История развития предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 03:15, реферат

Краткое описание

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.

Файлы: 1 файл

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.doc

— 391.50 Кб (Скачать)

--------------------------------

<27> Там же. 1990. N 11.

 

Коллективной собственностью признавалась собственность юридических лиц, причем в Законе проводились различия между собственностью арендных и  коллективных предприятий. Первые имели в собственности произведенную продукцию, полученные доходы и другое приобретенное за счет средств этого предприятия имущество, а вторым принадлежало все имущество предприятия, а также полученные доходы.

Несмотря на то что Закон упоминает  о собственности коллектива трудящихся, субъектом права собственности соответствующего имущества являлось само юридическое лицо, а права работников, основанные на вкладах в имущество, носили обязательственный характер. Поэтому члены трудового коллектива не могли быть определены как собственники данного имущества. Наряду с правом оперативного управления, которым Закон наделил государственные учреждения на закрепленное за ними государственное имущество, была введена такая новая вещно-правовая конструкция, как право полного хозяйственного ведения. Им наделялись государственные предприятия. В целом их положение существенно не отличалось от ранее закрепленного статуса в Законе "О государственном предприятии (объединении)".

В целом данный нормативный акт  может быть охарактеризован как  прогрессивный. Хотя в нем еще  сохранялись отголоски правовой политики предшествующего периода, в частности норма п. 6 ст. 1 указывала, "что использование любых форм собственности должно исключать эксплуатацию человека человеком", этим Законом и принятием затем соответствующей редакции Конституции СССР был выражен новый подход к системе форм собственности, получивших развитие в нашей стране.

В новой редакции ч. 1 ст. 10 Конституции  СССР закреплялись в качестве основы социально-экономической системы СССР собственность советских граждан, коллективная и государственная собственность. Закон СССР "О собственности в СССР", в п. 2 ст. 1, впервые разрешил всем собственникам, а значит и гражданам, использовать принадлежащее им имущество для любой хозяйственной или иной деятельности, не запрещенной законом. В сочетании с правом использовать труд других граждан при осуществлении своего права собственности (п. 4 ст. 1) он, по сути, открыл путь к возрождению различных форм частнопредпринимательской деятельности как источника образования частной собственности граждан. Поэтому вполне логичным представляется принятие в 1991 г. Закона СССР "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР" и в 1990 г. Закона от 4 июня 1990 г. N 1529-1 "О предприятиях в СССР" <28>; последний привел виды предприятий в соответствие с определенными Законом "О собственности в СССР" формами собственности: он различал предприятия индивидуальные и семейные, основанные на собственности советских граждан, коллективные и другие.

--------------------------------

<28> Ведомости Верховного Совета  СССР. 1990. N 25.

 

Объектами права частной собственности  граждан становятся предприятия  и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, иные средства производства и любое другое имущество производственного назначения.

Коренные изменения в развитии частнопредпринимательской деятельности связаны с принятием Закона от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР", <29> вступившего в действие 1 января 1991 г. Закон восстанавливал частную собственность в Российской Федерации. Но этот термин в данном случае является общим собирательным понятием для права собственности частных (негосударственных, непубличных) владельцев имущества, преследующих при его использовании свой частный, а не государственный или муниципальный (публичный) интерес. В этом смысле оно противостоит праву государственной (публичной) собственности и не несет никакой политэкономической нагрузки. В соответствии с таким пониманием различались частная, государственная и муниципальная формы собственности.

--------------------------------

<29> Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. N 30.

 

Частная собственность по смыслу Закона "О собственности в РСФСР" включает в себя собственность физических лиц (отечественных и иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательными актами) и юридических лиц. Правомочия собственника определялись по-прежнему "триадой". В соответствии с п. 2 ст. 2 данного Закона, "собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом". В п. 3 той же статьи говорится, что "установление государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в государственной, частной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений не допускается". Это положение Закона означало, что устанавливалось единое для всех субъектов право собственности с одинаковым для всех набором правомочий, у которого имелись лишь различные субъекты. Это существенно отличало правовое регулирование отношений собственности от прежнего законодательства.

Объектом права собственности  теперь могло быть практически любое  имущество. Закон включал в этот перечень предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, а также продукты интеллектуального и творческого труда.

Частная собственность включала в  себя собственность физических и  юридических лиц. Физические лица, в  соответствии с этим Законом, стали равноправными с другими субъектами права собственности. Теперь отсутствовала необходимость участия в социалистическом производстве, поскольку само социалистическое производство утратило свое значение. Средства производства могли находиться в собственности физического лица. В собственности юридических лиц, также относившейся к частной, как и в собственности физических лиц, могло находиться практически любое имущество, в том числе и средства производства. Объединения юридических лиц (концерны, союзы, ассоциации) признавались юридическими лицами (собственниками). Собственность общественных объединений стояла особняком: Закон не причислял ее ни к государственной, ни к частной формам. Однако по отношению к государственному интересу интерес отдельных социальных групп, представленных общественными объединениями, тоже может быть назван частным. Поэтому собственность общественных объединений была ближе к частной собственности.

