Формирование ассортимента в торговом салоне «Надель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Розничные предприятия сами могут выбирать поставщиков и определять Формы доставки /непосредственно изготовителем или через оптовое торговое предприятие/. В этих условиях розничному предприятию, чтобы сохранить свою значимость для потребителей, необходимо заинтересовать их путем предоставления тех дополнительных услуг, которые они не могут получить от производителей и других торговых предприятий.

Файлы: 1 файл

ассортимент торговый.doc

— 586.00 Кб (Скачать)

Структура ассортимента -- удельная доля каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

Структура ассортимента в натуральном выражении применяется при определении потребности в складс­ких площадях, площади для выкладки товара.

Структура ассортимента в денежном выражении при­меняется при анализе прибыльности отдельных видов товаров.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазинах складывается из трех этапов:

—  на первом этапе устанавливается групповой ас­сортимент товаров в магазине (тем самым определяется его ассортиментный профиль). Эта работа проводится на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. В зависимости от этого будут опреде­лены место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания населения города, района и т. п.;

— на втором этапе формирования ассортимента про­изводятся расчеты структуры группового ассортимен­та, т. е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров. Структура группового ассор­тимента устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения и других факторов;

— на третьем, заключительном, этапе определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т. е. осу­ществляется подбор конкретных разновидностей това­ров в пределах каждой группы. Это наиболее ответ­ственный этап, так как весь процесс преобразования производственного ассортимента в торговый по звеньям товародвижения завершается в последнем звене -магазине. От того, насколько правильно сформирован здесь ассортимент товаров, в конечном итоге зависит удовлетворение спроса покупателей целевого рынка.

На заключительном этапе работа по формированию ассортимента ведется с учетом ожидаемых изменений в спросе населения. Также учитываются имеющиеся тор­говые и складские площади, расчетные показатели то­варооборота контингента обслуживаемых покупателей и другие факторы.

Инструментом регулирования ассортимента товаров в магазинах служит ассортиментный перечень товаров. Его рекомендуется устанавливать для каждого конк­ретного магазина с учетом его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов. На­личие таких перечней позволяет не только рациональ­но регулировать ассортимент товаров, но и системати­чески контролировать его полноту и стабильность. Пол­нота ассортимента — это соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии разработан­ному ассортиментному перечню.

Под устойчивостью (стабильностью) ассортимента товаров следует понимать бесперебойное наличие в про­даже товаров, предусмотренных ассортиментным переч­нем магазина.

Полнота и устойчивость ассортимента розничных торговых предприятий определяется с помощью пока­зателей, именуемых коэффициентами полноты и устой­чивости (стабильности) ассортимента.

Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают путем отношения фактического количества разновид­ностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортимент­ным перечнем магазина:

Кп = Рф /1Рн,

где Кп — коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату; Рф — фактическое количество разновидно­стей товаров в момент проверки; Рн — количество разновидно­стей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

На полноту ассортимента товаров в магазинах влия­ют факторы, причем, нередко случайные (например, задержка поставщиками отгрузки товаров, нарушение графика завоза и т. п.). Для нивелирования воздей­ствия случайных факторов и более правильной оценки товарного ассортимента, его полноту целесообразно оп­ределять за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина. Получаемый при этом показатель носит название коэффициента устойчивости (стабильности) ассортимента. Он рассчитывается по следующей формуле:

Куст = (Рф + Рф + ... + Рф) / Рн х п,

где Куст. — коэффициент устойчивости ассортимента то­варов в магазине за период (месяц, квартал, год); Рф, Рф, ... Рф — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок; Рн — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; п — количество проверок.

Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимен­та можно рассчитывать как по всему товарному ассор­тименту, так и по ассортименту товаров отдельных то­варных групп или потребительских комплексов. При этом учитываются только те товары, которые предус­мотрены для магазина ассортиментным перечнем.

