История развития предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 03:15, реферат

Краткое описание

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.

Файлы: 1 файл

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.doc

— 391.50 Кб (Скачать)

помогает историку выбрать адекватный политический, социальный и

интеллектуальный  контекст.

Как было показано выше, все, что происходило в истории  предпринимательтсва в

течение последних  двадцати лет, было так или иначе  связано с процессами,

затронувшими  такие дисциплины, как экономическая  история, история технологии,

экономика, научный  менеджмент и др. В 90-е гг. представители  этих отраслей

знания единодушно пришли к одному очень важному для всех выводу. Конкурентные

преимущества  страны, как оказалось, рождаются  на низовом и среднем уровнях

структуры народного  хозяйства. Это значит, что экономическое  лидерство скорее

зависит от стратегии  и общего устройства фирмы или отрасли производства, от

поддерживающих  их институтов, усилий НИОКР, а не от таких макроэкономических

показателей, как  валютные курсы, трудовые и капитальные  издержки, цены и пр. Из

данного теоретического обобщения вытекают важные последствия  для истории

предпринимательства как научной дисциплины. Благодаря  этому она наконец-то в

глазах скептиков  повысила свой статус и стала равной среди родственных ей наук

.

На излете XX столетия названные в статье не один раз отрасли знания

обнаружили  процесс сближения и даже конвергенции, причем не только в своих

исследовательских программах. Все дисциплины продемонстрировали тенденцию к

соединению  эмпирических исследований с теоретическим  анализом. Однако следует

признать, что  сближение с экономическими науками  на новом витке

поступательного развития оказалось наиболее благотворным для истории бизнеса.

Из всех последних  теоретико-методологических обретений  история

предпринимательства, пожалуй, самым важным является эволюционный подход.

Именно он позволяет  ей возвыситься над утомившими всех историческими

микроописаниями и подняться в своих объяснениях  на макроуровень. Благодаря

эволюционному подходу теория эволюции предпринимательства  интегрируется с

магистральным направлением исследований в области  экономики и экономической

истории.

Словом, в настоящий  момент произошел, как пишут западные специалисты,

стратегический  альянс между историей предпринимательства  и экономической

историей, с  одной стороны, и эволюционной экономикой, с другой. По их глубокому

убеждению, история предпринимательства только выигрывает от этого альянса. В

конечном итоге  преодолевается сугубо микроэкономический подход, а фирмы и

предприниматели анализируются не как объекты  интересные сами по себе, а как

часть национальной социально-экономической системы.

Многолетние поиски зарубежных ученых в области теории и практики

исследований, а также тот весомый научный  результат, к которому они пришли

имеют принципиальное значение для отечественных историков

предпринимательства. В 90-е гг. в нашей стране особенно много было

опубликовано  работ по этой проблематике. На первый взгляд подобный факт не

должен вызывать серьезных опасений, скорее наоборот. Однако следует признать,

что повышенный научный интерес к новой для  отечественной историографии теме

происходил  на фоне мощного всплеска поверхностных журналистских публикаций.

По сути дела становление новой отрасли исторического  знания должно было

сопровождаться  тщательным обследованием архивов, в которых отложились

документы по истории  российского предпринимательства. Но так поступали

немногие. Разработкой  новых документальных пластов занимался  только узкий

круг специалистов, работавших ранее в области экономической  истории.

Освобождение  от сковывающих догм марксистско-ленинской  идеологии, к

сожалению, не привело  историков-практиков к осознанию необходимости выработки

такой теоретико-методологической основы, которая позволяла бы не только

реконструировать  прошлое, но и давать адекватную действительности

интерпретацию явлений. Что касается осознания  предмета и объекта исследований

по истории  предпринимательства, то в настоящий  момент дела у нас обстоят не

совсем хорошо. Хочется надеяться, что знакомство с многолетним опытом

зарубежных  коллег, послужит хорошим стимулом для отечественной науки.

     2.2 Эволюция предпринимательства в России

Предпринимательство начиналось еще в Киевской Руси в  торговой форме и в виде

промыслов —  звероловства и лесного пчеловодства (бортничества). Первыми

массовыми представителями  этого предпринимательства были купцы, прославившие

его не только внутри страны, но и за ее пределами: на Кавказе, в Византии и

Багдаде.

Лесной промысел, развитие сельских и городских ремесел, обработка дерева и

металла в сочетании  с торговлей становились крупными зонами

предпринимательства. К XI веку на Руси появился первый документ, регулирующий

предпринимательскую деятельность и отношения между  предпринимателями и

обществом. Это  был кодекс "Русская правда", составленный изначально Киевским

князем Ярославом  Мудрым и дополненный затем его  преемниками.

Характерной чертой этого документа являлось то, что в нем были зафиксированы

принцип и право  неприкосновенности собственности, предусмотрена  возможность

банкротства и  принципы разрешения имущественных  отношений при банкротстве.

Например, купец, не вернувший долг по своей вине, мог быть продан в рабство.

Татаро-монгольское  иго нанесло тяжелейший удар по предпринимательству,

задержав его  развитие на территории Киевской Руси на несколько столетий.