Следствием принятия Закона "О собственности в РСФСР" стало то, что государство утратило свой статус основного собственника средств производства. Теперь в его собственности находились лишь объекты общегосударственного значения (то есть имущество, необходимое для осуществления задач государства). Таким образом, этот нормативно-правовой акт внес принципиальные изменения в регулирование отношений собственности и способствовал тому, что страна ступила на путь перехода к рыночной экономике и развитию предпринимательства <30>.

--------------------------------

<30> См., напр.: Спектор Е.И. Указ. соч.; Стариков Е. Указ. соч.; Тихонова Н. Указ. соч.; Фильченко Д.Г., Яшинский М.В. Указ. соч.

 

Граждане России, имеющие право  владеть имуществом как частной  собственностью и право на свободное его использование для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, свободны в выборе распоряжения своими способностями к труду. Для этого существует многообразие форм собственности, прежде всего частная собственность; право на занятие предпринимательской деятельностью; свобода трудовой функции - все это фундаментальные экономико-правовые основы (условия) возникновения и развития предпринимательства в любом обществе.

Наиболее развернутую правовую регламентацию предпринимательство получило в законодательстве Российской Федерации - в Законах РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <31> (1990 г.) и от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" <32> (1992 г.), которые прямо были посвящены вопросам предпринимательства.

--------------------------------

<31> Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.

<32> Ведомости ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 360.

 

Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" определил общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности, установил организационно-правовые формы предприятий, функционировавших на территории РСФСР, и особенности их деятельности, регламентировал права и ответственность субъектов предпринимательства, определил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в РСФСР.

При переходе к рынку первой систематизацией  гражданского законодательства явилось  принятие 31 мая 1991 г. Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик <33>. Но перемены в государственном устройстве в результате распада СССР, принятие Россией в 1993 г. Конституции привели к тому, что к середине 90-х годов законодательство Российской Федерации состояло и из советских, и из российских нормативных актов, часто противоречивших один другому. В таких условиях требовалось принятие единого для всей Федерации, уже российского систематизированного гражданско-правового нормативного акта. Им стал Гражданский кодекс РФ, принятый 21 октября 1994 года. Все вышесказанное относится и к малому предпринимательству, так как малое предпринимательство является частью общего понятия - "предпринимательство".

--------------------------------

<33> Ведомости Верховного Совета  СССР. 1991. N 26.

 

Рассматривая законодательные акты, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологический последовательности, можно выделить следующие этапы развития малого предпринимательства.

Первым нормативным документом по малому предпринимательству было Постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" <34>.

--------------------------------

<34> Собрание постановлений Правительства  СССР. 1990. N 19. Ст. 101.

 

В Постановлении было отмечено, что  переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.

Развитие малых предприятий  должно способствовать быстрому насыщению  рынка товарами и услугами, преодолению  отраслевого и регионального  монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала. Они позволят расширить сферу приложения труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников, высвобождаемых с неэффективно действующих предприятий. В п. 1 Постановления говорилось: "Считать одной из важнейших мер по радикализации экономической реформы формирование экономической среды, обеспечивающей широкое развитие малых предприятий".

Постановление определяло критерии отнесения предприятий к категории малых, порядок создания и основные документы для государственной регистрации, льготы для малого бизнеса по налогообложению, амортизации и др. Результатом данного Постановления стало развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности и их сочетании.

Дальнейшее развитие нормативная  база малого предпринимательства получила с принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" <35>.

--------------------------------

<35> Законодательное регулирование  развития малого предпринимательства:  Аналитический справочник. М., 1998.

 

В целях обеспечения необходимых организационных экономических и правовых условий развития предпринимательства на территории РСФСР Совет Министров РСФСР постановил:

- считать развитие сети малых  предприятий в РСФСР одной  из важнейших мер формирования  республиканского и местных товарных рынков и поддержки предпринимательской деятельности;

- установить, что в соответствии  с Законом РСФСР "О собственности в РСФСР" на территории РСФСР могут создаваться и действовать малые предприятия, основывающиеся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений (организаций), а также смешанной форме собственности, которые вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РСФСР и отвечающие целям, предусмотренным уставами таких предприятий.

Постановлением было определено, что к малым предприятиям относятся предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", как вновь создаваемые, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек (в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы - до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек).

При этом к среднесписочной численности  работников основного производственного  персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, работающих по договорам подряда и по совместительству <36>.

--------------------------------

<36> Костров А.В., Николаев В.В.  Законы - о малом бизнесе // Журнал  российского права. 2002. N 2. С. 4, 5.

 

Предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относились к малым по критерию того вида деятельности, который приносил наибольшую долю суммарной выручки  от реализации продукции (работ и  услуг). В Постановлении было определено, что малые предприятия пользуются льготами по налогу на прибыль, и местным органам исполнительной власти рекомендовано вносить в установленном порядке предложения о предоставлении малым предприятиям дополнительных льгот по налогу на прибыль в пределах сумм налога, зачисляемых в местные бюджеты с учетом первоочередного решения задач, имевших приоритетное значение для развития региона <37>.

Информация о работе История развития предпринимательства