История развития предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность и роль современного российского предпринимательства в переходный период к новым социально-экономическим отношениям.

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом теории.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Так, малый и средний бизнес обеспечивает:

1. Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости трудоспособного  населения и, как следствие, сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи.

Эта роль представляется значимой для  России при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного  количества безработных и других подобных социальных проблем.

Тем не менее, роль предпринимательства  в создании новых рабочих мест в российских условиях имеет свои особенности.

Подавляющее большинство малых  предприятий России имеет вид  микрофирмы, где число занятых  составляет до девяти человек при  том, что через пять лет после создания "на плаву" остается менее четверти таких предприятий, остальные же закрываются и увольняют работников. А выживающие и успешно развивающиеся фирмы в большинстве случаев выбирают трудосберегающий вариант развития, и объем применяемой на них рабочей силы не растет или почти не растет (за исключением немногих случаев перехода предприятий в другую "весовую категорию"). Таким образом, динамичность малого бизнеса сопрягается с воспроизводством высоких социальных рисков для занятых в нем работников.

Их слабая социальная защищенность - важный мотив для трезвой, исключающей  эйфорию, оценки потенциала малого предпринимательства  в деле создания дополнительных рабочих  мест. Это и один из доводов в  пользу разделяемого всеми серьезными экономистами тезиса, согласно которому стимулирование малого предпринимательства ни в коем случае не отменяет необходимости подъема крупной индустрии - тем более, что массовый переход рабочей силы из нее в малый бизнес требует серьезных сдвигов в профессионально-квалификационном составе занятых, причем сдвигов, зачастую негативных, сопряженных с множеством морально-психологических проблем.

Вообще, влияние занятости на малых  предприятиях на общую занятость  в стране и в ее регионах неоднозначно. Кроме вышеизложенного, это связано со скромными размерами сектора малого предпринимательства, увеличение занятости, в котором пока не может значительным образом сказаться на размере общей занятости.

Тем не менее, нынешние масштабы развития малого бизнеса в России обычно считают  весьма скромными в сравнении со странами развитой рыночной экономики, где удельный вес занятых предпринимательством может превышать 50%, а доля малых предприятий в количестве всех хозяйствующих субъектов – 90%.

В то же время экстенсивно развивается  другая часть сектора малого бизнеса - индивидуальное предпринимательство. Численность предпринимателей без образования юридического лица в постдефолтный период постоянно растет, в связи, с чем именно по этой линии малый бизнес генерирует существенную, если не основную часть дополнительных рабочих мест.

Далее, малое предпринимательство  влечет за собой распространение  вторичной занятости, причем следует  иметь в виду и практику неформальных расчетов за те или иные услуги. Согласно официальной статистике, на малые  предприятия приходятся свыше 40% общего числа внешних совместителей и около трети общего количества работающих по гражданско-правовым договорам (с учетом занятых у индивидуальных предпринимателей эта доля еще выше). В целом распространение вторичных форм занятости более характерно для сферы услуг (за исключением торговли и общественного питания). Особенно высока доля вторичной занятости на предприятиях финансово – кредитной сферы и социально – культурного комплекса. С этих позиций и следует анализировать социальную роль малого предпринимательства в регионах.

2.Обеспечение социальной стабильности  и снижение уровня бедности.

Вопрос социальной стабильности всегда актуален при росте социальной напряженности  в обществе.

3.Возможность энергичным и предприимчивым  людям открыть своё дело в производственной, научной и другой деятельности, реализуя в ней свои способности.

Так, самой характерной чертой, отличающей российский предпринимателей от западных бизнесменов является их уровень образования.

По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее - 6,5% опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире.

Сейчас в России преобладает  мнение, что главными качествами предпринимателя  являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности.

Профессионализм в настоящее время  отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в  России возможно только при наличии  высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

4.Увеличение налоговых поступлений.

5.Рост доли ВВП, создаваемой  малыми предприятиями.

6.Увеличение численности среднего  класса, а, значит, социальной и  политической стабильности.

Если брать за основу деления  на классы доход, то можно сказать, что  никакой вид труда по найму, включая  самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с предпринимательством.

7. Повышение устойчивости и конкурентоспособности  предприятий. 

Данное положение объясним с  помощью следующей системы доказательств. Так, несмотря на то, что большая  часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров. Успех предпринимательства в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях.

8. Взаимодействие малого и крупного  бизнеса, способное помочь выжить  в современных рыночных условиях  предприятиям-гигантам, и встать на ноги вновь созданным частным предприятиям и малым предприятиям.

В российской экономике предпринимательство  построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются  не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Если крупное производство ориентируется  на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий.

Рыночные ниши представляют собой  рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления  все большую роль играют специфические потребности сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени.

Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.

Малые предприятия и их техническое  оснащение во многом зависят от крупных  производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия  выступают в качестве поставщиков  комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия -- субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной - двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.

Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Поэтому особенностью малого бизнеса  в России можно назвать его  интеграция в производственные сети крупных промышленных структур.

9.Участие в развитии инфраструктуры  городов и районов.

10.Благотворительная деятельность.

В заключении главы заметим, что на современном этапе повышение роли предприятий предпринимательства в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.

Понимание этих факторов привело к  тому, что многие страны вплотную занялись разработкой стратегий и программ, политики государственной поддержки, направленных на развитие и среднего предпринимательства.

Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике в нашей стране, но слепое копирование механизмов воздействия на развитие предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям.

 

 

Глава5. проблемы и перспективы развития

      В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь МП, тогда как в странах - членах Европейского Союза - не менее 30.  
Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:  
-отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства. 
-пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом  
-нехватка ресурсов, прежде всего финансовых  
-сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.  
-неурегулированние вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе  
-отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя  
-доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%)  
-правовая неграмотность самих предпринимателей  
-высокая планка единого социального налога (26%)  
-недостаточность кадрового потенциала  
-длительное оформление документации, особенно на землю  
Это, прежде всего, - проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.  
Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».  

 

Заключение

В соответствии с поставленными  целями, задачами данной курсовой работы, получены следующие результаты.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Информация о работе История развития предпринимательства