Постепенно  примерно к XV в. образовалось сообщество предпринимателей,

состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. Именно в то

время появился термин "предпринимательство", который  относился ко всем лицам,

занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли,

получение дохода.

В XV—XVI веках  предпринимательство было распространено в основном в виде

сельских промыслов, представленных лыкодерством, изготовлением  мочал,

звероловством, рыболовством, лесным пчеловодством, смолокурением,

солеварением, производством изделий из металлов. Впоследствии расцвела

торговля, предметом  которой стали смола, воск, меха, кожа, лес, лен, конопля,

полотно, изделия  из кожи и металла.

В XVI веке на Руси зародилась знаменитая Нижегородская  ярмарка и начался

расцвет торгово-промышленного  предпринимательства, в частности, — купечества.

Зарождаются поколения  предпринимателей. Первым из них считают  род

Строгановых, ставших  крупнейшими купцами и промышленниками  в период с XVI по

XX век. [14, c.85]

Мощным импульсом  развития предпринимательства в  царской России, в состав

которой тогда входила Украина, стала, несомненно, эпоха Петра I. Достаточно

сказать, что  число мануфактур при Петре увеличилось  с 10 до 230. Величайшие

русские предприниматели  — "птенцы гнезда Петрова" — навеки вписали в историю

свои имена. Самым ярким примером этого может служить рождение дома Демидовых,

берущего свое начало от тульского кузнеца. Сыновья  и внуки основателя рода

построили более 40 заводов, на которых производилось 40% чугуна в России.

Известны были Демидовы и своей благотворительной  деятельностью.

Сам Петр I по существу являлся первым предпринимателем всей России, хотя бы

уже потому, что  ему в полной мере были присущи  основные качества

предпринимателя, а его деятельность впитала в  себя предпринимательские

начала. Частично перенимая предпринимательские подходы в Европе, Петр и

порожденное им новое поколение предприимчивых людей заложили основы торгово-

промышленного бизнеса в царской России.

Дальнейший  подъем предпринимательства был  связан с отменой крепостного  права

и проведением  земской реформы. С этого периода начинает развиваться

капиталистическое предпринимательство, увязанное с  купечеством.

Ко второй половине XIX в. появилась необходимость проведения различий между

предпринимателем  и владельцем капитала — капиталистом. Новые методы

корпоративного финансирования способствовали образованию предпринимательских

союзов, в которых  капиталисты не всегда выступали  в роли предпринимателей, а

предприниматели не всегда являлись капиталистами. Конечно, различия между

капиталистом  и предпринимателем стираются, если капиталист придерживается

предпринимательского  стиля управления.

Наиболее массовыми  группами предпринимателей на рубеже XIX–ХХ вв. становятся

богатые крестьяне, ремесленники и торговцы. В это  время предпринимательством

в царской России занималось более 5 миллионов человек, насчитывалось около

полутора тысяч  акционерных компаний. Процветал  также семейный капитал,

частный бизнес. Семьи Прохоровых, Морозовых, Мамонтовых оставили глубокий

след в истории  отечественного предпринимательства.

Развитию торгового бизнеса способствовало биржевое дело, а финансового

предпринимательства — банковское дело, которые были широко представлены в

России начала ХХ века. В полной мере нашли проявление такие организационные

формы предпринимательства  как кооперативы, товарищества, артели.

В сельском хозяйстве, благодаря проведению столыпинской реформы, были созданы

предпосылки крестьянского  предпринимательства, которое, однако, из-за

незавершенности реформ не достигло уровня фермерства.

Естественно, что  царизм, дворянство, помещичий уклад в деревне,

консервативная  бюрократическая система и чиновничий произвол сдерживали

расцвет предпринимательства  в России.

Но самый  тяжелый удар по предпринимательству  нанесла октябрьская революция

1917 года. Отмена  частной собственности, ликвидация индивидуальных

крестьянских  хозяйств, физическая ликвидация самих  собственников привели,

наряду с  гражданской войной, к резкому  падению объемов производства и

снижению уровня жизни людей. Для восстановления потерянного потребовались

долгие годы героического и самоотверженного труда всего народа. На несколько

лет предпринимательство  возродилось в Советской России в период новой

экономической политики (НЭПа) с 1921 по 1926 год. Однако, это был последний

свободный вздох  бизнеса в России, а затем —  в Советском Союзе, перед тем, как

он был окончательно задушен системой "социалистических отношений".

Лишь начиная  с 1965 года, ознаменовавшегося первой советской экономической

реформой, раскрепощающей товарно-денежные отношения, произошло  минимальное

размораживание  предпринимательства.

Новые перспективы  для предприимчивых людей открылись  с наступлением эпохи

"перестройки"  и "гласности". Но официальные  черты гражданства

предпринимательство приобрело только с распадом Советского Союза и

провозглашением независимости всех входивших в  его состав государств.

Существует  неправильное мнение, что предпринимательство  — удел лишь отдельных

частных лиц, мелких фирм. Такой взгляд характерен для  экономики прошлых

времен.

Простота основных потребительских изделий, несложная  технология изготовления,

относительно  небольшие масштабы производства и  потребления — вот та среда, в

Информация о работе История развития предпринимательства