История развития предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 03:15, реферат

Краткое описание

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.

Файлы: 1 файл

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.doc

— 391.50 Кб (Скачать)

5.  Получение  предпринимательского дохода.

В процессе изложения  материала многими авторами осуществляется отождествление

понятий «бизнес» и «предпринимательство». Такое  отождествление с практической

точки зрения оправдано, однако с точки зрения научной  концепции между этими

понятиями существует различие: «бизнес» - это среда предпринимательской

деятельности, сфера, в которой действуют предприниматели. Бизнес не

организовывает, не управляет, не принимает  решений. Предпринимательство же

прежде всего - это деятельность субъектов.

Кто такой предприниматель? Что такое предпринимательство? Что представляет

собой карьера  предпринимателя? Эти вопросы возникают  все чаще, отражая

возросший интерес  к данной области во всем мире. Тем  не менее четкого

общепринятого определения понятия «предприниматель» до сих пор нет. В

Приложении  №1 приводится история развития самого термина «предприниматель»,

или, как говорили раньше, «антрепренер» (слово «антрепренер» - французского

происхождения и буквально означает «посредник»).

Один из первых примеров посредничества дает нам Марко Поло, великий

путешественник, первым из европейцев достигший Китая, стоявший у истоков

развития торговли Европы с этой страной. Отправляясь в путешествие, он, как

было принято  в те времена, подписал контракт с  купцом (предком современного

капиталиста), и  тот дал ему своих товаров для продажи. В те времена кредит

торговцу предоставлялся обычно по ставке 22,5%, включая страховку. Роль

купца-капиталиста  в подобных сделках была пассивной, а торговца - активной.

Именно торговец рисковал своей жизнью, отправляясь в дальнее путешествие,

именно на его  долю выпадали все физические и душевные испытания, связанные с

осуществлением  всего предприятия. По завершении вояжа  основную долю прибыли

(до 75%) капиталист  забирал себе, а торговцу приходилось довольствоваться

лишь остатком. [2, c.78]

В средние века термин «антрепренер» употреблялся в двояком смысле -

применительно к организаторам парадов и  различных музыкальных представлений  и

к руководителям  крупных производственных или строительных проектов.

Руководитель  такого проекта ничем не рисковал — он всего лишь руководил

всеми работами по его реализации, используя предоставленные ему ресурсы.

Такими «предпринимателями»  в средние века были, как правило, духовные лица,

поскольку именно им обычно поручалось выполнение крупных строительно-

архитектурных проектов - возведение замков, фортификационных сооружений,

общественных зданий, соборов и монастырей.

В современном  понятии дается следующее определение  предпринимателя:

«Субъективный (личностный) фактор воспроизводства, который способен, не боясь

ответственности и риска, на  инновационную,  инициативную  деятельность путем

особого соединения факторов производства».

Какими чертами, качествами должен обладать предприниматель?

1.  Умением принимать новаторские решения в стандартных и нестандартных

ситуациях.

2.  Умением   генерировать  идеи,  превращать  их в новые технологии с  целью

получения дохода.

3.  Оперативно  оценивать все формы инноваций.

4.  Не бояться  рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять

ответственность.

Предпринимательская деятельность может осуществляться, в различных формах.

Эти формы взаимодополняют  друг друга, превращая процесс производства и

продвижения товаров  и услуг к потребителю в целостный и достаточно

эффективный процесс (рис.1).

    

     Рисунок 1 Типология предпринимательской деятельности [3-c.38,4-c.15].

     Глава 2. Эволюция теории предпринимательства в мире

     2.1 Эволюция предпринимательства  за рубежом.

Теория предпринимательства  как научная дисциплина имеет  общие корни с

экономической историей. Уже в конце XIX в. стали  складываться предпосылки ее

возникновения. В странах Западной Европы и в  Америке все начиналось с

публикаций  автобиографий и биографий известных  преуспевающих

предпринимателей. Однако статус научной дисциплины история  бизнеса приобрела

далеко не сразу  и только во второй половине XX в.

США стали мировым  лидером в длительном процессе становления новой отрасли

знания. В 1926 г. появился первый специализированный журнал "Business History

Review", на страницах  которого публиковались материалы,  посвященные истории

предпринимательских династий, а также многим аспектам коммерческой и

производственной  деятельности бизнесменов в обществе. В 1927 г. американский

историк Н.С.В.Грас возглавил первую кафедру истории  бизнеса в Гарвардском

университете. Объединенные усилия журнала и нового структурного подразделения

внесли не только важную лепту в определение предмета и в расширение рамок

исследований, но и в процесс дальнейшей институализации  теории

предпринимательства, результатом которого стало рождение Гарвардской школы

. Журнал и  кафедра явились своеобразным  прологом к учреждению Центра  по изучению

истории предпринимательства (Center for Business History) при Гарвардском

университете.