Числовое значение коэффициентов полноты и устой­чивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. При этом, чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, тем лучше он формируется.

Определение и использование в процессе анализа то­варною ассортимента показателей, характеризующих его полноту и устойчивость, позволяют не только оце­нить, но и сопоставить ассортимент одного магазина с другим, обслуживающим один и тот же целевой рынок.

Таким образом, разработка каждым конкретным ма­газином ассортиментного перечня товаров и осуществ­ление контроля за его соблюдением способствуют луч­шему обслуживанию покупателей целевого рынка и со­зданию устойчивого ассортимента.

В случае выявления отсутствия в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, торговые предприятия должны принять меры к завозу их в ма­газин.

В условиях перехода к рыночным отношениям рабо­та по формированию ассортимента в магазинах значи­тельно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалифика­ции работников магазинов и коммерческих служб орга­низаций, которые должны располагать обширной ин­формацией о спросе покупателей, источниках возмож­ного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

При формировании в розничной торговой сети ас­сортимента продовольственных товаров необходимо учитывать фактор их взаимозаменяемости. В случае отсутствия в продаже нужного продукта или если по­купатель не удовлетворен качеством предложенного товара, он, как правило, не откладывает покупку, а ищет замену, покупая другой продукт с аналогичной пищевой ценностью. Особенно это проявляется внутри группы товаров, но существует и межгрупповая взаи­мозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, карто­фель крупами, макаронами и т. д. Кроме того, на про­довольственные товары спрос комплексный, т. е. при совершении покупки приобретаются продукты, допол­няющие друг друга, например, мясо, жиры, овощи; хлеб, молоко, чай, сахар и т. д. Учитывая постоянство тре­бований и комплексность спроса на товары из рациона питания, необходимо при формировании ассортимента уделять им первоочередное значение.

Покупательский спрос на товары простого и слож­ного ассортимента также имеет свои отличия, которые необходимо учитывать при формировании ассортимен­та. Так, на товары простого ассортимента, которые имеют незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердо формулируемый и не допускающий замены этих товаров. Наоборот, при по­купке товаров сложного ассортимента, насчитывающих десятки и сотни разновидностей, в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость. Причем, многие из этих товаров являются товарами периодического спро­са, т. е. не покупаются и не потребляются ежедневно.

Ряд продовольственных товаров возможно в произ­водственных условиях максимально подготовить к упот­реблению в виде полуфабрикатов, концентратов, кули­нарных изделий. При современном ритме жизни спрос на эти товары особенно растет.

Необходимо также отметить, что на спрос и потреб­ление многих товаров, в особенности продуктов пита­ния оказывает влияние сезонность их производства (мо­лочных, мяса, овощей, фруктов и др.). Вследствие это­го происходит неравномерность их потребления в тече­ние года и спрос переключается на товары, их заменя­ющие. Например, в зимний и весенний периоды увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы, за­меняющие свежие плоды и овощи; весной и в начале лета при недостатке картофеля увеличивается продажа круп и макаронных изделий и т. д. Проблема сглажи­вания сезонности в потреблении пищевых продуктов решается в известной степени путем создания сезонных запасов соответствующих товаров, что особо следует учитывать при формировании ассортимента.

На спрос оказывают также влияние факторы соци­ального и экономического характера, такие как:

—  размеры денежных доходов населения, его чис­ленность, социальный, профессиональный и половоз­растной состав;

- уровень розничных цен и их соотношений;

—  деятельность предприятий общественного питания;

объем привозов продуктов животноводства и ра­стениеводства из других регионов;

— географические и климатические особенности про­живания населения;

— национальные и исторические особенности труда и быта населения данного района и другие.

Большинство перечисленных факторов спроса может быть учтено при формировании ассортимента товаров, так как многие имеют конкретное числовое выражение и являются постоянно действующими для определенно­го района. Их можно рассматривать в качестве элемен­тов, определяющих силу воздействия спроса на форми­рование ассортимента.

