Формирование ассортимента в торговом салоне «Надель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Розничные предприятия сами могут выбирать поставщиков и определять Формы доставки /непосредственно изготовителем или через оптовое торговое предприятие/. В этих условиях розничному предприятию, чтобы сохранить свою значимость для потребителей, необходимо заинтересовать их путем предоставления тех дополнительных услуг, которые они не могут получить от производителей и других торговых предприятий.

Файлы: 1 файл

ассортимент торговый.doc

— 586.00 Кб (Скачать)


Введение

В рыночных условиях кооперативная торговля должна быть актив­ным торговым посредником между изготовителями товаров и потребителями. Торговля полностью утрачивает функции рас­пределителя товарных фондов и вовлекается в единый коммерчес­кий рынок   как в регионе, так и в государстве.

Происходит переориентация деятельности торговли с выполнения распределенческих функций, превалирующих в ее деятельности ранее, на коммерческие функции, экономическое регулирование отношений, связанных с производством, поставками в торговую сеть, продажей.

В условиях рынка существенные изменения претерпевают хозяйственны связи между предприятиями розничной и оптовой тор­говли. Они становятся равноправными партнерами в хозяйственных взаимоотношениях с оптовыми предприятиями.

Розничные предприятия  сами могут выбирать поставщиков и определять Формы доставки /непосредственно изготовителем или через оптовое торговое предприятие/. В этих условиях розничному предприятию, чтобы сохранить свою значимость для потребителей, необходимо заинтересовать их путем предоставления тех дополнительных услуг, которые они не могут получить от производителей и других торговых предприятий.

Таким образом, торговые предприятия должны реорганизовать свою работу с тем, чтобы вести ее на коммерческой основе, не только обеспечивав постоянное и бесперебойное снабжение своих покупателей необходимыми товарами, но и предоставлять им допол­нительные услуги, заинтересовывающие партнеров.

Все это в более обширном порядке, я рассмотрю в своей курсовой работе на примере предприятия розничной торговли салона «Надель».

 

1. Формирование торгового ассортимента.

1.1. Понятие,    об    ассортименте    товаров,    классификация торгового ассортимента.

Переход России от плановой к рыночной экономике внес серьезные изменения как в понятие о самом това­ре в целом, так и в весь потребительский рынок. Кри­териями современного состояния потребительского рын­ка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами, соотношение спроса и предложения. Именно это соотношение спроса и предложения опреде­ляет насыщенность рынка товарами, степень удовлет­ворения спроса, широту, полноту и структуру ассорти­мента, качество товаров.

Источниками наполнения рынка товарами являют­ся отечественное промышленное и сельскохозяйствен­ное производство, а также импорт товаров. Для совре­менного состояния потребительского рынка характер­ны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента. Вытес­нение с рынка отечественных товаров импортными выз­вано двумя основными причинами. Во-первых — это низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров вследствие плохого качества упаковки и мар­кировки. Внешне многие импортные товары превосхо­дят отечественные. Иногда подводит качество самих то­варов, недостаточность или полное отсутствие рекла­мы и других средств информации о товаре, слабонала­женные каналы распределения, повышенные цены. Во-вторых, сказывается былая привлекательность импор­тных товаров, закупаемых ранее централизованно че­рез государственные внешнеторговые организации. Но в последние годы качество импортных товаров, посту­пающих на российский рынок, резко снизилось. По дан­ным Государственной торговой инспекции, бракуется от 30 до 80% партий импортных товаров. Насыщен­ность рынка товарами постоянно растет. Это происходит не только за счет импорта товаров, но и вследствие падения платежеспособного спроса. В условиях насы­щенного рынка качество отечественных товаров посто­янно улучшается, так как производители товаров осоз­нали, что качество — один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров. Перспективы развития потребительского рынка связана с мерами государствен­ного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производителя, а также социально-не­защищенных слоев населения. Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструкту­ры торговли, конкурентной сферы, проведение всерос­сийских и межрегиональных ярмарок; усиление конт­роля за качеством товаров и соблюдением правил тор­говли. С учетом конъюнктуры, сложившейся на рос­сийском потребительском рынке, важное значение при­обретают рациональное управление ассортиментом, то­варными потоками, товарными запасами. Большую роль играет обеспечение качества товаров и количество их на разных этапах товародвижения.

