Формирование ассортимента на розничных торговых объектах

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Развитие товарного ассортимента является важнейшей функцией маркетинга на предприятии. Оно выражается в умении воплощать традиционные или скрытые технические и материальные возможности производителя в изделия и услуги, которые обладают определённой потребительской ценностью, удовлетворяют покупателя и приносят прибыль предприятию.

Оглавление

Введение

1. Товарный ассортимент, и факторы, определяющие построение торгового ассортимента

1.1 Понятие и классификация товарного ассортимента

1.2 Показатели, характеризующие ассортимент торгового объекта

1.3 Факторы, определяющие построение торгового ассортимента

2. Формирование ассортимента на розничных торговых объектах

2.1 Построение ассортиментной матрицы

2.2 Принципы, методы и этапы формирования ассортимента товаров магазина

2.3 Порядок разработки ассортиментных перечней

3. Формирование и контроль ассортимента товаров в ОАО ТД «1000 мелочей»

3.1 Характеристика ОАО ТД «1000 мелочей»

3.2 Ознакомление с ассортиментным перечнем ОАО ТД «1000 мелочей»

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Курсовая работа 

по дисциплине «Организация и технология торговли» 

на тему «Формирование  ассортимента на розничных торговых объектах» 

по материалам ОАО ТД «1000 мелочей» 

Выполнила 

учащаяся 3 курса  группы 32 КД-ТБ 

специальность 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность» 

специализация 2-25 01 10 35 «Товароведение продовольственных  и непродовольственных товаров» 

Лукашик Татьяна  Станиславовна 

Руководитель  Ерошкевич Елена Казимировна 

Гродно 2010 

Введение 

1. Товарный ассортимент,  и факторы, определяющие построение торгового ассортимента 

1.1 Понятие и  классификация товарного ассортимента 

1.2 Показатели, характеризующие  ассортимент торгового объекта 

1.3 Факторы, определяющие  построение торгового ассортимента 

2. Формирование  ассортимента на розничных торговых объектах 

2.1 Построение  ассортиментной матрицы 

2.2 Принципы, методы  и этапы формирования ассортимента  товаров магазина 

2.3 Порядок разработки  ассортиментных перечней 

3. Формирование  и контроль ассортимента товаров  в ОАО ТД «1000 мелочей» 

3.1 Характеристика ОАО ТД «1000 мелочей» 

3.2 Ознакомление  с ассортиментным перечнем ОАО  ТД «1000 мелочей» 

Заключение 

Список используемой литературы 

Приложение 

Введение 

Развитие товарного  ассортимента является важнейшей функцией маркетинга на предприятии. Оно выражается в умении воплощать традиционные или скрытые технические и материальные возможности производителя в изделия и услуги, которые обладают определённой потребительской ценностью, удовлетворяют покупателя и приносят прибыль предприятию. 

Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий  обусловили потребность в новых  подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это предъявляет новые требования к специалистам, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения. 

Я выбрала данную тему потому что, считаю её актуальной для развития современной торговли, так как одним из важнейших элементов в товарной политике торгового предприятия выступает её товарный ассортимент. Заниматься формированием товарного ассортимента необходимо любому торговому предприятию, так как от его структуры и объёма в первую очередь зависит, насколько эффективно предприятие сможет удовлетворить потребности своих покупателей. 

1. Товарный ассортимент,  и факторы, определяющие построение  торгового ассортимента 

1.1 Понятие и  классификация товарного ассортимента 

Товарный ассортимент-группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен. 

Товарный ассортимент  состоит из: 

ь Товарных групп; 

ь Товарных категорий; 

ь Товарных линий; 

ь Товарных единиц. 

Товарная группа - совокупность товаров и их видов, сгруппированных по определённому  сочетанию, важнейшим из которых  являются схожее назначение товаров. 

Товарная категория - совокупность однородных товаров, находящихся  внутри товарной группы. 

Товарная линия (линейка) - совокупность товаров, предназначенных  одним и тем же клиентам или  реализуемые через одни и те же каналы сбыта, или имеющие одинаковый ценовой диапазон. 

Товарный ассортимент (номенклатура) характеризуется: 

ь Длиной (насыщенностью), показывающей общее число товарных единиц, реализуемых компанией; 

ь Шириной, равной числу товарных групп, составляющих ассортимент; 

ь Глубиной, показывающей число вариантов каждого вида товара. 

Классификация видов торгового ассортимента 

1. По степени  важности для предприятия: 

A. Основной ассортимент  - включает товары, пользующиеся  повышенным спросом. Продажа,  в первую очередь, именно этих  товаров, приносящих наибольшую прибыль, является целью деятельности предприятия. Необходимо обеспечить постоянное присутствие на складе основного ассортимента. 

B. Дополнительный  ассортимент - включает товары, придающие  завершённость основному ассортименту. Это дополняющие товары, товары импульсной покупки, товары для особых случаев, отсутствующие в других торговых местах. Например, расходные материалы при продаже оргтехники; светильники, портьеры, ковры в мебельном магазине. Дополнительный ассортимент может не всегда присутствовать на складе, меняться по наименованиям, т.е. относится к категории переменного ассортимента. 

