Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 03:15, реферат
Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.
5. Получение предпринимательского дохода.
В процессе изложения материала многими авторами осуществляется отождествление
понятий «бизнес» и «предпринимательство». Такое отождествление с практической
точки зрения оправдано, однако с точки зрения научной концепции между этими
понятиями существует различие: «бизнес» - это среда предпринимательской
деятельности,
сфера, в которой действуют
организовывает, не управляет, не принимает решений. Предпринимательство же
прежде всего - это деятельность субъектов.
Кто такой предприниматель? Что такое предпринимательство? Что представляет
собой карьера предпринимателя? Эти вопросы возникают все чаще, отражая
возросший интерес к данной области во всем мире. Тем не менее четкого
общепринятого определения понятия «предприниматель» до сих пор нет. В
Приложении №1 приводится история развития самого термина «предприниматель»,
или, как говорили раньше, «антрепренер» (слово «антрепренер» - французского
происхождения и буквально означает «посредник»).
Один из первых примеров посредничества дает нам Марко Поло, великий
путешественник, первым из европейцев достигший Китая, стоявший у истоков
развития торговли Европы с этой страной. Отправляясь в путешествие, он, как
было принято в те времена, подписал контракт с купцом (предком современного
капиталиста), и тот дал ему своих товаров для продажи. В те времена кредит
торговцу предоставлялся обычно по ставке 22,5%, включая страховку. Роль
купца-капиталиста в подобных сделках была пассивной, а торговца - активной.
Именно торговец рисковал своей жизнью, отправляясь в дальнее путешествие,
именно на его долю выпадали все физические и душевные испытания, связанные с
осуществлением всего предприятия. По завершении вояжа основную долю прибыли
(до 75%) капиталист забирал себе, а торговцу приходилось довольствоваться
лишь остатком. [2, c.78]
В средние века термин «антрепренер» употреблялся в двояком смысле -
применительно
к организаторам парадов и
различных музыкальных
к руководителям крупных производственных или строительных проектов.
Руководитель такого проекта ничем не рисковал — он всего лишь руководил
всеми работами по его реализации, используя предоставленные ему ресурсы.
Такими «предпринимателями» в средние века были, как правило, духовные лица,
поскольку именно им обычно поручалось выполнение крупных строительно-
архитектурных проектов - возведение замков, фортификационных сооружений,
общественных зданий, соборов и монастырей.
В современном понятии дается следующее определение предпринимателя:
«Субъективный (личностный) фактор воспроизводства, который способен, не боясь
ответственности и риска, на инновационную, инициативную деятельность путем
особого соединения факторов производства».
Какими чертами, качествами должен обладать предприниматель?
1. Умением принимать новаторские решения в стандартных и нестандартных
ситуациях.
2. Умением генерировать идеи, превращать их в новые технологии с целью
получения дохода.
3. Оперативно оценивать все формы инноваций.
4. Не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять
ответственность.
Предпринимательская деятельность может осуществляться, в различных формах.
Эти формы взаимодополняют друг друга, превращая процесс производства и
продвижения товаров и услуг к потребителю в целостный и достаточно
эффективный процесс (рис.1).
Рисунок 1 Типология предпринимательской деятельности [3-c.38,4-c.15].
Глава 2. Эволюция теории
2.1 Эволюция предпринимательства за рубежом.
Теория предпринимательства как научная дисциплина имеет общие корни с
экономической историей. Уже в конце XIX в. стали складываться предпосылки ее
возникновения. В странах Западной Европы и в Америке все начиналось с
публикаций
автобиографий и биографий
предпринимателей. Однако статус научной дисциплины история бизнеса приобрела
далеко не сразу и только во второй половине XX в.
США стали мировым лидером в длительном процессе становления новой отрасли
знания. В 1926 г. появился первый специализированный журнал "Business History
Review", на страницах
которого публиковались
предпринимательских династий, а также многим аспектам коммерческой и
производственной деятельности бизнесменов в обществе. В 1927 г. американский
историк Н.С.В.Грас возглавил первую кафедру истории бизнеса в Гарвардском
университете. Объединенные усилия журнала и нового структурного подразделения
внесли не только важную лепту в определение предмета и в расширение рамок
исследований, но и в процесс дальнейшей институализации теории
предпринимательства, результатом которого стало рождение Гарвардской школы
. Журнал и кафедра явились своеобразным прологом к учреждению Центра по изучению
истории предпринимательства (Center for Business History) при Гарвардском
университете.
