Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 03:15, реферат
Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.
------------------------------
<27> Там же. 1990. N 11.
Коллективной собственностью признавалась собственность юридических лиц, причем в Законе проводились различия между собственностью арендных и коллективных предприятий. Первые имели в собственности произведенную продукцию, полученные доходы и другое приобретенное за счет средств этого предприятия имущество, а вторым принадлежало все имущество предприятия, а также полученные доходы.
Несмотря на то что Закон упоминает о собственности коллектива трудящихся, субъектом права собственности соответствующего имущества являлось само юридическое лицо, а права работников, основанные на вкладах в имущество, носили обязательственный характер. Поэтому члены трудового коллектива не могли быть определены как собственники данного имущества. Наряду с правом оперативного управления, которым Закон наделил государственные учреждения на закрепленное за ними государственное имущество, была введена такая новая вещно-правовая конструкция, как право полного хозяйственного ведения. Им наделялись государственные предприятия. В целом их положение существенно не отличалось от ранее закрепленного статуса в Законе "О государственном предприятии (объединении)".
В целом данный нормативный акт может быть охарактеризован как прогрессивный. Хотя в нем еще сохранялись отголоски правовой политики предшествующего периода, в частности норма п. 6 ст. 1 указывала, "что использование любых форм собственности должно исключать эксплуатацию человека человеком", этим Законом и принятием затем соответствующей редакции Конституции СССР был выражен новый подход к системе форм собственности, получивших развитие в нашей стране.
В новой редакции ч. 1 ст. 10 Конституции СССР закреплялись в качестве основы социально-экономической системы СССР собственность советских граждан, коллективная и государственная собственность. Закон СССР "О собственности в СССР", в п. 2 ст. 1, впервые разрешил всем собственникам, а значит и гражданам, использовать принадлежащее им имущество для любой хозяйственной или иной деятельности, не запрещенной законом. В сочетании с правом использовать труд других граждан при осуществлении своего права собственности (п. 4 ст. 1) он, по сути, открыл путь к возрождению различных форм частнопредпринимательской деятельности как источника образования частной собственности граждан. Поэтому вполне логичным представляется принятие в 1991 г. Закона СССР "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР" и в 1990 г. Закона от 4 июня 1990 г. N 1529-1 "О предприятиях в СССР" <28>; последний привел виды предприятий в соответствие с определенными Законом "О собственности в СССР" формами собственности: он различал предприятия индивидуальные и семейные, основанные на собственности советских граждан, коллективные и другие.
------------------------------
<28> Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. N 25.
Объектами права частной собственности граждан становятся предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, иные средства производства и любое другое имущество производственного назначения.
Коренные изменения в развитии
частнопредпринимательской
------------------------------
<29> Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. N 30.
Частная собственность по смыслу Закона "О собственности в РСФСР" включает в себя собственность физических лиц (отечественных и иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательными актами) и юридических лиц. Правомочия собственника определялись по-прежнему "триадой". В соответствии с п. 2 ст. 2 данного Закона, "собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом". В п. 3 той же статьи говорится, что "установление государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в государственной, частной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений не допускается". Это положение Закона означало, что устанавливалось единое для всех субъектов право собственности с одинаковым для всех набором правомочий, у которого имелись лишь различные субъекты. Это существенно отличало правовое регулирование отношений собственности от прежнего законодательства.
Объектом права собственности теперь могло быть практически любое имущество. Закон включал в этот перечень предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, а также продукты интеллектуального и творческого труда.
Частная собственность включала в себя собственность физических и юридических лиц. Физические лица, в соответствии с этим Законом, стали равноправными с другими субъектами права собственности. Теперь отсутствовала необходимость участия в социалистическом производстве, поскольку само социалистическое производство утратило свое значение. Средства производства могли находиться в собственности физического лица. В собственности юридических лиц, также относившейся к частной, как и в собственности физических лиц, могло находиться практически любое имущество, в том числе и средства производства. Объединения юридических лиц (концерны, союзы, ассоциации) признавались юридическими лицами (собственниками). Собственность общественных объединений стояла особняком: Закон не причислял ее ни к государственной, ни к частной формам. Однако по отношению к государственному интересу интерес отдельных социальных групп, представленных общественными объединениями, тоже может быть назван частным. Поэтому собственность общественных объединений была ближе к частной собственности.