Это событие  произошло в 1948 г. Крупнейший австрийский  экономист Й.А.Шумпетер, с

1932 г. и до  конца жизни постоянно работавший  на должности профессора в  ведущем

американском  университете, и его коллега историк  А.Коул стали основателями

первого в мире специализированного научного центра. Его создание послужило

отличным стимулом для многих специалистов. С 1950 г. в  рамках направления

теории предпринимательства  появились исследования, посвященные изучению истории

крупных фирм, отраслей производства, а также мелкого  бизнеса, которые до сих

пор остаются главными темами. [12, c.13]

Во второй половине XX в. организационное оформление новой  отрасли знания в США

получило дальнейшее развитие. С 1954 г. и по сей день в рамках Американской

конференции по истории бизнеса (American Business History Conference) ежегодно

проводятся  форумы, которые собирают специалистов со всего мира. Одновременно с

этим Американская конференция издает специализированные журналы: в 2000 г. на

смену широко известному периодическому органу "Предпринимательская  и

экономическая история" (Business and Economic History) пришел новый

международный журнал "Предприятие и общество" (Enterprise and Society). В

настоящее время  в США параллельно с этой авторитетной организацией работают еще

две: Общество экономической  и предпринимательской истории (Economic and

Business Historical Society) и Центр по истории бизнеса,  технологии и общества

Музея Хагли (Hagley Museum). Они также каждый год созывают конференции,

посвященные актуальным проблемам истории предпринимательства  в Америке, Европе

и на Востоке. Музей  Хагли и его библиотека являются одним из крупнейших в США

независимых исследовательских  центров. Богатейшая коллекция книг по истории

экономики, бизнеса, технологии, индустриализации и многим другим аспектам

делает это  учреждение привлекательным для  специалистов. [13,

c.2]

Существуют  важные вехи и в развитии теоретико-методологической базы теории

предпринимательства. В 1937 г. была опубликована небольшая статья американца

Р.Коуза "Природа  фирмы" (The Nature of the Firm), которой суждено  было сыграть

важную роль в разработке теории фирм. Автор  существенно изменил господствующие

представления о ней и о мультинациональных корпорациях, поскольку провел четкую

границу между  рынком и фирмой. Р.Коуз рассматривал их как альтернативные

структуры. В  конечном итоге он определил, как  наилучшим образом экономить  на

том, что позже  войдет в науку под названием "трансакционные издержки".

Благодаря его  работе предпринимательская функция, доселе недооцененная

экономистами, была поставлена на важное место в  экономической системе

.

Другой еще  более заметной вехой в развитии теоретико-методологической базы

является творчество Й.Шумпетера. Его вклад в науку трудно переоценить.

Знаменитая "концепция  Новатора" поставила в свое время  теорию эволюции

предпринимательства на прочный фундамент. Суть ее заключалась  в том, что в

модель экономической  системы, главной чертой которой  являлось достижение и

поддержание равновесия, ученый ввел новую производственную функцию. Она, по

мнению Й.Шумпетера, осуществлялась Новатором, стремившимся получить

бóльшую прибыль. В достижении этой цели на помощь предпринимателю

приходил банкир, который предоставлял необходимые кредиты и одновременно с этим

обеспечивал Новатору возможность действовать.

Рубеж 50-60-х гг. XX столетия ознаменовался завершением "младенческого" периода

развития теории предпринимательства, главной характерной  чертой которой

являлась описательность. С одной стороны, многочисленные эмпирические работы,

накопившие  огромный фактический материал, неизбежно  подводили историков к

необходимости концептуализации дисциплины с учетом новейших достижений

социально-экономических  исследований. С другой стороны, в 60-е гг.

бихевиористские теории, господствовавшие в истории  предпринимательства, на тот

момент уже  исчерпали себя и перестали удовлетворять  специалистов, поскольку

делали акцент на анализ менеджерского поведения, а не предпринимательского.

Некогда основательная концепция Новатора в представлении ученых имела слишком

узкие границы  как для реконструкции, так и  для интерпретации явлений прошлого.

К тому же, именно на рубеже 50-60-х гг. появились теории корпоративного

менеджмента. Всеобщее признание получили школы "человеческих отношений" и

"организационного  поведения", а также теории  лидерства и стилей руководства.

Время поставило  перед историками непростую задачу: путем разработки новых

теорий преодолеть описательность и статику, изначально присущую теории

предпринимательства, и тем самым обрести статус подлинной научной дисциплины

. [13, c.16]

В 1959 г. была опубликована фундаментальная монография Э.Пенроуз "Теория роста

фирмы". Появление  этой работы стало подлинным прорывом в разработке

эволюционной теории фирмы. С течением времени исследование американского

ученого не потеряло своей актуальности, двадцать лет  спустя книга была

переиздана. Автор  наполнила иным содержанием само понятие фирмы. По ее мнению,

она является, с  одной стороны, собранием материальных и человеческих ресурсов,

а с другой, административной организацией, которая имеет трансакционные

преимущества  на рынке. Пенроуз доказала, что фирма  обладает силой роста даже

при скудном  менеджерском потенциале. При этом предел роста возникает только в

том случае, если фирма попадает в ситуацию, связанную  с увеличением издержек

или нехваткой  материальных ресурсов. Работа американской исследовательницы ярко

высветила три  важных области, которые предстояло изучить: 1) стратегический

менеджмент, 2) организационное поведение и 3) технологические изменения

.

Хотелось бы подчеркнуть, что современная эволюционная теория фирмы во многом

Информация о работе История развития предпринимательства