2. В зависимости  от количества товарных групп  в ассортименте: 

A. Широкий ассортимент  - состоит из множества товарных  групп, в каждой из которых представлено большое количество товаров. Наиболее широкий ассортимент представлен в гипермаркетах (более 100 000 наименований), супермаркетах (до 100 000 наименований), торговых домах, крупных оптовых компаниях. 

Достоинства широкого ассортимента: 

ь притягивает различные категории покупателей и увеличивает их число; 

ь возрастает число  незапланированных покупок; 

ь позволяет  более эффективно управлять прибылью за счёт варьирования торговыми наценками. 

Недостатки широкого ассортимента: 

ь требуются  дополнительные площади оборудование; 

ь замедляется  общая оборачиваемость товарных запасов; 

ь возрастает трудоёмкость учёта; 

ь трудно поддерживать стабильность ассортимента. 

B. Узкий ассортимент  - состоит из небольшого числа  товаров нескольких товарных  групп (3 - 5). 

Достоинства узкого ассортимента: 

ь более легко  поддерживать стабильность ассортимента; 

ь можно сконцентрироваться на удовлетворении специфических потребностях покупателей; 

ь легче осуществлять учёт и управление 

Недостатки узкого ассортимента: 

ь велик риск недополучения требуемой прибыли  при снижении спроса на данные товарные группы; 

ь покупатели могут  предпочитать продавцов с широким  или специализированным ассортиментом. 

C. Специализированный  ассортимент - состоит из 1 - 2 товарных  групп.  

Специализированный  ассортимент привлекает тех покупателей, которые хотят иметь широкий  выбор товара и получить квалифицированное  обслуживание и консультацию. 

Достоинством  специализированного ассортимента является - глубина ассортимента, что  даёт возможность широкого выбора для покупателя. 

3. В зависимости  от количества похожих товаров 

A. Глубокий ассортимент  - представлено много вариантов  похожих или аналогичных товаров  (например, разная упаковка зубной  пасты, гелей, эликсиров) 

Достоинства глубокого  ассортимента: 

ь большой выбор  способствует тому, что покупатель вряд ли уйдёт без покупки; 

ь вырабатывается преданность покупателя. 

Недостатки глубокого  ассортимента: 

ь слишком большое  разнообразие одного и того же товара вызывает раздражение покупателя; 

ь продавцы сами плохо ориентируются в различиях  между товарами; 

ь проявляется  эффект "каннибализма" 

B. Плоский ассортимент  - представлено небольшое число  разновидностей товаров. Следует  тщательно подбирать товары, ориентируясь  только на самые ходовые. 

4. В зависимости  от степени дифференциации товара: 

A. Простой ассортимент  - состоит из простых недифференцированных  товаров (металлопрокат, овощи,  сахар, крупы и т.д.) 

B. Сложный ассортимент  - состоит из основных, дополняющих,  взаимозаменяемых товаров или товаров, имеющих в пределах одного вида свою внутреннюю классификацию по различным признакам (обувь: фасоны, размеры, цвет, украшения и т.д.) 

C. Смешанный  ассортимент - в нём представлены  совершенно разные товарные группы: продукты питания, товары бытовой химии, товары для личной гигиены, газеты и т.д.). 

1.2 Показатели, характеризующие  ассортимент торгового объекта 

Внутренние показатели 

Рыночные показатели  

Выручка от реализации, оборот, объём реализации 

Рыночная доля  

Уровень проникновения  

Прибыльность (рентабельность продаж, рентабельность инвестиций, маржинальная прибыль, чистая прибыль) 

Уровень интенсивности  потребления  

Оборачиваемость оборотных средств 

Уровень эксклюзивности  

Издержки на закупку, производство, сбыт и продвижение 

Уровень дистрибьюции  

Коэффициент устойчивости (стабильности)  

Коэффициент обновления  

Уровень удовлетворённости  

Уровень мерчендайзинга  
 
 

1.3 Факторы, определяющие  построение торгового ассортимента 

Наряду с покупательским спросом, в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает производство товаров. Потребности населения в товарах складываются исторически; в них отражается достигнутый обществом уровень экономического и культурного развития, национальные и другие особенности. Иными словами, они определяются уровнем развития общественного производства, благосостоянием и культурой общества. Потребности идут впереди производства, стимулируя его развитие и ставя перед ним новые проблемы. В свою очередь, развитие производства расширяет ассортимент и увеличивает массу товаров, вызывая к жизни все новые и новые потребности. Общество должно подчинять производство удовлетворению потребности людей. Как отмечалось, на формирование торгового ассортимента оказывает влияние также тип магазина и зона его деятельности. Тип торгового предприятия, характеризующийся ассортиментным профилем и его торговой площадью, определяет направление в формировании ассортимента. Например, продовольственные магазины, как известно, по ассортиментному профилю подразделяются на магазины с универсальным ассортиментом товаров (универсамы) и неспециализированные магазины с вывеской «Продукты». В соответствии с типом магазина проводится и формирование ассортимента, т. е. установление номенклатуры товарных групп и развернутого (детального) ассортимента товаров для реализации в этих магазинах. Так, при формировании ассортимента универсама необходимо обеспечить его универсализацию, т. е. наличие продовольственных товаров, всех основных товарных групп с определенной детализацией по подгруппам и наименованиям и непродовольственных товаров повседневного спроса. 

Информация о работе Формирование ассортимента на розничных торговых объектах