Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:37, курсовая работа
Розничные предприятия сами могут выбирать поставщиков и определять Формы доставки /непосредственно изготовителем или через оптовое торговое предприятие/. В этих условиях розничному предприятию, чтобы сохранить свою значимость для потребителей, необходимо заинтересовать их путем предоставления тех дополнительных услуг, которые они не могут получить от производителей и других торговых предприятий.
В рыночных условиях кооперативная торговля должна быть активным торговым посредником между изготовителями товаров и потребителями. Торговля полностью утрачивает функции распределителя товарных фондов и вовлекается в единый коммерческий рынок как в регионе, так и в государстве.
Происходит переориентация деятельности торговли с выполнения распределенческих функций, превалирующих в ее деятельности ранее, на коммерческие функции, экономическое регулирование отношений, связанных с производством, поставками в торговую сеть, продажей.
В условиях рынка существенные изменения претерпевают хозяйственны связи между предприятиями розничной и оптовой торговли. Они становятся равноправными партнерами в хозяйственных взаимоотношениях с оптовыми предприятиями.
Розничные предприятия сами могут выбирать поставщиков и определять Формы доставки /непосредственно изготовителем или через оптовое торговое предприятие/. В этих условиях розничному предприятию, чтобы сохранить свою значимость для потребителей, необходимо заинтересовать их путем предоставления тех дополнительных услуг, которые они не могут получить от производителей и других торговых предприятий.
Таким образом, торговые предприятия должны реорганизовать свою работу с тем, чтобы вести ее на коммерческой основе, не только обеспечивав постоянное и бесперебойное снабжение своих покупателей необходимыми товарами, но и предоставлять им дополнительные услуги, заинтересовывающие партнеров.
Переход России от плановой к рыночной экономике внес серьезные изменения как в понятие о самом товаре в целом, так и в весь потребительский рынок. Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами, соотношение спроса и предложения. Именно это соотношение спроса и предложения определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента, качество товаров.
Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента. Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами. Во-первых — это низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров вследствие плохого качества упаковки и маркировки. Внешне многие импортные товары превосходят отечественные. Иногда подводит качество самих товаров, недостаточность или полное отсутствие рекламы и других средств информации о товаре, слабоналаженные каналы распределения, повышенные цены. Во-вторых, сказывается былая привлекательность импортных товаров, закупаемых ранее централизованно через государственные внешнеторговые организации. Но в последние годы качество импортных товаров, поступающих на российский рынок, резко снизилось. По данным Государственной торговой инспекции, бракуется от 30 до 80% партий импортных товаров. Насыщенность рынка товарами постоянно растет. Это происходит не только за счет импорта товаров, но и вследствие падения платежеспособного спроса. В условиях насыщенного рынка качество отечественных товаров постоянно улучшается, так как производители товаров осознали, что качество — один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров. Перспективы развития потребительского рынка связана с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производителя, а также социально-незащищенных слоев населения. Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной сферы, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок; усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли. С учетом конъюнктуры, сложившейся на российском потребительском рынке, важное значение приобретают рациональное управление ассортиментом, товарными потоками, товарными запасами. Большую роль играет обеспечение качества товаров и количество их на разных этапах товародвижения.
Конечной целью любой коммерческой деятельности является максимальное удовлетворение жизненных потребностей человека. Объектами торговой коммерческой деятельности являются товары и сопутствующие им услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества) и работа по организации товародвижения. Товар — это материальная продукция, предназначенная для купли-продажи в ходе коммерческой деятельности. Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий потребительскими свойствами.
Ассортимент товаров — это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные аналогичные и индивидуальные потребности.
Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
Основными группировочными признаками товаров в ассортименте являются:
— производственный;
— сырьевой;
— потребительский.
Товарная номенклатура — это перечень однородных или разнородных товаров общего назначения. Например: товарная номенклатура предприятий-изготовителей.
Очень немногие фирмы-изготовители предлагают рынку только лишь один товар. Как правило, они изготовляют и продают несколько товаров, а также могут оказывать различные услуги. Эти товары и услуги определяют товарную номенклатуру фирмы-изготовителя.