Следствием принятия Закона "О собственности в РСФСР" стало то, что государство утратило свой статус основного собственника средств производства. Теперь в его собственности находились лишь объекты общегосударственного значения (то есть имущество, необходимое для осуществления задач государства). Таким образом, этот нормативно-правовой акт внес принципиальные изменения в регулирование отношений собственности и способствовал тому, что страна ступила на путь перехода к рыночной экономике и развитию предпринимательства <30>.
------------------------------
<30> См., напр.: Спектор Е.И. Указ. соч.; Стариков Е. Указ. соч.; Тихонова Н. Указ. соч.; Фильченко Д.Г., Яшинский М.В. Указ. соч.
Граждане России, имеющие право владеть имуществом как частной собственностью и право на свободное его использование для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, свободны в выборе распоряжения своими способностями к труду. Для этого существует многообразие форм собственности, прежде всего частная собственность; право на занятие предпринимательской деятельностью; свобода трудовой функции - все это фундаментальные экономико-правовые основы (условия) возникновения и развития предпринимательства в любом обществе.
Наиболее развернутую правовую регламентацию предпринимательство получило в законодательстве Российской Федерации - в Законах РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <31> (1990 г.) и от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" <32> (1992 г.), которые прямо были посвящены вопросам предпринимательства.
------------------------------
<31> Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.
<32> Ведомости ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 360.
Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" определил общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности, установил организационно-правовые формы предприятий, функционировавших на территории РСФСР, и особенности их деятельности, регламентировал права и ответственность субъектов предпринимательства, определил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в РСФСР.
При переходе к рынку первой систематизацией гражданского законодательства явилось принятие 31 мая 1991 г. Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик <33>. Но перемены в государственном устройстве в результате распада СССР, принятие Россией в 1993 г. Конституции привели к тому, что к середине 90-х годов законодательство Российской Федерации состояло и из советских, и из российских нормативных актов, часто противоречивших один другому. В таких условиях требовалось принятие единого для всей Федерации, уже российского систематизированного гражданско-правового нормативного акта. Им стал Гражданский кодекс РФ, принятый 21 октября 1994 года. Все вышесказанное относится и к малому предпринимательству, так как малое предпринимательство является частью общего понятия - "предпринимательство".
------------------------------
<33> Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. N 26.
Рассматривая законодательные акты, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологический последовательности, можно выделить следующие этапы развития малого предпринимательства.
Первым нормативным документом по малому предпринимательству было Постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" <34>.
------------------------------
<34> Собрание постановлений
В Постановлении было отмечено, что переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.
Развитие малых предприятий должно способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала. Они позволят расширить сферу приложения труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников, высвобождаемых с неэффективно действующих предприятий. В п. 1 Постановления говорилось: "Считать одной из важнейших мер по радикализации экономической реформы формирование экономической среды, обеспечивающей широкое развитие малых предприятий".
Постановление определяло критерии отнесения предприятий к категории малых, порядок создания и основные документы для государственной регистрации, льготы для малого бизнеса по налогообложению, амортизации и др. Результатом данного Постановления стало развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности и их сочетании.
Дальнейшее развитие нормативная база малого предпринимательства получила с принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" <35>.
------------------------------
<35> Законодательное регулирование
развития малого
В целях обеспечения необходимых организационных экономических и правовых условий развития предпринимательства на территории РСФСР Совет Министров РСФСР постановил:
- считать развитие сети малых предприятий в РСФСР одной из важнейших мер формирования республиканского и местных товарных рынков и поддержки предпринимательской деятельности;
- установить, что в соответствии с Законом РСФСР "О собственности в РСФСР" на территории РСФСР могут создаваться и действовать малые предприятия, основывающиеся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений (организаций), а также смешанной форме собственности, которые вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РСФСР и отвечающие целям, предусмотренным уставами таких предприятий.
Постановлением было определено, что к малым предприятиям относятся предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", как вновь создаваемые, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек (в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы - до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек).
При этом к среднесписочной численности
работников основного производственного
персонала добавляется среднесп
------------------------------
<36> Костров А.В., Николаев В.В. Законы - о малом бизнесе // Журнал российского права. 2002. N 2. С. 4, 5.
Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относились к малым по критерию того вида деятельности, который приносил наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (работ и услуг). В Постановлении было определено, что малые предприятия пользуются льготами по налогу на прибыль, и местным органам исполнительной власти рекомендовано вносить в установленном порядке предложения о предоставлении малым предприятиям дополнительных льгот по налогу на прибыль в пределах сумм налога, зачисляемых в местные бюджеты с учетом первоочередного решения задач, имевших приоритетное значение для развития региона <37>.