики осуществляется самостоятельное установление взаимоотношений  между партнерами по договору на базе норм гражданского законодательства. В настоящее время основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров является Гражданский кодек РФ, в котором излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, порядок разрешения преддоговорных споров, порядок изменения и расторжения договора, порядок обеспечения исполнения договорных обязательств и т.д.

     Однако  сфера хозяйственных взаимоотношений  между поставщиками и покупателями товаров требует определенного уровня государственного регулирования, в том числе посредством принятия и введения в действие законов, указов, постановлений в области ценообразования, требований к качеству товаров и услуг, пресечения недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности, а также установления льгот, тарифов, стимулирования отечественного производителя и т.п.

     Формирование  ассортимента товаров в розничных  торговых предприятиях - сложный процесс, базирующийся на учете действия многих факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

     К общим факторам относятся покупательский спрос и производство товаров. К специфическим факторам относятся тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т.д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.

     Покупательский  спрос выступает в качестве основного  фактора, влияющего на формирование ассортимента. При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях - известной консервативностью. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, кондитерских изделий и т.д.), поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.

Информация о работе Коммерческая деятельность предприятий розничной торговли