Конечной целью любой коммерческой деятельности является максимальное удовлетворение жизненных по­требностей человека. Объектами торговой коммерчес­кой деятельности являются товары и сопутствующие им услуги (по хранению, подготовке к продаже, конт­ролю качества) и работа по организации товародвиже­ния. Товар — это материальная продукция, предназ­наченная для купли-продажи в ходе коммерческой де­ятельности. Товар — сложное понятие и не менее слож­ный материальный объект, обладающий потребительс­кими свойствами.

Ассортимент товаров — это набор товаров, фор­мируемый по определенным признакам и удовлетворя­ющий разнообразные аналогичные и индивидуальные потребности.

Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетаю­щихся по определенному признаку.

Основными группировочными признаками товаров в ассортименте являются:

— производственный;

—  сырьевой;

—  потребительский.

Товарная номенклатура — это перечень однородных или разнородных товаров общего назначения. На­пример: товарная номенклатура предприятий-изгото­вителей.

Очень немногие фирмы-изготовители предлагают рын­ку только лишь один товар. Как правило, они изготов­ляют и продают несколько товаров, а также могут ока­зывать различные услуги. Эти товары и услуги опреде­ляют товарную номенклатуру фирмы-изготовителя.

Товарная номенклатура — это совокупность всех производимых товаров (услуг), предлагаемых фирмой-изготовителем для продажи. Рассматривая такую совокупность, можно выделить отдельные группы, схожие по своим потребительским характеристикам или при­званные удовлетворять определенную потребность. Та­кие группы товаров называются ассортиментными груп­пами (например, для парфюмерно-косметической фир­мы — одеколон, духи, губная помада и т. д.).

Каждая ассортиментная группа состоит из отдель­ных ассортиментных позиций. Например,  ассортимен­тная группа «Одеколон» может состоять из двух ассор­тиментных позиций: одеколон «Престиж» и одеколон «Маэстро».

Товарный ассортимент — совокупность всех ассор­тиментных групп, изготовляемых фирмой.

Он характеризуется:

      широтой (количеством изготовляемых ассортиментных групп);

      глубиной (количеством ассортиментных позиций в ассортиментной группе);

      насыщенностью (количеством ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);

      гармоничностью (степенью близости товаров раз­личных ассортиментных групп с точки зрения их по­требителя или каких-то иных покупателей).

Торговый ассортимент представляет собой номенк­латуру товаров, подлежащих продаже в розничной тор­говой сети. Торговый ассортимент формируется с уче­том специализации предприятия торговли, материаль­но-технической базы и «потребительского спроса. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные от­расли: продовольственные и непродовольственные то­вары. Каждая из отраслей делится на товарные груп­пы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ас­сортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т. д,

По потребительскому назначению товары подразде­ляют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду и т. д.

Важным признаком классификации являются осо­бые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящие­ся и нескоропортящиеся.

С учетом сложности ассортимента различаются то­вары простого и сложного ассортимента, К товарам простого ассортимента относятся товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, по­варенная соль, хозяйственное мыло и т. д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю класси­фикацию по различным признакам (фасон, размер и т. д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т. д.).

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в которые входят однородные по признаку единства про­изводственного происхождения товары. Например, то­варная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви; группа посу­ды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.

Каждая подгруппа складывается из товаров различ­ных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги — женские, мужские и детские; мебель — для кухни, жилой ком­наты и т. д.)- Внутри каждого вида товары могут отли­чаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т. д.), т. е. подразделяться на разновидности.

