История развития предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 03:15, реферат

Краткое описание

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.

Файлы: 1 файл

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.doc

— 391.50 Кб (Скачать)

Введение

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который  в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.

Однако возникновение  предпринимательства как оформившегося  устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего.

Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской  инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.

По мере углубления товарного характера общественного  хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства.

Теперь уже  не поиск наиболее привлекательных  рынков, а поиск наиболее

рациональной  комбинации применяемых факторов производства становится условием

предпринимательского  успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой

усложнение  и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение.

Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника. [9, c.23]

Постиндустриальная  стадия с характерными для нее  ростом роли нематериальной

деятельности, динамичности и социализации производства установила иные

ориентиры и  приоритеты хозяйствования. Важнейшим  в предпринимательской

деятельности  становится не приспособление к меняющимся условиям, а

способность преобразовывать  сами условия хозяйствования, предугадав

перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное

использование ресурсов, а рационализация самой  формы и способа хозяйствования

выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Предпринимательство

все в большей  мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его

инновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же

время, коллективно  выполняемой функцией. Работая на перспективу,

предприниматель не может руководствоваться текущими целями. Его устремления

приобретают стратегический характер, а главной целью становится не

максимизация  частного результата, а обеспечение  финансовой устойчивости

предпринимательской организации. Достичь указанного результата можно, только

мобилизовав усилия всего коллектива организации, что предусматривает

вовлечение  в предпринимательский процесс  всех его участников. Дух

рационализма  сменяется духом демократизма и  социальной интеграции.

По мере эволюции предпринимательства менялась и  его социальная оценка.

Оформившаяся еще в античное время и позднее закрепленная в догматах

христианства  печать морально-этической неполноценности  предпринимательской

деятельности  как "греховной" и "недостойной", довлела над ней в течение

столетий. В  обществе, покоящемся на патриархальном хозяйстве, с его

размеренным и  неизменным ритмом жизни, инициативная деятельность,

направленная  на изменение устоявшегося уклада, не могла восприниматься иначе.

Со становлением индустриального типа производства, когда рациональное

использование ресурсов и новаторство определяющими факторами устойчивого

экономического  роста, общественное восприятие предпринимательской

деятельности  становится более адекватным. Конечно, было бы ошибкой видеть в

предпринимательстве некую подвижническую деятельность. Однако, столь же

несправедливо было бы акцентировать внимание лишь на его приобретательской

мотивации, упуская  из виду выполняемую им созидательную  работу. [9, c. 58]

На сегодняшний  день в мире не существует общепринятого определения

предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет

«предпринимательство  как процесс создания чего-то нового, что обладает

стоимостью, а  предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все

необходимое время  и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и

социальный  риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». В

американской  учебной и научной литературе дается множество и других

определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с

экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других

точек зрения.

Английский  профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным

предпринимателем  является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия». [16, c.12]

Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана  общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. «Три волны» развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

«Первая волна», которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. «Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской  функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно – с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

В настоящее  время в теоретических исследованиях  уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого,-«интракапитал».[16, c.43]

Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие и н т р а ка п и т а л а - капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой

мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение

прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и

инновационной предпринимательской идее.

     1.2 История возникновения и эволюция теории предпринимательства

Теория предпринимательства  развивалась с развитием хозяйственной  деятельности

человека. Первым теоретиком в области предпринимательства  был Ричард

Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил

внимание на расхождения спроса и предложения  и нарушения рыночного

равновесия, которые  позволяют отдельным людям извлекать  спекулятивный  доход.

Он отмечал  рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного

поведения, нестандартность  принимаемых решений.

Около 1800 года Жан  Батист  Сэй  следующим  образом  охарактеризовал

предпринимателя:  «Предприниматель  перемещает  экономические  ресурсы из

области с более  низкой в область с более высокой  производительностью  и

результативностью».  Адам Смит считал предпринимателем человека, который

использует  капитал собственника для извлечения дохода.

В конце XIX века произошло разделение  понятий  «предприниматель»  и

«собственник  на капитал». В этот период большой  вклад в развитие теории

предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе «Теория

экономического  развития»  он рассмотрел экономическую  систему не как

пассивный процесс  обращения фондов, а  как  постоянно  развивающуюся

динамическую  систему. В основе такого развития лежат  новые комбинации

факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель.

В понятие «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывает следующие

элементы:

1.  Создание  новых благ или новых их  качеств.

2.  Внедрение   новых  технологий или использование имеющихся технологий, но

новым образом.

3.  Освоение  новых рынков.

4.  Получение  новых источников сырья и материалов. Эти источники могли

существовать  и ранее, но не быть вовлеченными в  процесс производства.

5.  Осуществление  соответственной реорганизации производства.

Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта  и Фон

Тюнена.  Их  заслуга  заключается в подробной  характеристике самого

предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме  того, они

проанализировали  предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти

же вопросы  рассматривались Мизесом,  Хайеком  и  Кришнером.  В  современных

трактовках  предпринимательства выделяются следующие  моменты:

- умение организовать  и управлять производством;

- инициативная, новаторская деятельность;

- рисковая деятельность;

Наиболее полное  современное  определение  предпринимательства  дают Хизреч и

Питерс в  своей книге «Предпринимательство». Аналогичное определение

предпринимательства дано у Стаддарта в книге «Ключи к миру бизнеса». В целом,

скомпонованное  определение выглядит так:

«Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов

собственности, направленная на создание экономических  и  организационных

условий с целью  производства материальных благ и услуг  и получения прибыли».

[16, c.48]

Таким образом, основными чертами предпринимательства  являются:

1.  Инициативная  деятельность.

2.  Новаторская  деятельность.

3.  Деятельность  по организации и управлению  производством.

4.  Рисковая  деятельность.

Информация о работе История развития предпринимательства