Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 03:15, реферат
Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.
базируется на представлениях, высказанных в середине XX в. такими учеными,
как Й.Шумпетер и Э.Пенроуз. Их работы послужили своеобразным мостиком между
первоначальным периодом становления дисциплины и 60-70-ми гг., когда по обе
стороны Атлантического океана велись оживленные дискуссии о предмете,
методологии и судьбе теории предпринимательства.
Американская схема организационного становления дисциплины «теория эволюции
предпринимательства» с опозданием не в одно десятилетие повторилась в главных
своих деталях в ведущих промышленных странах Западной Европы.
В 1958 г. по инициативе профессора Ливерпульского университета Ф.Е.Хайда в
Великобритании стал издаваться журнал "Business History". Год спустя
благодаря спонсорской поддержке Торговой палаты Глазго был учрежден фонд,
который позволил профессору П.Л.Пэйну организовать лекционные курсы по
истории предпринимательства в ведущем шотландском университете. Положительную
роль в процессе институализации сыграл образованный в 1960 г. Шотландский
совет по предпринимательским архивам, взявший на себя роль связующего звена
между преподаванием и академическими исследованиями. Совет также много сделал
в области изучения и использования документов частных архивов.
Следующий этап институализации теории предпринимательства был связан с
образованием научно-
г.) и в Рединге, которые в настоящее время тесно сотрудничают друг с другом. В
рамках Лондонской школы
экономики также активно
по истории предпринимательства (Business History Unit - BHU). Более того,
специалисты Великобритании в 1990 г. объединились на общенациональном уровне,
учредив Ассоциацию бизнес-историков (ABH). Она объединила более 200
специалистов. Эта организация раз в два года проводит широкие форумы, на
которые приглашает специалистов из других стран.
К числу европейских
и Бельгии. Одна из первых организаций по истории бизнеса на континенте
появилась в 1971 г. при университете Антверпена (Centrum voor
Bedijfgeshiedenis). Это структурное
подразделение, с одной
сконцентрировало свои усилия на изучении истории предпринимателей и
предпринимательства Антверпена, начиная с XVII в. и кончая современностью, а
с другой, стало важнейшим центром документации. Здесь не только создаются
библиографии и описи, но и хранятся коллекции делопроизводственных
документов. [5, c.112]
В настоящее
время в Бельгии имеется
фундаментальные исследования по различным аспектам. В 1986 г. в Свободном
университете Брюсселя преподавателями истории и журналистики была создана
Группа по изучению истории бельгийских служащих (Groupe d'Histoire du
Patronat). Ее первым широкомасштабным
проектом стало написание
крупнейших бельгийских предпринимателей и старших менеджеров за период с 1830
г. и по сей день. Под эгидой группы специалисты из разных университетов создали
словарь бельгийских служащих. Одновременно с ним формируется база данных,
охватывающая период с 1830 по 1980 гг. В 1993 г. образовалась еще одна
организация - Фламандская ассоциация для содействия истории
предпринимательства, выполняющая координационные и посреднические функции как
между специалистами, так и между предприятиями, университетами, архивами и
другими общественными институтами. И, наконец, в 1994 г. в Брюсселе была
основана Ассоциация содействия архивам частных компаний (Association pour la
Valorisation des Archives d'Entreprises).
В 1976 г. в ФРГ было образовано Общество по истории предпринимательства
(Gesellschaft für Unternehmensgeschichte), которое стало издавать
периодический журнал-ежегодник. В настоящий момент в рамках Общества
функционируют четыре рабочие группы: по банковской истории, истории бизнеса в
нацистский период, по истории страхового дела, транспорта и других видов
сообщений. В 1989 г. на свет появилась еще одна организация - Немецкая
ассоциация критической истории предпринимательства (Arbeitskreis für
kritische Unternehmens- und Industriegeschichte - AKKU). В течение 10 лет AKKU
ежегодно собиралась на конференции, на которых обсуждались не только актуальные
проблемы истории бизнеса, но и вопросы, связанные с определением предмета
дисциплины, а также ее
соотношение с другими
.
В Италии процесс институализации берет начало в 1983 г., когда была создана
Ассоциация истории и исследований предприятий (Associazione di Storia e Studi
sull'Impresa - ASSI). В 1992 г. она была преобразована в фонд, который
получил поддержку таких крупных концернов, как "Фиат", "Монтедисон" и
"Фрателли
Диогварди". В качестве спонсора
фонда выступила также
торговая палата. ASSI определила для себя 4 главных направления деятельности.
Во-первых, это
организация семинаров и
г. проводятся ежегодные встречи, именуемые "Международная неделя по истории
предпринимательства", которые охватывают широкий спектр проблем по технологии,
финансированию, структуре и др. Во-вторых, ASSI занимается издательской
деятельностью. Под ее эгидой выходят два периодических издания: "Ежегодник по
истории предприятий" и "Архивы и предприятия". Помимо этого ASSI является одним
из учредителей и спонсоров журнала по экономической и предпринимательской
истории - "Industrial and Corporate Change". Она также издает научные
монографии. Одной из последних работ фонда стала книга А.Чандлера. В-третьих,
ASSI является
координатором важнейших исслед
национальным исследовательским советом (CNR). И, наконец, ASSI поддерживает ряд
образовательных программ по истории бизнеса как для выпускников университетов,
так и для преподавателей высшей школы. Словом, фонд сделал очень много для
того, чтобы
история предпринимательства
.
