Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:11, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность и роль современного российского предпринимательства в переходный период к новым социально-экономическим отношениям.
Переход к рыночным отношениям в
отечественной экономике
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Предпринимательство занимает свое особое
место в экономических
Таким образом, предпринимательство
выполняет не только экономические
функции, оно теснейшим образом
связано со всеми сферами жизнедеятельност
Цель настоящей курсовой работы
- исследовать основные проблемы становления
и тенденции развития, сущность и
роль современного российского
Данная курсовая работа содержит: введение, в которой определена цель и актуальность темы исследования, из четырех глав: первая – история развития предпринимательства; вторая – понятие и роль предпринимательской деятельности; третья – сущность предпринимательства, его виды и формы; четвертая – предпринимательство в социально-экономическом обществе; заключение и список использованных источников и литературы.
Глава 1. История развития предпринимательства
1.1 Этапы развития предпринимательства в России
Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.
Верховный Совет СССР и Российской Федерации в начале 90-х годов принял десятки новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).
В течение 1991 года были приняты и ряд других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.
Приняты также законы "Об иностранных
инвестициях в РСФСР", "Об ограничении
монополистической
Таким образом, была сформирована юридическая Среда для проявления собственной инициативы и развития предпринимательской деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий. Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах.
Еще недавно вопрос о биржах вызывал в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о возможностях создания бирж.
1990 год принес революционные
изменения в этой области.
19 мая 1990 г. была зарегистрирована первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.
Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи по ценам (курсам), регистрируемым на фондовой бирже. Однако надо отметить, что создаваемые биржи еще далеко не являются биржами в их классическом виде. Предстояла большая работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.
В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондовая система распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.
Освобождение цен в условиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же привело к резкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без того скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами.
1.2 Экономические
и социологические теории
Первым, кто стал изучать предпринимателя
как ключевую фигуру социально-экономической
системы, является Р. Кантильон, который
фактически положил начало научному исследованию
предпринимательской тематики и заложил
фундаментальные основы для последующих
теоретических исследований в этом направлении.
Важное место в создании теории предпринимательства
сыграл Адам Смит, который полагал, что
сбалансированная экономическая система
является самодостаточным организмом,
способным к саморегуляции и устойчивому
развитию. Регулирующим механизмом здесь
является свободная конкуренция, а предприниматели
являются ключевыми фигурами такой конкуренции.
Следующей крупной фигурой в процессе
изучения предпринимательства является
Ж.Б. Сей. По его мнению, предприниматель
- промышленник, активный, образованный,
талантливый изобретатель, прогрессивный
земледелец или смелый деловой человек,
ряды которых умножаются во всех странах
по мере открытий и расширения рынка. Преимущественно
эти люди ведут производство и господствуют
в области распределения богатств.
С точки зрения К. Маркса, необходимо противопоставлять
не предпринимателя и инвестора, а различные
роли, в которых капиталист выступает
в производственном процессе. Предприниматель
одновременно является субъектом присвоения
прибавочной стоимости, т.е. реализующим
функцию эксплуатации рабочих, и субъектом
организации и управления предприятием.
Социологические подходы к пониманию
предпринимательства берут свое начало
от работ М. Вебера и В. Зомбарта. Вебер,
как известно, разрабатывал проблемы предпринимательской
деятельности, в которой он видел воплощение
рациональности. В основе представлений
Вебера о предпринимательстве, как и всей
хозяйственной деятельности субъектов,
лежит его «идеальный тип».
По мнению В. Зомбарта, предприниматель
оценивается по своему успеху. Иметь успех,
значит опередить других, стать больше,
чем другие. Предпринимателя характеризует
постоянное стремление к новому и стремление
показать свое превосходство над другими.
В диссертации эти положения подвергаются
детальному анализу.
Одним из видных ученых, занимающихся
проблемами предпринимательства, был
австрийский ученый Й. Шумпетер. Он полагал,
что предприниматель - это «революционер
в экономике и невольный зачинатель социальной
и политической революции», «быть предпринимателем
- значит делать не то, что делают другие…
значит делать не так, как делают другие».
По его мнению, для предпринимателя главную
роль играет не столько интеллект, сколько
воля и способность выделить определенные
моменты действительности и видеть их
в реальном свете, а также способность
идти в одиночку и его воздействие на других
людей, которое Шумпетер определяет понятиями
«иметь вес», «обладать авторитетом»,
«уметь заставлять повиноваться».
