История развития предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 03:15, реферат

Краткое описание

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.

Файлы: 1 файл

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.doc

— 391.50 Кб (Скачать)

которой действовал предприниматель в прошлом, не подвергаясь особенному

риску и имея небольшой капитал. На современной  стадии развития экономики

положение коренным образом изменилось.

Наряду с  государственной, появились новые формы собственности: коллективная

и частная. За последнее  время почти полностью видоизменились производство и

быт людей, а  потребность поиска все более  эффективных сфер приложения труда  и

капитала осталась. Поэтому надобность в предпринимательстве по-прежнему

сохранилась, изменились лишь его формы, многократно увеличились масштабы, в

основном в  связи с развитием производительных сил.

Предпринимательство начиналось с развития малого бизнеса. Именно в малом

бизнесе предприниматель  активен и ориентирован, прежде всего, на какие-то

достижения. Вкладывая  в собственное предприятие огромное количество энергии,

отдавая ему  все свое время, он демонстрирует  энтузиазм, усердие и преданность

делу, что не всегда наблюдается у менеджеров больших компаний. Однако все

чаще новое  доходное дело оказывается не по силам  не только одному человеку,

но даже крупному предприятию. Поэтому предпринимательство становится делом

коллективным. Конечно, остается место и малому, в том числе индивидуальному

предпринимательству, но его деятельность ограничивается в основном

коммерцией, сферой обслуживания и частично — сельским хозяйством.

Промышленность  и финансы переходят в руки крупного капитала, представленного

многочисленными коллективами.

Старое понятие "предпринимательство" в последнее  время получило, таким

образом, новое  содержание. В современном мире предприниматель  — это человек,

способный понять перспективу и потребности рынка  и сочетать это понимание со

знаниями в  области управления производством и использованием производственных

ресурсов в  расчете на получение дохода.

     Глава 3. Роль государства в эволюции теории предпринимательства

     3.1 Государство в предпринимательском  процессе

До начала XVIII века государственной поддержки предпринимательства в России

как таковой  почти не было.  Однако и тогда  можно было встретить интересные

моменты.

С XIII по XV век  пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками»)

освобождали от уплаты налогов собственнику этой земли  на срок от 5 до 15 лет.

Существовали  меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли  купцов-

иностранцев, которые  в целях захвата рынка снабжали деньгами небогатых

русских купцов, превращая их в своих агентов, скупая через них товары по

чрезвычайно низким ценам. Иностранные купцы, особенно шведские, свободно

пересекали  границу и торговали в России в течение всего года, скупая местные

товары в  наиболее выгодное время. Поэтому дипломатом и экономистом Ордын-

Нащокиным в 1667 г. был создан Новоторговый устав, который  определял

направления внешнеторговой политики русского правительства. В  нем

предлагалось  объединить торговых людей, организовать помощь мелким купцам со

стороны крупных  путем создания торговых компаний на комиссионных началах.

Кроме этого, поощрялся  вывоз русских товаров за границу. Русским купцам

разрешалось продавать  свои товары во всех приграничных городах  и на ярмарках,

торговать с  «иноземцами» вольно. На вырученные от экспорта деньги купцы могли

покупать беспошлинно  иностранные товары.

Петр I не допускал полной монополии частных лиц: «Регламент Мануфактур-

коллегии» имел специальный пункт - «Об неисключении других фабрик». Можно

сказать, что  это был первый российский антимонополистический  закон.

Уже тогда предприниматели  натыкались на ряд проблем: недостаток капиталов для

создания предприятий, конкуренция со стороны иностранных  товаров. Решить их и

многие другие проблемы можно с помощью государства. Петром I был издан ряд

указов, в которых  определялись привилегии купечеству, такие как освобождение

от всякой службы государству; беспроцентная денежная ссуда из казны;

освобождение  от уплаты торговых пошлин; передача земли, казенных строений,

оборудования; передача казенных заводов частным  компаниям. По мнению Петра,

это должно было привлекать купцов к занятиям промышленными делами. Надо

заметить, что  такие меры и сейчас были бы действенны.

Основным налогом  в то время был промысловый  налог, от которого полностью

освобождались некоторые категории, такие как, например мелкие кредитные

учреждения, товарищества, артели с капиталом меньше 10 тысяч рублей;

промыслы, требовавшие  покровительства государства, в  том числе первичная

обработка сельскохозяйственной продукции, крестьянские промыслы  и т.д.

Менделеев Д.И.,  всерьез занимавшийся проблемами промышленного  развития

России считал, что «причиной малого развития у  нас промышленности должно

считать отсутствие личной предприимчивости, определенной преимущественно тем,

что русские  люди привыкли все получать готовенькое, так сказать, в виде

подарка от кого бы то ни было, сверху или снизу, и если манна небесна само

собой не валит  с неба, то наша образованность привыкла обвинять кого-либо или

сверху, или  снизу, а сама ничего не предпринимает, если это сопряжено с

необходимостью  личного труда, риска и упорства, как это и нужно для дел

промышленности».