В последние десятилетия XX в. новая дисциплина активно развивалась в Голландии.
Университет Эразма в Роттердаме стал первым в Голландии среди тех, кто
организовал у себя в 1984 г. специализированный центр - "Centrum voor
Dedrijfsgeschiedenis" (CBG). За ним последовал университет Утрехта. В настоящее
время в Голландии
действует несколько
истории предпринимательства, организующий семинары, и Национальная ассоциация,
объединяющая более 100 специалистов.
В других странах Западной Европы (Франция, Финляндия, Португалия, Греция,
Венгрия) история
предпринимательства также
однако там процесс институализации зашел не так далеко, как в США,
Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и Голландии. Например, во Франции
специалисты пока еще не объединились в какое-либо сообщество, однако с 1992 г.
в стране выходит специализированный журнал - "Enterprise et Histoire". Многие
французские бизнес-историки имеют спонсорскую поддержку со стороны
заинтересованных коммерческих структур. При этом особенно бурно развивается
банковская проблематика. Что касается Венгрии, то в 1995 г. в Будапеште был
создан Центр исследований по истории бизнеса при Отделении экономической
истории, который сразу
же стал активно развивать
В остальных странах в последние десятилетия заметно возросло общее количество
трудов и публикаций по теме.
В настоящее время процесс европейской научной интеграции имеет глубокие корни.
Историки объединили свои усилия в поощрении фундаментальных исследований по
новой дисциплине на разных уровнях. Каждый год проводятся двусторонние семинары
и коллоквиумы, организуемые всеми без исключения перечисленными мною выше
центрами. Более того, установлен тесный контакт и с научными учреждениями США и
Японии. В октябре 1994 г. произошло, пожалуй, самое главное событие. По
инициативе Центра (CBG) при университете Эразма в Роттердаме состоялась
международная конференция, на которой было объявлено об образовании Европейской
ассоциации истории бизнеса (EBHA). Главной целью нового научного сообщества
стала поддержка исследований в этой области знания. Одновременно Ассоциация
преследует и образовательные цели, взяв на себя задачу обучения и расширения
круга специалистов по дисциплине
«эволюция предпринимательства»
собирается на конференции раз в два года, осенью 2001 г. в Осло состоялась
пятая встреча.
Завершая рассказ о мировом процессе институализации «эволюции теории
предпринимательства», вернемся к проблеме теоретико-методологической базы
исследования. Во второй половине XX в. специалисты США хотя и сохранили за
собой научный приоритет, однако европейцы сумели нарушить их монополию на идеи.
В 1966 г. профессор университета Глазго П.Л.Пэйн потребовал от своих коллег,
чтобы они отказались от представления о том, что теория предпринимательства
ориентирована на изучение, прежде всего, отдельного предприятия. Он предложил
рассматривать данную дисциплину как часть экономической истории, которая в
качестве источников привлекает делопроизводственную документацию компаний и
берет предпринимателя и фирму за отправную точку исследования. П.Л.Пэйн
настаивал на том, что необходимо выходить за рамки предприятия и акцентировать
внимание на регионе. В конечном итоге он дал определение теории
предпринимательства как "корневому (или антропологическому - авт.)
подходу к экономической истории". [4, c.17]
Не во всем бесспорное заявление шотландского профессора свидетельствовало о том,
что история предпринимательства все еще продолжала оставаться бедной
родственницей экономической истории. Такое положение сохранялось на протяжении
60-70-х гг. В 1977 г. другой британский историк Б.Сапл дал добротное
определение теории предпринимательства, которое уже провело границу между двумя
родственными дисциплинами и обозначило важные различия в областях познания. По
его мнению, которое разделялось далеко не всеми специалистами, история
предпринимательства
- это систематическое историческ
поведения, бизнес-структур и их политики, а также вытекающих из этого
последствий для экономики страны в целом. Большинство же продолжало считать,
что главное - это понять прошлое. Несмотря на существенный
прогресс в осмыслении и объяснении предмета дисциплины, в мире науки все еще
оставалось много скептиков.
В 1979 г. известный британский историк экономики А.Милуорд выступил с
пессимистическим заявлением о том, что старая добрая несложная история
предпринимательства пришла к своему собственному концу, прожив недолгую, но
полезную жизнь. На столь мрачное заключение его подтолкнуло то обстоятельство,
что Гарвардские историки не сумели разместить предпринимателя на академической
карте. Все дело в том, что существовавшие в то время экономические модели не
стыковались в проводимых исследованиях с анализом предпринимательской
деятельности. И, тем не менее, в Великобритании с А.Милуордом далеко не все