Это событие произошло в 1948 г. Крупнейший австрийский экономист Й.А.Шумпетер, с
1932 г. и до
конца жизни постоянно
американском университете, и его коллега историк А.Коул стали основателями
первого в мире специализированного научного центра. Его создание послужило
отличным стимулом для многих специалистов. С 1950 г. в рамках направления
теории предпринимательства появились исследования, посвященные изучению истории
крупных фирм, отраслей производства, а также мелкого бизнеса, которые до сих
пор остаются главными темами. [12, c.13]
Во второй половине XX в. организационное оформление новой отрасли знания в США
получило дальнейшее развитие. С 1954 г. и по сей день в рамках Американской
конференции по истории бизнеса (American Business History Conference) ежегодно
проводятся форумы, которые собирают специалистов со всего мира. Одновременно с
этим Американская конференция издает специализированные журналы: в 2000 г. на
смену широко известному периодическому органу "Предпринимательская и
экономическая история" (Business and Economic History) пришел новый
международный журнал "Предприятие и общество" (Enterprise and Society). В
настоящее время в США параллельно с этой авторитетной организацией работают еще
две: Общество экономической и предпринимательской истории (Economic and
Business Historical Society) и Центр по истории бизнеса, технологии и общества
Музея Хагли (Hagley Museum). Они также каждый год созывают конференции,
посвященные актуальным
проблемам истории
и на Востоке. Музей Хагли и его библиотека являются одним из крупнейших в США
независимых исследовательских центров. Богатейшая коллекция книг по истории
экономики, бизнеса, технологии, индустриализации и многим другим аспектам
делает это учреждение привлекательным для специалистов. [13,
c.2]
Существуют важные вехи и в развитии теоретико-методологической базы теории
предпринимательства. В 1937 г. была опубликована небольшая статья американца
Р.Коуза "Природа фирмы" (The Nature of the Firm), которой суждено было сыграть
важную роль
в разработке теории фирм. Автор
существенно изменил
представления о ней и о мультинациональных корпорациях, поскольку провел четкую
границу между рынком и фирмой. Р.Коуз рассматривал их как альтернативные
структуры. В конечном итоге он определил, как наилучшим образом экономить на
том, что позже войдет в науку под названием "трансакционные издержки".
Благодаря его работе предпринимательская функция, доселе недооцененная
экономистами, была поставлена на важное место в экономической системе
.
Другой еще более заметной вехой в развитии теоретико-методологической базы
является творчество Й.Шумпетера. Его вклад в науку трудно переоценить.
Знаменитая "концепция Новатора" поставила в свое время теорию эволюции
предпринимательства на прочный фундамент. Суть ее заключалась в том, что в
модель экономической системы, главной чертой которой являлось достижение и
поддержание равновесия, ученый ввел новую производственную функцию. Она, по
мнению Й.Шумпетера, осуществлялась Новатором, стремившимся получить
бóльшую прибыль. В достижении этой цели на помощь предпринимателю
приходил банкир, который предоставлял необходимые кредиты и одновременно с этим
обеспечивал Новатору возможность действовать.
Рубеж 50-60-х гг. XX столетия ознаменовался завершением "младенческого" периода
развития теории предпринимательства, главной характерной чертой которой
являлась описательность. С одной стороны, многочисленные эмпирические работы,
накопившие огромный фактический материал, неизбежно подводили историков к
необходимости концептуализации дисциплины с учетом новейших достижений
социально-экономических исследований. С другой стороны, в 60-е гг.
бихевиористские теории, господствовавшие в истории предпринимательства, на тот
момент уже исчерпали себя и перестали удовлетворять специалистов, поскольку
делали акцент на анализ менеджерского поведения, а не предпринимательского.
Некогда основательная концепция Новатора в представлении ученых имела слишком
узкие границы
как для реконструкции, так и
для интерпретации явлений
К тому же, именно на рубеже 50-60-х гг. появились теории корпоративного
менеджмента. Всеобщее признание получили школы "человеческих отношений" и
"организационного
поведения", а также теории
лидерства и стилей
Время поставило перед историками непростую задачу: путем разработки новых
теорий преодолеть описательность и статику, изначально присущую теории
предпринимательства, и тем самым обрести статус подлинной научной дисциплины
. [13, c.16]
В 1959 г. была опубликована фундаментальная монография Э.Пенроуз "Теория роста
фирмы". Появление этой работы стало подлинным прорывом в разработке
эволюционной теории фирмы. С течением времени исследование американского
ученого не потеряло своей актуальности, двадцать лет спустя книга была
переиздана. Автор наполнила иным содержанием само понятие фирмы. По ее мнению,
она является, с одной стороны, собранием материальных и человеческих ресурсов,
а с другой, административной организацией, которая имеет трансакционные
преимущества на рынке. Пенроуз доказала, что фирма обладает силой роста даже
при скудном менеджерском потенциале. При этом предел роста возникает только в
том случае, если фирма попадает в ситуацию, связанную с увеличением издержек
или нехваткой материальных ресурсов. Работа американской исследовательницы ярко
высветила три важных области, которые предстояло изучить: 1) стратегический
менеджмент, 2) организационное поведение и 3) технологические изменения
.
Хотелось бы подчеркнуть, что современная эволюционная теория фирмы во многом