Еще один ученый, Р. Хизрич, сформулировал
понятие «предпринимательство» как процесс
создания чего-то нового, что обладает
стоимостью, а предприниматель - человек,
который затрачивает на это все необходимое
время и силы, берет на себя весь финансовый,
психологический и социальный риск, получая
в награду деньги и удовлетворение достигнутым.
Исследования предпринимательства в современной
России опираются на основные достижения
мировой экономической и социологической
мысли. Акцент в изучении современного
российского предпринимательства во многом
переносится в область социально-философских
и социологических исследований. Особое
место здесь принадлежит экономической
социологии, которая рассматривает предпринимательскую
деятельность как разновидность социального
действия, имеющего рациональный характер
и вовлекающего других людей в сферу экономических
взаимоотношений.
Ныне наименее разработанными проблемами
при анализе предпринимательства являются:
отсутствие единой трактовки базовых
понятий этого феномена; недостаточная
изученность крупного предпринимательства;
сравнительная редкость качественного
изучения социально-экономической структуры,
функций предпринимательского слоя в
российском обществе, его отношений с
работниками наемного труда, бюрократией,
элитами, инвесторами, криминальными структурами.
Все сказанное позволяет продолжить и
углубить анализ социальной природы предпринимательства.
Глава 2. Понятие и роль предпринимательской деятельности
2.1 Разнообразие предпринимательской деятельности
Виды предпринимательской деятельности и социально-экономический тип предпринимателя в рыночной экономике чрезвычайно разнообразны, но все они имеют единый родовой признак - стремление к коммерческому успеху и увеличению дохода. Многообразие предпринимательской деятельности и их правовых форм связано с различием форм собственности, на базе которых действуют предприниматели.
В нашей экономике,
согласно Конституции 1993г. существуют
различные формы собственности,
на основе которых действуют
Гражданский кодекс впервые ввел в юридическую практику положения о хозяйственных товариществах и обществах. Это коммерческие организации, основная цель деятельности, которых получение прибыли. Они могут создаваться в разных областях экономической деятельности (промышленность, торговля, сельское хозяйство и т.д.). В форме товарищества или общества может быть организовано учебное заведение. Кодекс определяет следующие организационно-правовые формы предпринимательства.
Товарищества -
форма предпринимательской
Полным называется товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом. Участники полного товарищества могут быть как физические, так и юридические лица (не менее двух участников). Каждый из них может оказывать решающее влияние на дела товарищества. Полное товарищество, т.е. товарищество с неограниченной ответственностью, а это означает, что участники товарищества отвечают по всем обязательствам, возникающим в связи с его функционированием, всем своим имуществом, независимо от его включенности в капитал товарищества. Как правило, полные товарищества представляют из себя небольшие (по числу участников) фирмы, ведущие торговую и консалтинговую (например, адвокатскую) деятельность.
Смешанное (коммандитное) товарищество объединяет часть своих участников по принципу полной (неограниченной) ответственности. Имущественная ответственность, распространяется только на вклад, внесенный участником в капитал товарищества. При этом право голосования имеют только действительные члены товарищества.
Общество с ограниченной ответственностью. Это объединение носит в значительной мере личностный доверительный характер. Его участники обычно хорошо знают друг друга. Они вносят капитал в определенных размерах. Все члены общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов, поэтому их ответственность ограничена размерами вкладов.
Общество с
дополнительной ответственностью. Такое
объединение может
Акционерные общества также образуются путем объединения на паевой (долевой) основе средств своих участников (акционеров) и относятся к компаниям с ограниченной ответственностью, так как отвечают по своим обязательствам только собственным капиталом. Таким образом, имущественный риск акционеров ограничивается лишь теми средствами, которые они внесли для вступления в акционерное общество.
Отличие акционерных обществ от товариществ заключается, прежде всего, в том, что их капитал образуется, как правило, в денежной форме и разбивается на равные по своей номинальной величине и неделимые паи. Последние представлены в виде ценных бумаг - акций.
Акция - ценная бумага, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли в виде дивидендов, полученной в ходе деятельности акционерного общества, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после ликвидации.
Еще одной формой
предпринимательской