Товарная номенклатура — это совокупность всех производимых товаров (услуг), предлагаемых фирмой-изготовителем для продажи. Рассматривая такую совокупность, можно выделить отдельные группы, схожие по своим потребительским характеристикам или призванные удовлетворять определенную потребность. Такие группы товаров называются ассортиментными группами (например, для парфюмерно-косметической фирмы — одеколон, духи, губная помада и т. д.).
Каждая ассортиментная группа состоит из отдельных ассортиментных позиций. Например, ассортиментная группа «Одеколон» может состоять из двух ассортиментных позиций: одеколон «Престиж» и одеколон «Маэстро».
Товарный ассортимент — совокупность всех ассортиментных групп, изготовляемых фирмой.
Он характеризуется:
широтой (количеством изготовляемых ассортиментных групп);
глубиной (количеством ассортиментных позиций в ассортиментной группе);
насыщенностью (количеством ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);
гармоничностью (степенью близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных покупателей).
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Торговый ассортимент формируется с учетом специализации предприятия торговли, материально-технической базы и «потребительского спроса. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).
В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т. д,
По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду и т. д.
Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.
С учетом сложности ассортимента различаются товары простого и сложного ассортимента, К товарам простого ассортимента относятся товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т. д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т. д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т. д.).
Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в которые входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви; группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.
Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги — женские, мужские и детские; мебель — для кухни, жилой комнаты и т. д.)- Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т. д.), т. е. подразделяться на разновидности.
С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент — это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина — количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:
- простой — набор товаров, состоящий из .небольшого количества групп товаров, удовлетворяющих ограниченное число потребностей (например: товары повседневного спроса);
- сложный — набор товаров из большого количества групп, видов, разновидностей, удовлетворяющий разнообразные потребности (например: в универмагах);
- групповой — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков (например: молочные, хлебобулочные, обувные, одежные и др.);
- видовой — набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющий аналогичные потребности (например: молоко пастеризованное, стерилизованное, сгущенное — ассортимент молока). Видовой ассортимент является составной частью группового ассортимента. К примеру, ассортимент молока как часть ассортимента молочных товаров;
- марочный — набор товаров одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных (например: престижные марки автомобилей, обуви, духов, марочных вин и др.);
- развернутый — набор товаров, включающий значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований (например: в магазинах аудио- и видеотехники продают три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны, имеющие большое количество товаров разных классов сложности и торговых марок);
-сопутствующий — набор товаров, выполняющих вспомогательные функции (например: в обувном магазине -- предметы ухода за обувью; в продовольственном магазине — мыло, спички, хозяйственные товары);
-смешанный — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (например: в сельских магазинах, торгующих непродовольственными и
продовольственными товарами).
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент. Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности. Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:
- реальный - товар, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;.
- прогнозируемый - ассортимент товаров, который может удовлетворить предлагаемые потребности:
- учебный ассортимент товаров, систематизированный по определенным признакам для учебных целей.
Классификация ассортимента товаров
Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.
По частоте спроса товары подразделяются на три группы:
— повседневного спроса — наиболее часто и даже
ежедневно приобретаемые населением товары;
— периодического спроса — товары, покупка которых осуществляется периодически;
- редкого спроса — предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.
Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны года)!
Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям.
С учетом этого товары делятся на следующие группы:
- товары стабильного спроса;
- товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям;
- товары твердо сформулированного спроса;
- товары альтернативного спроса;
- товары импульсного спроса.
Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей. В состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак (например, «Товары для женщин») либо особенности образа жизни, проведения досуга («Товары для садовода», «Товары для туриста» и др.).
От состава и своевременного обновления ассортимента товаров в магазинах в значительной мере зависят степень удовлетворения спроса, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности розничных торговых предприятий. Отсутствие в магазинах отдельных достаточных товаров, их узкий, нестабильный или не соответствующий запросам покупателей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, увеличивают затраты времени населения на поиск нужных товаров.
Поэтому при формировании ассортимента товаров в розничной торговой сети важнейшим требованием является максимальное удовлетворение спроса покупателем при наименьших затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы торговых предприятий.
Информация о работе Формирование ассортимента в торговом салоне «Надель»