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса импульс­ный. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный. Устойчивый или твердо сформулиро­ванный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже од­нородным товаром. Спрос на многие продовольствен­ные, в отличие от непродовольственных товаров, ха­рактеризуется высокой степенью устойчивости.

Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особеннос­тями. Альтернативный спрос допускает взаимозаменя­емость товаров в пределах группы, подгруппы или раз­новидности товаров. К товарам альтернативного спро­са можно отнести, например, кондитерские изделия, обувь, одежду и др.

Импульсный спрос возникает непосредственно в тор­говом предприятии под воздействием рекламы, выклад­ки товаров, предложений продавца. Это спрос чаще всего на малоизвестные или неизвестные товары. Импульсив­ный спрос зачастую вызывается наличием в ассорти­менте магазинов новинок в товарном ассортименте.

Существенным фактором формирования ассорти­мента является цена товара. Покупатель чаще всего обязательно определяет для себя предельную цену или диапазон цен, в пределах которого он собирается упла­тить за покупку. Поэтому одним из критериев рацио­нального построения ассортимента товаров в магазине служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью.

В условиях непрерывного расширения и обновления ассортимента товаров, выпускаемых промышленностью, возрастающих требований покупателей к ассортименту и качеству товаров вопросы правильного формирова­ния товарного ассортимента для розничных торговых предприятий различных типов приобретают исключи­тельно большое значение.

Наряду с покупательским спросом, в качестве ос­новного фактора, влияющего на формирование ас­сортимента, выступает производство товаров. Потреб­ности населения в товарах складываются исторически; в них отражается достигнутый обществом уровень эко­номического и культурного развития, национальные и другие особенности. Иными словами, они определяют­ся уровнем развития общественного производства, бла­госостоянием и культурой общества. Потребности идут впереди производства, стимулируя его развитие и ста­вя перед ним новые проблемы. В свою очередь, разви­тие производства расширяет ассортимент и увеличива­ет массу товаров, вызывая к жизни все новые и новые

потребности. Общество должно подчинять производство удовлетворению потребностей людей.

Как отмечалось, на формирование торгового ассор­тимента оказывает влияние также тип магазина и зона его деятельности. Тип торгового предприятия, харак­теризующийся ассортиментным профилем и его торго­вой площадью, определяет направление в формирова­нии ассортимента. Например, продовольственные ма­газины, как известно, по ассортиментному профилю подразделяются на магазины с универсальным ассор­тиментом товаров (универсамы) и неспециализирован­ные магазины с вывеской «Продукты». В соответствии с типом магазина проводится и формирование ассорти­мента, т. е. установление номенклатуры товарных групп и развернутого (детального) ассортимента товаров для реализации в этих магазинах/Так, при формировании ассортимента «универсама» необходимо обеспечить его универсализацию, т. е. наличие продовольственных товаров всех основных товарных групп с определенной детализацией по подгруппам и наименованиям и не­продовольственных товаров повседневного спроса. Фор­мирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости от которой они подразделяются на:

- предприятия, обслуживающие жилую зону в пре­делах пешеходной доступности. В городах пешеходная доступность принята в радиусе 0,5 км, в сельской мес­тности — 2 км;

-  предприятия, обслуживающие город и сельский район и цепом или его большие составные части в пре­делах общегородской (общерайонной) транспортной до­ступности.

Магазины «Товары повседневного спроса», размеща­ясь преимущественно в жилой зоне, предназначены для снабжения населения основными продуктами и непро-ДОИОМ1.СТ1НМШЫМИ товарами повседневного спроса. Спе­циализированные же магазины обслуживания населе­ния города, например, районного значения, должны иметь широкий внутригрупповой ассортимент, удовлет­воряющий спрос населения во всем многообразии товаров — представителей той товарной группы, которую реализует данный специализированный магазин.

Информация о работе Формирование ассортимента в торговом салоне «Надель»