С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассор­тимент — это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассор­тимент представляет собой детализацию группового ас­сортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связа­ны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется коли­чеством товарных групп и наименований, а глубина — количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализирован­ных магазинов состоит из большого количества разно­видностей соответствующих товаров и является более глубоким.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, раз­новидностей, марок, типов, наименований. В зависи­мости от широты охвата товаров различают следую­щие виды ассортимента:

-  простой — набор товаров, состоящий из .неболь­шого количества групп товаров, удовлетворяющих ог­раниченное число потребностей (например: товары по­вседневного спроса);

-  сложный — набор товаров из большого количе­ства групп, видов, разновидностей, удовлетворяющий разнообразные потребности (например: в универмагах);

- групповой — набор однородных товаров, объеди­ненных общностью признаков (например: молочные, хлебобулочные, обувные, одежные и др.);

- видовой — набор товаров различных видов и наи­менований, удовлетворяющий аналогичные потребнос­ти (например: молоко пастеризованное, стерилизован­ное, сгущенное — ассортимент молока). Видовой ассор­тимент является составной частью группового ассорти­мента. К примеру, ассортимент молока как часть ас­сортимента молочных товаров;

- марочный — набор товаров одного вида мароч­ных наименований или относящихся к группе мароч­ных (например: престижные марки автомобилей, обу­ви, духов, марочных вин и др.);

- развернутый — набор товаров, включающий зна­чительное количество подгрупп, видов, разновиднос­тей, наименований (например: в магазинах аудио- и видеотехники продают три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны, имеющие большое количество товаров разных классов сложности и торговых марок);

-сопутствующий — набор товаров, выполняющих вспомогательные функции (например: в обувном мага­зине -- предметы ухода за обувью; в продовольственном магазине — мыло, спички, хозяйственные това­ры);

-смешанный — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (например: в сельских магазинах, торгующих непродовольственными и
продовольственными товарами).

По степени удовлетворения потребностей разли­чают рациональный и оптимальный ассортимент. Ра­циональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потреб­ности. Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максималь­но полезным эффектом для потребителя.

В зависимости от характера потребностей ассорти­мент может быть:

- реальный - товар, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;.

-   прогнозируемый - ассортимент товаров, кото­рый может удовлетворить предлагаемые потребности:

-   учебный ассортимент товаров, систематизированный по определенным признакам для учебных целей.

Классификация ассортимента товаров

Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и ха­рактер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

—  повседневного спроса — наиболее часто и даже
ежедневно приобретаемые населением товары;

—  периодического спроса — товары, покупка кото­рых осуществляется периодически;

- редкого спроса — предметы длительного пользо­вания, срок службы которых обычно превышает пять лет.

 

Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реа­лизация которых осуществляется в определенные пе­риоды (сезоны года)!

Спрос на товары может быть стабильным (устойчи­вым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям.

С учетом этого товары делятся на следующие груп­пы:

-         товары стабильного спроса;

-         товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям;

-         товары твердо сформулированного спроса;

-         товары альтернативного спроса;

-         товары импульсного спроса.

Для рационального формирования ассортимента то­варов в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупа­телей. В состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетво­рения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак (напри­мер, «Товары для женщин») либо особенности образа жизни, проведения досуга («Товары для садовода», «То­вары для туриста» и др.).

 

1.2. Этапы формирования, ассортимента товаров в магазине и
факторы, влияющие на его формирование.

От состава и своевременного обновления ассортимента товаров в магазинах в значительной мере зависят сте­пень удовлетворения спроса, количественные и каче­ственные показатели хозяйственной деятельности роз­ничных торговых предприятий. Отсутствие в магази­нах отдельных достаточных товаров, их узкий, неста­бильный или не соответствующий запросам покупате­лей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, увеличивают затраты времени населения на поиск нуж­ных товаров.

Поэтому при формировании ассортимента товаров в розничной торговой сети важнейшим требованием является максимальное удовлетворение спроса покупате­лем при наименьших затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы торговых предприятий.

Информация о работе Формирование ассортимента в торговом салоне «Надель»