У прошлого и  нынешнего предпринимательства  есть два сходства - первое это то,

что и раньше и сейчас предпринимательством занимается в основном молодежь, а

второе - как  «старому», так и «новому» предпринимательству  приходилось и

приходится преодолевать постоянное, скрытое и явное противодействие

государственной бюрократии.

В России предпринимателями  создается всего 10% валового национального

продукта страны и это неудивительно, если учесть фактический развал нашей

экономики.

Сложная внутриэкономическая ситуация вынудила российских ученых-экономистов

исследовать теории предпринимательства, в результате чего появилась

законодательная основа регулирования данной отрасли  экономики.

Долгое время  в нашей стране уделялось большое  внимание монополизации и

укрупнению  производства. Создавались предприятия  с низким уровнем

технологической и подетальной специализации, обладающие жесткой

технологической структурой и во многих случаях являющиеся монопольными

производителями определенных видов продукции. Их организационную перестройку

и перепрофилирование на выпуск наукоемкой продукции очень  трудно осуществить.

Стоило задуматься и отметить недопустимый уровень  практически монопольного

выпуска многих видов энергетического, металлургического, транспортного  и

тому подобного оборудования, а также  почти всего выпуска  товаров широкого

потребления.

Государственная экономическая  политика, направленная на строительство  и

преимущественное развитие крупных производств, привела  к  тому, что значение

малых предприятий в экономике страны в течение многих десятилетий

недооценивалось.

Такая недооценка малых предприятий  обуславливалась сложившимся представлением

об их низкой экономической  эффективности, которое исходило из

политэкономического постулата  о монополизации и концентрации производства,

как о главном направлении  экономики страны.

Начало развития многоукладной  экономике в СССР выпало на конец 80-х годов с

появлением экономических  субъектов - представителей различных  форм

собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991

гг. По данным налоговых организаций, в этот период было зарегистрировано 240

тыс. малых предприятий.

В 1989-1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе

государственной собственности, поэтому сектор малого предпринимательства был

тогда незначителен. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а

малое предпринимательство  так и оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда

происходило его  отделение в самостоятельную отрасль относительно системы

жесткого централизованного  управления. Первыми формами такого отделения были

арендное и  кооперативное движение, но их развитие было технически отстало, и

создать инновационный  климат как массовое явление они  не могли, так как

условия хозяйствования на малых и средних предприятиях промышленности того

периода не представляли собой нечто целое.

Новое в развитии малого предпринимательства появилось  в 1990 г., с изданием

постановление правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий,

установлению  налоговых льгот для них. Эта  идея состояла в том, чтобы начать

массовый процесс  приватизации мелких нерентабельных и  малоэффективных

государственных предприятий, перевести их на арендную систему поощрений,

кооперативную форму собственности либо передать трудовым коллективам на

принципах акционирования.

В 1990-1991 гг. государственной  статистикой был зафиксирован рост малого

предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые

предприятия, так как они имели право на налоговые льготы. Кроме того,

сказалось отрицательное  отношение населения к кооперативам.

Тогда же часть  малых предприятий была учреждена  крупными государственными

организациями как дочерние. Доходность таких предприятий  достигалась за счет

бесплатного или  льготного использования площадей, ресурсов, оборудования

организаций-учредителей.

Следующий этап развития малого предпринимательства  в 1992 г. обозначился

расширением процесса приватизации в сфере обслуживания и торговли. Однако не

всегда для  выкупа трудовыми коллективами предприятий  сферы услуг у работников

хватало денежных средств. Отсутствие кредита и высокий  риск банкротств,

связанный с  резким падением спроса населения на услуги (в связи с инфляцией  в

то время  население почти 80% доходов тратило на продукты питания) также

сыграли свою роль.

Еще одна примета 1992 г. - кризис, охвативший крупные предприятия  тяжелой

промышленности. Поэтому некоторые негосударственные  формы хозяйствования

получили развитие в промышленности.

Чаще всего малые предприятия создавались в строительстве и промышленности, а

посреднических  предприятий было меньше в 10 раз, чем  строительных, и в 8 раз,

чем промышленных.

В течение 1992 г. на складывающиеся позитивные процессы в малом

предпринимательстве оказали разрушительное воздействие государственная

налоговая и  ценовая политика. Страну захлестнула  волна

псевдопредпринимательства.

Нынешний этап развития малого предпринимательства  обозначился борьбой

предпринимателей-производителей за «выживание» в условиях всеобщего кризиса

экономики. В  силу дефицита бюджета государство  не может выделить финансовые и

организационные структуры для поддержки малых  предприятий. Инвестиционная

деятельность  малого предпринимательства практически  прекратилась. [14, c.89]

К сожалению, не представляется возможным составить полное представление о

развитии малого предпринимательства и соотношении  между секторами экономики,

Информация о работе История развития предпринимательства